«Ну что, старина, рванем по тому полю?» – спрашиваю я «спорта», и он согласно кивает на торможении. Давно, мол, пора. Мы сваливаемся с крутоватого съезда, и на ухабистой грунтовке наше взаимопонимание быстро крепнет. «Жаль, не развело, – расстраивает Pajero Sport. – А то бы я такое показал». Он ведь из тех, кому чем хуже – тем лучше. Но вот когда все хорошо... Как любому борцу с системой «спорту» скучно во времена благополучия.
Он в самом деле борец с системой, который с парой единомышленников (вроде LC Prado) сдерживает натиск кроссоверов, укрощая их пусть не серпом и молотом, но «супер-селектом» и бесконечными ходами подвесок. Учитесь, мол, малолетки, пока я жив. Помру, и не вспомните, кто такой Torsen. Будете думать, что приложение для Android.
Главной проблемой его предшественника я считал грузовую управляемость и тряскую подвеску, чему было вполне логичное объяснение: в основе «спорта» – модернизированная платформа пикапа L200 с рамой и мостом в задней подвеске, правда, на пружинах, а не рессорах. На неровной дороге этот мост создавал ощущение, будто в багажнике отжимает стиральная машинка, заставляя весь кузов мелко подрагивать. Причем на любой дороге.
В новом поколении ходовую часть переосмыслили, и на управляемости это сказалось благотворно: да, Pajero Sport требует уваги на входе в поворот, но по меркам «супертяжей» рулится вполне интуитивно. От попыток ехать агрессивно он страхует ощущением массы и высотой посадки, но если уж водителю хватило ума заложить лихой маневр, Pajero Sport ведет себя канонически: умеренно кренится да скользит наружу передком. Не хуже иных кроссоверов. При чересчур резких переставках возможен занос, но подобные машины и не создают для резких переставок.
Что касается комфорта, то здесь прогресс не столь очевиден. Мелкие неровности «спорт» презирает за счет размерности колес, про крупные разговор будет отдельный, но вот средние дефекты, к коим относятся рельсы, стыки и прочие язвы, он по-прежнему пересчитывает с прищуром налогового инспектора. Внимание привлекает не столько сила вибраций, сколько их длительность. Там, где кроссоверы с мясистыми подвесками (вроде Nissan Pathfinder) отвечают односложно, Pajero Sport разражается тирадой. После толчка следует эхо – такова расплата за олдскульную конструкцию задней подвески.
Зато взгляните на длину ее хода! Это же песня. На убитых дорогах тряска ощущается не меньше, зато пробить ходовую часть или чиркнуть днищем – это надо постараться. Вы когда-нибудь били очень толстого одноклассника в живот? Такого огромного увальня, по которому от вашего удара расходились волны и смех, не причиняя ему зримого вреда? Примерно таким ощущается Pajero Sport: если удары – это выстрелы, то подвеска – бронежилет.
А еще я обожаю «спорт» за сущий, казалось бы, пустяк – защищенность бамперов. При езде по холмам первый контакт с грунтом приходится либо на выпирающий зоб стальной защиты радиаторов и двигателя, либо на центр рамы, либо на задний мост. Можно ехать до контакта и не прокручивать в голове прайс-лист на запчасти. О, как это раскрепощает! Да, по этим полям я ездил на кроссоверах, но впереди шел штурман и считал колеи и пеньки, а на Pajero Sport прет напрямик и просит чего-то большего. Несмотря на приличные габариты и длинную базу, «спорт» гораздо проще использовать на все 218 мм его клиренса.
Добавим к этому упомянутую трансмиссию Super Select, которой Mitsubishi жжет сердца джиперов уже третий десяток лет. Вкратце напомню, что это универсальный солдат среди трансмиссий, который позволяет использовать только задний привод или честный полный привод с тремя дифференциалами. У большинства внедорожников полный привод либо не отключается вовсе, либо подключается жестко, что делает его нежелательным на земных твердях – только при штурме тяжелых участков.
Естественно, Mitsubishi предлагает полный арсенал внедорожных радостей: понижающая передача, блокировка центрального дифференциала Torsen (который сам по себе имеет функции самоблокировки), блокировка заднего дифференциала в базовой комплектации, а теперь – и набор вспомогательной электроники.
При включении понижайки можно выбрать один из режимов срабатывания противобуксовочной системы, например, самый строгий для езды по камням или самый расслабленный для штурма снега или грязи. При блокировании заднего дифференциала электроника отключается вовсе, позволяя уповать лишь на грубое железо и водительское мастерство.
Что интересно, кибернетика и механика уживаются в Pajero Sport весьма гармонично. Так, с диагональным вывешиванием он справляется безо всяких блокировок, потом что буксующее колесо подтормаживает система стабилизации.
Естественно, можно засадить и Pajero Sport. Это не так уж сложно, особенно если водитель и шины – не по сезону. Но лично мне нравится в таких машинах их многослойность: они оставляют запас на ошибку. Я бы не совался на «спорте» в места, где требуется весь арсенал внедорожных хитростей сразу: и блокировки, и понижайка, и возможность преодолевать броды до 700 мм. Я бы ездил там, где достаточно простого полного привода, но если вдруг глазомер или погода меня подвели, я бы знал – в запасе есть козыри (в том числе бутылка водки для тракториста). Паркетники, как правило, садятся внезапно и намертво, а при вытаскивании повреждаются хилые проушины и бампера. Внедорожник оставляет шанс поспорить с судьбой.
Оду «супер-селекту» я спел. Что там дальше по плану? Ага, эргономика. Бросается в глаза работа над интерьером, а также богатая (я бы сказал, переобогащенная) базовая комплектация, в которой сразу есть и сенсорный дисплей, и кожаный салон, и подогрев руля, и даже такие странные для хардовых машин вещи, как система предотвращения городских столкновений. Руль регулируется по вылету, сиденья имеют электроприводы, во время парковки помогает камера заднего вида с системой кругового обзора.
В целом Pajero Sport обеспечивает весьма комфортную посадку, в которой нет цитат из легкого коммерческого транспорта. Разве что широкие стойки перекрывают обзор наискосок.
Кое-какие вещи показались даже избыточными. Передний сонар, видимо, должен оповещать об опасном сближении с объектами впереди, но пока я его не деактивировал, он пищал невпопад. Система предотвращения городских столкновений тоже не безупречна и порой мешает ускорениям, расценивая их как попытку суицида.
Навороченная комплектация – тоже палка о двух концах. Не скрою, приятно сесть в автомобиль, упакованный как подарок олимпийцам, но так ли это важно тем, кто хочет использовать «супер-селект» по назначению? А если выпилить из уравнения «супер-селект» и броню ходовой части, Pajero Sport оказывается в опасной близости к все тем же кроссоверам, которые, пардон, в полтора раза дешевле. Потому что базовый «спорт» оценен в 2,75 млн рублей. Квартира с трансмиссией Super Select. No comment.
Если упоминание цены не отбило желание читать дальше, то скажу, что при рутинной эксплуатации Pajero Sport грубее паркетников, что может расцениваться как плюс или как минус, в зависимости от того, считаете ли вы, например, кирзовые сапоги пережитком прошлого или лучшей обувью на земле. Однако довольно быстро привычка делает эту разницу малозаметной. Даже парковка в тесных дворах не потребовала избыточного внимания – спасибо системе кругового обзора. Бонусом, конечно, идет ощущение солидности, которое пропорционально высоте пятой точки над дорогой – а Pajero Sport силен в этом компоненте.
Звуковое оформление под стать классу автомобиля: подвеска сравнительно тихая, лопоухие зеркала «запевают» на большой скорости, шины с выраженным протектором умеренно гудят на шершавом асфальте, двигателя большую часть времени не слышно.
Двигатель просыпается при активных ускорениях, причем его голос на удивление задорный, что несколько скрашивает динамику – в остальном она среднестатистическая. 3-литровый атмосферный мотор 6B31 MIVEC дефорсирован до 209 л.с., и сотня лошадей на тонну не делает Pajero Sport заправским спринтером. Зато восьмиступенчатый автомат демонстрирует гибкость взглядов: при равномерной езде он отирается у высших передач, а индикатор на панели приборов хвалит вас зеленой полоской эконометра. Когда же начинаешь прессовать автомобиль, коробка демонстрирует старательность, включая передачи иной раз с ударами, как у какого-нибудь спорткара. Хотя ни двигатель умеренной мощности, ни современный автомат не способны скрыть того факта, что 12 л/100 км при активной езде по трассе – это расплата за многофункциональность. Дизеля же пока нет, но обещают.
Мне понравился багажник, большой и с низким полом (запаска под свесом). Задние сиденья легко падают ниц, увеличивая погрузочный объем, но спать без их демонтажа не получится. Зато вместительность такая, что просто руки чешутся нагрузить его провиантом и махнуть туда, где можно сожрать его без завистливых глаз.
Вообще я несколько сбит с толку позиционированием автомобиля. Обрекая россиян на топовую комплектацию, Mitsubishi, видимо, надеется привлечь состоятельного дельца из старой гвардии, до известной степени сибарита, который считает джипы наилучшим транспортом для России и при этом любит систему «все включено». И с этой точки зрения Pajero Sport на своем месте: и салон удобный, и повадки сбалансированы, а проходимость и вовсе почти эталонная (с поправкой на габариты). Вот только сдается мне, «таких мужиков почти не осталось», как пелось в одной песне. И клиент, способный потратить на автомобиль почти 3 млн, склонится в пользу чего-то более престижного или, наоборот, лайтового (Hyundai Grand Santa Fe, Nissan Murano, грядущий SKODA Kodiak), а на разницу в цене прикупит уазик. Ну, либо уж прогнется под мнение большинства и сядет на банальный Prado.
Поэтому не думаю, что Pajero Sport ждут большие продажи даже в рамках своего сегмента. Тем не менее я немного завидую людям, способным купить такой автомобиль. Ведь если у тебя есть Super Select, однажды ты проснешься и спросишь себя: «А не тряхнуть ли нам стариной?» И фантазию ограничит лишь государственная граница России. Да и то не факт.
Благодарим автоцентр «Регинас» за помощь в подготовке материала.
Фото: Фото автора