Страховые компании продолжают твердить – ОСАГО не выгодно: ежегодно деятельность автоюристов в «токсических» регионах страны наносит им миллиардные ущербы. Также, по данным страховщиков, 80% правозащитников при этом используют нелегальные схемы по отъему денег. По ту сторону баррикад – мнение самих автоюристов. Они уверены, что цифры эти завышены в попытке оправдать повышающие коэффициенты на «автогражданку» и спихнуть на кого-то вину за собственные убытки. Мнение обеих сторон – в нашем материале.
Страховщики: за год «черные автоюристы» принесли ущерба на 18 млрд рублей
Такие шокирующие данные по России за 2015 год были озвучены на прошлой неделе в рамках круглого стола, посвященного проблемам ОСАГО.
«Причины убыточности данного вида страхования в “токсических” регионах страны, включая Челябинскую область, – в активности недобросовестных автоюристов, – говорит директор Челябинской дирекции Уральского окружного филиала СК “Согласие” Тимур Жаппаспаев. – Используя различные схемы, как легальные, так и нелегальные, они предъявляют страховым компаниям не только саму сумму ущерба, нередко завышенную, но и все сопутствующие судебные расходы, оценки экспертизы и так далее».
По данным РСА, к проблемным («токсическим») регионам по ОСАГО относятся Челябинская, Волгоградская, Ростовская и Мурманская области, а также Краснодарский край.
При этом автоюристы, по заверениям страховщиков, нацелены не на защиту интересов автомобилистов, а на извлечение сверхприбылей. Абсолютное большинство из них, а именно 80%, прибегают к нелегальным схемам и всяческим махинациям. Еще 10% действуют в рамках закона. Оставшиеся 10% пользуются всяческими лазейками и дырами – «ходят по грани», отмечают представители страховых компаний.
По итогам 2015 года в одном из «токсических» регионов страны – Челябинской области – автоюристы нанесли ущерба страховым на 178 млн рублей.
Автоюристы: страховщики завышают цифры по ущербу, преследуя свои интересы
Правозащитники, занимающиеся спорами по ОСАГО в суде, с такими нападками со стороны страховщиков категорически не согласны. Более того, они объясняют подобные жалобы желанием спихнуть на кого-то ответственность за собственные убытки, а также найти обоснование и подготовить почву для введения очередных повышающих коэффициентов на полисы ОСАГО.
Большое сомнение у автоюристов вызывают и данные статистики, согласно которым 80% из них, по сути, являются мошенниками.
«В подавляющем большинстве случаев все ситуации в спорах со страховыми компаниями решаются через суд. Если бы схемы и требования были незаконными, то суды как минимум отказывали в исках, – пояснил свою позицию автоюрист Лев Воропаев. – Кроме того, по закону выносились бы определения в отношении таких юристов с последующим возбуждением уголовных дел в больших количествах. Однако, напротив, суды более чем в 90% случаев удовлетворяют иски автоюристов».
Те суммы денег, которые взыскиваются сверх нанесенного автомобилю ущерба, по мнению юристов, в большинстве случаев также на совести самих страховщиков.
«Это практически в полном объеме взысканные через суд разницы в суммах между оценками страховых компаний и независимыми экспертами, а также пени, штрафы, неустойки за незаконный отказ или несвоевременность, заниженность выплат страхового возмещения, – утверждают автоюристы. – То есть эти деньги полностью завязаны на неправомерных действиях именно самих страховых».
Значит ли это, что «черные автоюристы» – миф, раскручиваемый страховыми компаниями?
Как не прискорбно, но нет. Действительно, есть недобросовестные автоюристы, которые так или иначе оставляют в дураках либо страховую компанию, либо пострадавшего автомобилиста.
«Такие юристы работают зачастую вне рамок правового поля и сами преступают закон, – говорит адвокат компании “Стерлигов, Тараканов и партнеры” Александр Щербинин. – Из-за них люди, которые действительно пострадали в ДТП, не могут получить страховое возмещение либо получают его в минимальном размере. А “черные юристы” тем временем взыскивают убытки при отсутствии реальных ДТП либо искусственно завышают сумму нанесенного ущерба».
В рамках все того же круглого стола по проблемам ОСАГО в регионе эксперты выделили несколько схем, которые используют недобросовестные автоюристы:
1. Выкуп права требования у участника ДТП за 30-40% от реальной суммы нанесенного ущерба.
Человек появляется рядом с потерпевшим либо на месте ДТП, либо в пункте оформления в ГИБДД и предлагает взять все судебные тяжбы на себя, из своего кармана заплатив при этом потерпевшему за разбитую машину. Правда в том, что сумма эта меньше реальной. К тому же впоследствии недобросовестный автоюрист отобьет ее в суде, а потерпевший останется не у дел – на ремонт ему, скорее всего, не хватит.
2. Завышение суммы нанесенного автомобилю ущерба.
Автоюрист привлекает к экспертизе компанию, которая намеренно насчитывает гораздо большие суммы ущерба. Утверждается, что тут в ход могут пустить как фотомонтаж и фальсификацию документов, так и дополнительное нанесение повреждений. Например, царапина на каком-либо элементе может здорово увеличить конечную цифру, поскольку по требованиям в таких случаях под покраску идет весь элемент – со снятием, установкой, подбором цвета и самой покраской.
К слову, частично развеяли такой способ махинаций при судах по ОСАГО сами автоюристы.
«Страховая компания всегда может попросить суд назначить экспертизу, если она не согласна с заявленными требованиями, – говорит Лев Воропаев. – С очень большой долей вероятности суд такое ходатайство удовлетворит и назначит экспертизу, которая и установит реальный ущерб».
3. Инсценировка дорожно-транспортного происшествия.
О такой схеме работы автоюристов-мошенников нам уже рассказывал адвокат Александр Щербинин. Напомним, берется дорогой и новый автомобиль. Повредив его, автоюрист через суд взыскивает со страховой не только сумму ущерба, но и утрату товарной стоимости. Затем поврежденные элементы красятся на скорую руку, после чего инсценируется еще одна авария с аналогичными повреждениями. Проворачивать такую схему с одним и тем же автомобилем недобросовестные автоюристы могут несколько раз.
4. Намеренное затягивание сроков сбора необходимых документов, проведения оценки и осуществления выплаты с последующим требованием неустоек.
Отрицать, что тяжбы по ОСАГО стали прибыльным бизнесом для автоюристов, бессмысленно. Есть мнение, что толчок к его развитию дали сами страховщики, на первых порах обижавшие своих клиентов низкими выплатами и тем самым вынуждавшие их обращаться в суд.
«Однозначно проблема “черных автоюристов” существует, она не вымышленная. Однако вина в возникновении данной проблемы лежит в большей степени на самих страховщиках, – подтверждает Александр Щербинин. – Именно их политика по занижению выплат, необоснованному отказу в выплатах по страховке привела к появлению “помощников” на данном рынке. Если бы участник ДТП знал, что он быстро и в полном объеме получит выплату по ОСАГО, то не обращался бы за помощью, а взаимодействовал со страховой лично. Не нужны были бы независимые оценки, юристы, суды».
Сократить ущербы, наносимые автоюристами, сегодня надеются за счет введения натурального возмещения по ОСАГО – когда ущерб будет покрываться ремонтом автомобиля, а не деньгами. Соответствующие поправки в закон об обязательном автостраховании Минфин планирует вынести для рассмотрения Госдумой весной 2017 года.
Марина Фомина
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com