Авто КоАП крепчал: лишение прав по видео

КоАП крепчал: лишение прав по видео

По новому КоАП лишать прав водителя смогут сотрудники центра видеофиксации

Лишить водителя прав в России может только суд? Так было. Однако пакет поправок в КоАП, предложенный МВД, вводит новую процедуру, при которой остаться без водительского удостоверения водитель может в заочном режиме по решению сотрудников ГИБДД.

Последний месяц мы активно обсуждали идею приравнивания любительских видеозаписей к записям с камер автоматической видеофиксации нарушений – соответствующий законопроект предложило Минкомсвязи. Проще говоря, снятое на телефон или регистратор нарушение при соблюдении ряда условий может привести к «заочному» штрафу в адрес владельца транспортного средства.

Но то было в июле. Августовские же поправки МВД оказались еще круче, ибо вобрали в себя как предыдущую идею о полном уравнивании автоматических и любительских камер (при соблюдении ряда условий), так и кое-что еще. Но обо всем по порядку.

Любительские видеозаписи

Если минкомсвязевская версия изменений вводила сложное и несколько смутное понятие «программно-технических средств видеозаписи», то в пакете изменений, предложенном МВД, конкретики больше.

Во-первых, четко определен список нарушений, за которые водитель может быть наказан по любительской видеозаписи: это нарушение правил проезда ж/д путей, проезд на запрещающий сигнал светофора (но не стоп-линия), непредоставление преимущества на перекрестках и вне их, разворот и движение задним ходом, выезд на встречную полосу, где это запрещено (кроме объезда препятствий), незаконный поворот налево, а также непропуск пешеходов.

Во-вторых, оговорено, что заявитель должен быть зарегистрирован на сайте госуслуг, а специальное приложение на его мобильном устройстве (телефоне, регистраторе, планшете) должно позволять идентифицировать автора видео, место и время съемки, а также обеспечить передачу записи соответствующим органам без искажений.

Лишение прав по видеозаписи

Напомним, что с развитием комплексов автоматической видеофиксации нарушений в статью 1.5 КоАП (презумпция невиновности) были внесены изменения, которые позволили штрафовать по умолчанию владельца транспортного средства, не вникая в вопрос, был ли он за рулем в момент нарушения.

Но важный момент: при «роботизированной» фиксации нарушения нынешний КоАП предписывает лишь штрафовать владельца, но не лишать его прав, даже если статья КоАП подразумевает такую возможность. Скажем, за первый выезд на встречку в запрещенном месте вам грозит штраф 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев, но в случае видеофиксации нарушения автоматическим комплексом – только штраф 5000 рублей. За повторное нарушение – уже год лишения прав, но при видеофиксации – снова штраф 5000 рублей.

Так вот, в новом КоАП эти послабления вымарываются из нескольких статей, включая выезд на встречку, езду по односторонней дороге «против шерсти» и превышение скорости на 80 км/час. Речь, правда, о повторных нарушениях соответствующих правил.

И если читать новый КоАП целиком, получается следующая картина. Допустим, камеры зафиксировали выезд автомобиля на встречную полосу, причем уже во второй раз за два года. Тогда владельца заочно (!) лишают прав, причем в ход идут как материалы с камер автоматической видеофиксации, так и любительские записи, если они сделаны с использованием одобренного приложения и рассмотрены компетентными органами.

Лишение через суд

Мы привыкли, что лишение прав водителей происходит исключительно по решению суда: список статей, входящих в их компетенцию, перечислен в статье 23.1 КоАП. Однако нынешний КоАП делает понятное исключение для случаев, когда нарушение зафиксировано камерами видеофиксации: поскольку за это грозит лишь безальтернативный штраф, решение принимается без судов.

В новом КоАП (по версии МВД) камеры уже могут лишать прав, причем... в обход суда! То есть исключение судебной волокиты для случаев фиксации нарушений камерами (любительскими или автоматическими) остается в силе.

На деле это означает, что владелец может быть лишен прав решением инспектора в центре видеофиксации (формально – начальником центра). Видимо, оспорить лишение прав владелец сможет после получения постановления в общем порядке.

При этом в новом КоАП есть фундаментальное противоречие, на которое нам указал автоюрист организации VseRazrulim Лев Воропаев: статья 3.8, которая и предписывает лишать водителей прав только и исключительно по решению суда, оставлена без изменений!

Другими словами, во все статьи-следствия внесены изменения, а в самую важную – нет. Поэтому до сих пор остается непонятно, что же конкретно имело в виду МВД: нам остается лишь ждать финальной версии документа.

Революция в квадрате

Проект МВД выглядит чересчур революционным и не до конца понятным. Логичным является вопрос о наказании для владельца транспортного средства, не имеющего прав в принципе (а такое возможно). И кого лишать прав, если машина зарегистрирована на юрлицо? Лев Воропаев говорит, что в этом случае административное дело будет прекращено, а значит, открывается замечательная лазейка, пусть и не для всех.

Законопроект значительно осложнит жизнь автовладельцам, которые пользуются одним автомобилем. Например, муж – владелец авто и профессиональный водитель, но машиной иногда пользуется супруга. И вот она попадается второй раз на встречке, и нашего профессионала лишают прав заочно. На деле, видимо, будет письмо счастья и 10-дневный срок на оспаривание, однако столь серьезное наказание без должных оснований породит массу конфликтов и озлобления.

Как, например, быть со спорными ситуациями, когда знаки и разметка противоречили друг другу или были установлены с нарушениями? Когда вас останавливает инспектор, вы можете по горячим следам убедиться в корректности знаков, но если в вашем распоряжении лишь запись, сделанная где-то в другом регионе месяц назад, оспорить даже нелепый штраф будет проблематично.

Однако какую-то из версий КоАП примут, причем легализация любительских камер-стукачей – вопрос, судя по всему, уже решенный. А вот идея с заочным лишением прав пока выглядит сомнительной, ибо получившийся КоАП получается беспрецедентно жестким: перспектива лишиться прав появляется в каждой поездке по межгороду. И чем больше пользователей у автомобиля – тем сильнее рискует владелец.

Фото: Фото автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Тупые никчемные мамаши»: как врачам сдерживать хамство и что говорит по этому поводу медик, возмутившая всю страну
Анонимное мнение
Мнение
«Уровень детского сада»: репетитор по русскому языку оценила закон о тестировании детей мигрантов
Елена Ракова
жительница Кургана
Мнение
Очередная новогодняя солянка? Какими получились «Ёлки-11» с турецкой звездой и «уральским пельменем»
Дарья Костомина
Редактор раздела «Культура»
Мнение
Вклады или «бетон»? Подсчитываем, как сберечь деньги при высокой инфляции
Анонимное мнение
Мнение
«От человеческих вагонов нас отделяют четыре рубля?!» Гневная колонка екатеринбурженки, прокатившейся на трамвае в Перми
Юлия Кашкина
Руководитель по развитию новых медиа
Рекомендуем
Знакомства
Объявления