Авто Чего мы лишились в кризис

Чего мы лишились в кризис

Они уходили поодиночке и целыми семьями: за два года модельное разнообразие российского авторынка сократилось почти в два раза, и из 500 моделей выжили менее 300. Некоторые потери мы пережили безболезненно, и вряд ли кто-то рыдал над последним аривидерчи «Сеата» или насупленным уходом VW Phaeton. Но есть модели, которые мы любили за их самобытность, а значит, найти им замену не так-то просто. Почтим их память и будем надеяться, что они когда-нибудь вернутся в еще лучшей форме.

SKODA Fabia

Глупо заламывать руки, ибо SKODA Fabia де-факто осталась в России в обличье родственного седана VW Polo калужской сборки, который, убеждают нас, лучше, больше, задастее – короче, 100% для россиян.

Но все-таки замена неравноценна: например, мы любили Fabia за ее 1,2-литровый безнаддувный моторчик мощностью 69 л.с., который делал машину доступной, но довольно увлекательной в езде (во многом за счет удачной механической коробки передач). В классе городских «бюджетников» сегодня можно выбрать Renault Sandero или Lada X-Ray, но, если честно, вышедшая в 2007 году Fabia II ехала лучше, собраннее и в чем-то даже комфортнее, чем современные автомобили на платформе В0. Fabia была самым недорогим способом приобщиться к немецким ценностям концерна Volkswagen, причем ее не испортили чрезмерным усложнением конструкции.

Тем более жаль, что в Россию не поставляется Fabia нового, третьего поколения, на платформе, частично унифицированной с современной тележкой MQB, которая позволила сделать машину компактнее, но вместительнее.

Классовый исход. Кризис ударил не только по отдельным маркам, но и по целым классам автомобилей, например, в России радикально сократился ассортимент мини- и компактвэнов, пикапов, горячих хетчей и непремиальных седанов Е-класса. Многие нишевые модели появились в России на волне ажиотажного роста рынка до 2008 года и в период 2010-2013 годов, однако эти модели первыми сдались под натиском кризиса – у россиян они зачастую не пользовались большим спросом и были представлены больше для ассортимента.

Suzuki Grand Vitara

Когда в 2005 году на рынок вышла новая тогда SGV, многие отмечали ее концептуальное сходство с Toyota RAV4 и клеймили модель за вторичность. Но прошло десять с лишним лет, и случилось чудо: Suzuki Grand Vitara из мейнстримовой модели превратилась в единственный среднеразмерный кроссовер, сохранивший не только честный полный привод с тремя дифференциалами (межосевой – блокируемый), но и понижающую передачу! Это был тот случай, когда не лихорадочная гонка за демоном прогресса, а сохранение старого доброго превратило автомобиль в своего рода сенсацию.

Говоря откровенно, к середине второй декады XXI века SGV устарела: простенький интерьер, средняя управляемость, умеренный комфорт, а в качестве расплаты за постоянный полный привод – повышенный аппетит. Тем не менее некоторым был нужен именно такой автомобиль, пусть непритязательный, но готовый пуститься во все тяжкие. К тому же японской сборки.

Grand Vitara числится в списке моделей на официальном сайте Suzuki, но поставки в Россию приостановлены – слишком неопределенно ее будущее при курсе доллара 60+. К тому же российский кризис застал Grand Vitara в неудачный момент, ведь еще в 2014 году компания намекала на возможное прекращение производства модели, однако под активным давлением со стороны дилеров разных стран (например, Австралии) сохранила производство в японском городе Ивата. О перспективах российских поставок теперь говорят только гипотетически: скорее, нам светит новая Grand Vitara года через три, подробностей о которой практически нет.

Остановка производства. Сильнее всего в кризис пострадали среднеценовые авто, которые импортировали из-за границы, однако свернуто производство и нескольких локализованных моделей: ушла Nissan Teana, прекращен выпуск Renault Fluence, а бегство GM означало остановку выпуска всех моделей на питерском заводе компании: Opel Antara, Chevrolet Captiva, Opel Astra, Chevrolet Cruze.

Mazda MX-5

Эта модель не была в лидерах продаж, но она была в сердцах многих. Многие мечтают о второй машине просто для фана, и кто-то выбирает внедорожник, а кто-то – легкий спорткар. На Mazda MX-5 скорость ощущается остро, как на мотоцикле, а километры превращаются в семечки – вроде бы наелся, но рука тянется за еще одной, последней. А потом еще. И еще. Ведь лето короткое, и нужно запасать впрок.

Заднеприводный родстер с близкой к идеальной развесовке и спортивным характером – в России это вызов устоям и традициям. Mazda MX-5 невозможно понять прагматичной частью мозга, которая напоминает нам, во сколько нужно забрать детей из спортшколы. Это олицетворение автомобильного эгоизма, когда вы отказываете родственнику в перевозке тяжестей не из лени, а потому что тяжести сюда не войдут. Вы должны выбирать строго одного спутника в единицу времени, а это делает атмосферу особенно доверительной.

Недавно вышло новое поколение Mazda MX-5, и нам даже не хочется травить вам душу рассказом, насколько она стала легче, быстрее, лучше, а еще – красивее.

Уход MX-5, столь предсказуемый и логичный, олицетворяет собой еще и смерть в России целого класса фан-каров, которые делали наши мечты чуть разнообразнее: родстеры, кабриолеты, купе, горячие хетчи – нам сейчас не до вас. А жаль.

Дальше – хуже? В будущем производители будут подходить к формированию модельных рядов в России куда более осмотрительно, и дело не только в курсах валют. С 2017 года обязательной становится система ЭРА-ГЛОНАСС, которая страшна не сама по себе, а необходимостью сертификации каждой модели с проведением двух краш-тестов специально для России. В отношении моделей с низким прогнозируемым спросом это попросту невыгодно, поэтом возить автомобили для галочки будут реже.

Nissan Juke

Его либо ругали, либо хвалили, но обязательно взахлеб. Это был автомобиль-тролль, который не боялся быть поруганным, а это редкое ныне качество.

Абстрагируясь от внешности (вопрос вкуса), Nissan Juke было и за что отметить. Если среди компактных кроссоверов были те, что едут не хуже иных купе, то это Juke. Он был интуитивно-понятен и в меру провокационен. Его сложный полный привод с двойной муфтой подключения задних колес позволял бросать автомобиль в «заднеприводный» занос. В версии Nismo он отличался солидной динамикой разгона и во всех версиях будоражил кровь затейливым оформлением интерьера и мускулистыми крыльями в зеркалах заднего вида.

При этом его компактность делала Juke довольно удобным городским автомобилем, который не боится ни тесных парковок, ни весенних кочек.

В его главные минусы я бы записал даже не дизайн экстерьера, а очень уж скромный багажник. Впрочем, есть масса моделей с гораздо большим багажником, но вот таких, как Juke, пожалуй, нет.

Для галочки. Ряд брендов ушел официально, и в их числе – Seat, Alfa Romeo, Acura, Opel, Chevrolet. Другие же еще не объявили о «разводе» с Россией, однако существенно сократили активность: SsangYong и Great Wall распродают старые запасы, Honda работает с парой моделей по предзаказу, Peugeot, Citroen, Mitsubishi, Subaru, Mazda и Suzuki держатся, но ограниченный ассортимент востребованных моделей оставляет мало места для маневра.

Honda Civic

Honda Civic всегда была чуть горячее прямых конкурентов – «верховые» моторы VTEC обязывали. Но восьмое поколение Civic просто влюбляло.

Его экстравагантный дизайн создавал иллюзию, что этот шоу-кар годится разве что для выставок, однако Civic был довольно практичным автомобилем, в котором не было оригинальности ради оригинальности. В его характере были спортивные нотки, а 1,8-литровый мотор впечатлял экономичностью.

За такую душевную щедрость мы готовы были простить Civic и его саркастический просвет, и дерганый робот, потому что талант может себе позволить несколько странностей.

К девятому поколению Civic заплыл то ли жирком, то ли силиконом и утратил лаконичность дизайна, а заодно и часть сильных качеств, вроде дерзковатой управляемости и заманчивого интерьера. Однако Honda быстро сориентировалась и начала выпускать апгрейды. В этом году и вовсе представлено десятое поколение хетча, но нам не светит и оно.

Даже с учетом американских горок, на которых Civic мечется от успехов к спадам, нам будет не хватать этой модели, ведь если от иных производителей мы не ждем ничего, кроме эволюционного прогресса, то Honda Civic умел удивлять.

Сегодня Honda представляет в России лишь два кроссовера – CR-V и Pilot, ни один из которых не возбуждает так, как Civic VIII.

Чтобы закончить на мажорной ноте, вспомним: свято место пусто не бывает. АВТОВАЗ удачно зашел в нишу бюджетных седанов с Lada Vesta, российский офис Renault спроектировал специально для России кроссовер Kaptur, Hyundai готовится к старту производства Creta, Toyota локализует RAV4, а Nissan перенес из английского Сандерленда в Ленинградскую область производство Qashqai для России. Модели, которые по-настоящему востребованы рынком, остаются.

Кто еще ушел

1 из 19

Фото: Фото производителей и автора

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Ноги будут гореть огнем». Бортпроводник «Уральских авиалиний» — о том, как правильно выбрать место в самолете
Кирилл Фрош
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Не хватало мне любви по жизни, и я ее покупал»: честный рассказ человека с огромными долгами по кредиткам
Дмитрий М.
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Рекомендуем
Знакомства
Объявления