Авто фоторепортаж Деревянный "Москвич", сталинский пикап и автомобиль из "Операции Ы": гуляем по автомузею УГМК

Деревянный "Москвич", сталинский пикап и автомобиль из "Операции Ы": гуляем по автомузею УГМК

Специально для читателей E1.RU сделал виртуальную экскурсию.

Сейчас в экспозиции музея представлены 150 экспонатов.
 | www.e1.ruСейчас в экспозиции музея представлены 150 экспонатов.
 | www.e1.ru
Сейчас в экспозиции музея представлены 150 экспонатов.

В УГМК задумали создать лучший автомобильный музей в России. Коллекцию машин представили широкой публике ещё в мае 2013 года, когда построили здание для Музея боевой славы. Но автомобили в окружении военной техники смотрелись несколько странно.

– В середине февраля Андрей Анатольевич Козицын (гендиректор УГМК. – Прим. ред.) поставил задачу открыть автомобильный музей к маю [2016-го]. В качестве временной площадки выбрали только что отремонтированный цех готовой продукции. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы успеть подготовить его к сроку, – рассказывает директор автомузея Станислав Чуркин.

В итоге в цеху уместилось около 150 экспонатов: примерно половина приходится на автомобили, а остальные – это мотоциклы и велосипеды.

– Мы стараемся, чтобы все автомобили, которые представлены в музее, были в идеальном состоянии. Если бы это была частная коллекция, то могло бы быть иначе. Вдоль всей экспозиции растянуты баннеры, через которые проносят дух времени от 30-х до 91-го года. К этому же промежутку относятся и автомобили. Мы показываем время через машины и наоборот, – объясняет Станислав Чуркин.

У входа стоят велосипеды.
У входа стоят велосипеды.
У входа стоят велосипеды.

Многие экспонаты не могут выезжать за пределы музея, так как они восстановлены ровно в том виде, в каком производились. К примеру, ездить с механическими тормозами сейчас запрещено, а именно их устанавливали в тридцатые года прошлого века.

На самом деле заводской антураж придаёт особую атмосферу – будто тут лет семьдесят назад стоял конвейер, и с него сходили "Москвичи" или "Волги". Впрочем, эта ситуация временная – через два года рядом с военным музеем появится автомобильный. Построить здание для него должны к декабрю 2017 года, а через полгода, в мае, он уже заработает. Новый музей должен получиться масштабным – в нём будет четыре этажа (для сравнения, экспозиция военной техники располагается в трёхэтажном здании).

В музее УГМК большая коллекция мотоциклов. И у каждого есть своя история.
В музее УГМК большая коллекция мотоциклов. И у каждого есть своя история.
В музее УГМК большая коллекция мотоциклов. И у каждого есть своя история.

– Мы для себя выбрали тематику – отечественный автопром. Наша цель – собрать всё, что связано с той эпохой. И мы хотим стать лучшими в этой сфере, – отметил Станислав Чуркин.

Сколько будет машин и мотоциклов в новом музее, в УГМК пока не раскрывают. Но очевидно, что никак не меньше 400 экспонатов. Только стоять они будут не так плотно, как сейчас в цеху. К тому же появятся какие-то интерактивные развлечения.

Пока же машины стоят на закрытой территории "Уралэлектромеди". Именно поэтому мы решили сделать небольшую ознакомительную экскурсию по музею и показать самые интересные экземпляры.

Уникальность экскурсии ещё и в том, что вы можете увидеть машины не только снаружи, но и изнутри. Для рядовых посетителей такая опция недоступна.

Экскурсия по музею длится около часа, но поскольку Станислав Чуркин – сам коллекционер, то наша прогулка продлилась более двух – он нам рассказал о наиболее интересных экспонатах музея.

ГАЗ-М415

В конце 30-х считалось, что в модельной линейке автопроизводителя должен быть пикап. В 1936 году ГАЗ выпустил легендарную "эмку". На её же базе решили создать и пикап.

Один из самых интересных экспонатов – такие пикапы выпускали лишь с 1939 по 1941 год. Добро на появление этой машины дал лично Сталин: "Это незаменимая машина для колхозов!" Всё так, но ведь ни до каких колхозов они не добрались.
Один из самых интересных экспонатов – такие пикапы выпускали лишь с 1939 по 1941 год. Добро на появление этой машины дал лично Сталин: "Это незаменимая машина для колхозов!" Всё так, но ведь ни до каких колхозов они не добрались.
Один из самых интересных экспонатов – такие пикапы выпускали лишь с 1939 по 1941 год. Добро на появление этой машины дал лично Сталин: "Это незаменимая машина для колхозов!" Всё так, но ведь ни до каких колхозов они не добрались.
Кузов рассчитан на 500 килограммов полезного груза или шестерых колхозников.
Кузов рассчитан на 500 килограммов полезного груза или шестерых колхозников.
Кузов рассчитан на 500 килограммов полезного груза или шестерых колхозников.
За два года выпустили 5 382 пикапа. Но спустя 75 лет "живых" машин фактически не осталось. Реставрация этого экземпляра продолжалась более года. Пришлось купить ещё три "донора", чтобы установить оригинальные запчасти.
За два года выпустили 5 382 пикапа. Но спустя 75 лет "живых" машин фактически не осталось. Реставрация этого экземпляра продолжалась более года. Пришлось купить ещё три "донора", чтобы установить оригинальные запчасти.
За два года выпустили 5 382 пикапа. Но спустя 75 лет "живых" машин фактически не осталось. Реставрация этого экземпляра продолжалась более года. Пришлось купить ещё три "донора", чтобы установить оригинальные запчасти.

Москвич 400–422 "Буратино"

В музее УГМК собрана отличная коллекция "Москвичей" – равная ей есть только в одном из столичных музеев. Ещё в июле 1945 года советские специалисты вывезли из Германии чертежи "Опель Кадет К38". Планировалось, что выпуск малолитражных авто запустят через полгода, но процесс затянулся, так как документация была обрывочной и неполной. В итоге первый "Москвич" сошёл с конвейера лишь в декабре 1946 года.

Сейчас такие машины называют "каблучками" – их используют для коммерческих целей. Конструкторы весьма нетривиальным образом решили проблему с дефицитом металла в стране после войны – значительную часть кузова сделали из дерева. Их начали производить в конце 1947 года.
Сейчас такие машины называют "каблучками" – их используют для коммерческих целей. Конструкторы весьма нетривиальным образом решили проблему с дефицитом металла в стране после войны – значительную часть кузова сделали из дерева. Их начали производить в конце 1947 года.
Сейчас такие машины называют "каблучками" – их используют для коммерческих целей. Конструкторы весьма нетривиальным образом решили проблему с дефицитом металла в стране после войны – значительную часть кузова сделали из дерева. Их начали производить в конце 1947 года.
Именно за деревянный кузов этот "Москвич" получил прозвище "Буратино". По идее, он был рассчитан на 200 килограммов полезного груза, но в реальности перевозили в два раза больше.
Именно за деревянный кузов этот "Москвич" получил прозвище "Буратино". По идее, он был рассчитан на 200 килограммов полезного груза, но в реальности перевозили в два раза больше.
Именно за деревянный кузов этот "Москвич" получил прозвище "Буратино". По идее, он был рассчитан на 200 килограммов полезного груза, но в реальности перевозили в два раза больше.
К тому же в дождливую погоду берёзовый кузов набухал, а потому до наших дней дожило слишком мало таких машин. В России сейчас таких всего лишь две штуки. Реставраторам удалось восстановить чертежи и сделать точь-в-точь как с завода, вплоть до способа крепления деревянных частей.
К тому же в дождливую погоду берёзовый кузов набухал, а потому до наших дней дожило слишком мало таких машин. В России сейчас таких всего лишь две штуки. Реставраторам удалось восстановить чертежи и сделать точь-в-точь как с завода, вплоть до способа крепления деревянных частей.
К тому же в дождливую погоду берёзовый кузов набухал, а потому до наших дней дожило слишком мало таких машин. В России сейчас таких всего лишь две штуки. Реставраторам удалось восстановить чертежи и сделать точь-в-точь как с завода, вплоть до способа крепления деревянных частей.
Этот "Москвич" проехал практически 500 тысяч километров!
Этот "Москвич" проехал практически 500 тысяч километров!
Этот "Москвич" проехал практически 500 тысяч километров!

Москвич 400 пикап

Оказывается, "Москвич" выпускал и пикапы. Конкретно этот экземпляр нашли случайно на одном из аэродромов в Сибири – он возил аккумуляторы.
Оказывается, "Москвич" выпускал и пикапы. Конкретно этот экземпляр нашли случайно на одном из аэродромов в Сибири – он возил аккумуляторы.
Оказывается, "Москвич" выпускал и пикапы. Конкретно этот экземпляр нашли случайно на одном из аэродромов в Сибири – он возил аккумуляторы.
В серию пикапы не пошли, а потому всего было выпущено менее 1 000 таких машин.
В серию пикапы не пошли, а потому всего было выпущено менее 1 000 таких машин.
В серию пикапы не пошли, а потому всего было выпущено менее 1 000 таких машин.
Первоначально их использовали для перевозки установок запуска первых отечественных турбореактивных самолётов.
Первоначально их использовали для перевозки установок запуска первых отечественных турбореактивных самолётов.
Первоначально их использовали для перевозки установок запуска первых отечественных турбореактивных самолётов.

Москвич-411

Принято считать, что советский автопром был вторичным и просто копировал разработки мировых концернов. Но вот, к примеру, Москвич-411 появился слишком рано. В 1958 году конструкторы решили сделать полноприводную версию универсала. Но за три года выпустили лишь 1 500 штук и проект закрыли.

Полноприводные универсалы выпускают крупнейшие мировые концерны, например, Volvo или Audi.
Полноприводные универсалы выпускают крупнейшие мировые концерны, например, Volvo или Audi.
Полноприводные универсалы выпускают крупнейшие мировые концерны, например, Volvo или Audi.

ГАЗ-М-21 "Волга"

Старые "Волги", как многие называют "21-ю", до сих пор нередко можно увидеть на улицах города. Наверное, это одна из самых популярных моделей отечественного "раритета".

ГАЗ-21 был реальным рывком для советского автомобилестроения середины 50-х. К примеру, на небольшую часть первой серии устанавливали коробку автомат. Правда, технологически новинка не прижилась. Тот же автомат попросту мало кто умел обслуживать, в дефиците было и специальное масло для коробки. Так что многие владельцы меняли его на механику. В итоге было выпущено лишь 700 "автоматических" ГАЗ-21. В ближайшее время такой экземпляр появится в музее.

В музее УГМК представлены все три серии "Волги". С 1956 по 1970 год выпустили 639 тысяч таких авто.
В музее УГМК представлены все три серии "Волги". С 1956 по 1970 год выпустили 639 тысяч таких авто.
В музее УГМК представлены все три серии "Волги". С 1956 по 1970 год выпустили 639 тысяч таких авто.
Отличительная внешняя черта первой серии – звезда на решётке радиатора. Изначально она должна была быть другой, но модель в Кремле принимал Маршал Победы Георгий Жуков. И ему предложенный вариант не понравился. Конструкторы логично сообразили, что звезду маршал критиковать не станет.
Отличительная внешняя черта первой серии – звезда на решётке радиатора. Изначально она должна была быть другой, но модель в Кремле принимал Маршал Победы Георгий Жуков. И ему предложенный вариант не понравился. Конструкторы логично сообразили, что звезду маршал критиковать не станет.
Отличительная внешняя черта первой серии – звезда на решётке радиатора. Изначально она должна была быть другой, но модель в Кремле принимал Маршал Победы Георгий Жуков. И ему предложенный вариант не понравился. Конструкторы логично сообразили, что звезду маршал критиковать не станет.
Первое, что бросается в глаза, большие окна. Площадь остекления у ГАЗ-21 была на 40% больше, чем у "Победы". Диван же складывался и получалась огромная кровать, площадь которой 2,7 квадратных метра.
Первое, что бросается в глаза, большие окна. Площадь остекления у ГАЗ-21 была на 40% больше, чем у "Победы". Диван же складывался и получалась огромная кровать, площадь которой 2,7 квадратных метра.
Первое, что бросается в глаза, большие окна. Площадь остекления у ГАЗ-21 была на 40% больше, чем у "Победы". Диван же складывался и получалась огромная кровать, площадь которой 2,7 квадратных метра.
Все "Волги" уже в базе имели радиоприёмник.
Все "Волги" уже в базе имели радиоприёмник.
Все "Волги" уже в базе имели радиоприёмник.
По нынешним стандартам – маленькое и неудобное зеркало.
По нынешним стандартам – маленькое и неудобное зеркало.
По нынешним стандартам – маленькое и неудобное зеркало.
Третья серия "Волги": максимально простая внешне, но зато с более мощным двигателем в 75 "лошадок". Именно такая машина снималась в фильме Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля".
Третья серия "Волги": максимально простая внешне, но зато с более мощным двигателем в 75 "лошадок". Именно такая машина снималась в фильме Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля".
Третья серия "Волги": максимально простая внешне, но зато с более мощным двигателем в 75 "лошадок". Именно такая машина снималась в фильме Эльдара Рязанова "Берегись автомобиля".

Прогулочный катер "Волга"

Катер виден издалека – он установлен на специальном постаменте. И сначала не совсем понятно, что он делает в автомобильном музее, но стоит присмотреться, и становится понятно, что в нём установлен салон от ГАЗ-21.

Катер отреставрировали, но на воде его пока не испытывали.
Катер отреставрировали, но на воде его пока не испытывали.
Катер отреставрировали, но на воде его пока не испытывали.
"Волговский" салон в катере смотрится богато.
"Волговский" салон в катере смотрится богато.
"Волговский" салон в катере смотрится богато.

Инвалидки

Коллекция транспортных средств для инвалидов, которая собрана в музее, очень хорошо показывает отношение государства к людям с ограниченными возможностями.

Мотоколяска К-1В "Киевлянин". После войны встала проблема обеспечения ветеранов транспортными средствами. По какой причине конструкторы решили, что инвалидам будет удобно ездить в коляске с таким управлением – совершенно непонятно. Управлять такой повозкой было очень сложно, и в 1952 году выпуск прекратили.
Мотоколяска К-1В "Киевлянин". После войны встала проблема обеспечения ветеранов транспортными средствами. По какой причине конструкторы решили, что инвалидам будет удобно ездить в коляске с таким управлением – совершенно непонятно. Управлять такой повозкой было очень сложно, и в 1952 году выпуск прекратили.
Мотоколяска К-1В "Киевлянин". После войны встала проблема обеспечения ветеранов транспортными средствами. По какой причине конструкторы решили, что инвалидам будет удобно ездить в коляске с таким управлением – совершенно непонятно. Управлять такой повозкой было очень сложно, и в 1952 году выпуск прекратили.
В 1952 году появилась мотоколяска СМЗ-С1Л по прозвищу "Циклоп", но уже с крышей. Конструкторы стремились максимально удешевить её: кузов был изготовлен с применением каркаса из обыкновенных металлических труб, мотор имел мощность всего лишь 4 лошадиных силы.
В 1952 году появилась мотоколяска СМЗ-С1Л по прозвищу "Циклоп", но уже с крышей. Конструкторы стремились максимально удешевить её: кузов был изготовлен с применением каркаса из обыкновенных металлических труб, мотор имел мощность всего лишь 4 лошадиных силы.
В 1952 году появилась мотоколяска СМЗ-С1Л по прозвищу "Циклоп", но уже с крышей. Конструкторы стремились максимально удешевить её: кузов был изготовлен с применением каркаса из обыкновенных металлических труб, мотор имел мощность всего лишь 4 лошадиных силы.
Рулевое управление сконструировали на основе мотоциклетного. За шесть лет собрали 19 тысяч таких колясок.
Рулевое управление сконструировали на основе мотоциклетного. За шесть лет собрали 19 тысяч таких колясок.
Рулевое управление сконструировали на основе мотоциклетного. За шесть лет собрали 19 тысяч таких колясок.
В 1970 году наконец появилась инвалидка с цельнометаллической крышей. Такие машины выпускали вплоть до 1997 года.
В 1970 году наконец появилась инвалидка с цельнометаллической крышей. Такие машины выпускали вплоть до 1997 года.
В 1970 году наконец появилась инвалидка с цельнометаллической крышей. Такие машины выпускали вплоть до 1997 года.

Современные авто

Последняя часть музея посвящена современным авто. К примеру, та же "копейка" до сих пор встречается на дорогах.

– Итальянцы пытались "спихнуть" устаревший вариант Fiat 124, но конструктор ВАЗа категорически отказался ставить нижнеклапанный двигатель, так как его нельзя модернизировать. В итоге остановились на верхнеклапанном. Когда появился этот автомобиль, то все поняли, что такое плавность и скорость, – рассказывает Станислав Чуркин.

Эта "копейка" 1970 года выпуска. Она была выпущена в декабре, а первые пять машин были сделаны в апреле того же года к дню рождения Ленина, а в августе стартовало серийное производство.
Эта "копейка" 1970 года выпуска. Она была выпущена в декабре, а первые пять машин были сделаны в апреле того же года к дню рождения Ленина, а в августе стартовало серийное производство.
Эта "копейка" 1970 года выпуска. Она была выпущена в декабре, а первые пять машин были сделаны в апреле того же года к дню рождения Ленина, а в августе стартовало серийное производство.
Мечта всех советских пацанов конца 80-х – "восьмёрка": короткое крыло, низкая приборная панель. Идеальный автомобиль для создания гоночной версии.
Мечта всех советских пацанов конца 80-х – "восьмёрка": короткое крыло, низкая приборная панель. Идеальный автомобиль для создания гоночной версии.
Мечта всех советских пацанов конца 80-х – "восьмёрка": короткое крыло, низкая приборная панель. Идеальный автомобиль для создания гоночной версии.
"Москвичи" активно принимали участие в сверхдлинных ралли-рейдах вроде "Лондон-Сидней" (1968) и "Лондон-Мехико" (1970), "Западные Сафари – Аргунгу" (1973).
"Москвичи" активно принимали участие в сверхдлинных ралли-рейдах вроде "Лондон-Сидней" (1968) и "Лондон-Мехико" (1970), "Западные Сафари – Аргунгу" (1973).
"Москвичи" активно принимали участие в сверхдлинных ралли-рейдах вроде "Лондон-Сидней" (1968) и "Лондон-Мехико" (1970), "Западные Сафари – Аргунгу" (1973).
В первые годы выпуска значительная часть 412-х шла на экспорт. Сборка автомобиля осуществлялась в Болгарии и Бельгии.
В первые годы выпуска значительная часть 412-х шла на экспорт. Сборка автомобиля осуществлялась в Болгарии и Бельгии.
В первые годы выпуска значительная часть 412-х шла на экспорт. Сборка автомобиля осуществлялась в Болгарии и Бельгии.
Грузовой вариант "Москвича".
Грузовой вариант "Москвича".
Грузовой вариант "Москвича".
Если бы 41-й появился не в 1986 году, а лет на шесть-восемь раньше, то его бы смело можно было назвать современным. Но "Москвич" всё больше отставал от конкурентов, и в 90-е прекратил своё существование.
Если бы 41-й появился не в 1986 году, а лет на шесть-восемь раньше, то его бы смело можно было назвать современным. Но "Москвич" всё больше отставал от конкурентов, и в 90-е прекратил своё существование.
Если бы 41-й появился не в 1986 году, а лет на шесть-восемь раньше, то его бы смело можно было назвать современным. Но "Москвич" всё больше отставал от конкурентов, и в 90-е прекратил своё существование.

Мотоциклы

В коллекции УГМК большое количество мотоциклов.

Автомобиль из "Операции Ы"

Конечно, сейчас музею УГМК не хватает интерактивности – машины трогать и открывать нельзя. Зато есть автомобильчик точно такой, какой был в фильме Гайдая. В нём можно посидеть и сделать фото.

Инвалидка СМЗ С-ЗА из к/ф "Операция "Ы" Серпуховского мотоциклетного завода.
Инвалидка СМЗ С-ЗА из к/ф "Операция "Ы" Серпуховского мотоциклетного завода.
Инвалидка СМЗ С-ЗА из к/ф "Операция "Ы" Серпуховского мотоциклетного завода.

Попасть в цех можно только на специальном автобусе. Каждые полтора часа он отъезжает от Музея боевой славы, всего 5 рейсов в день. Сейчас в день проходит чуть больше ста человек. Для взрослых билет стоит 100 рублей.

Фото: Артём УСТЮЖАНИН / E1.RU

Панорама: Антон ФЕДОРЧЕНКО / E1.RU
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Рекомендуем
Знакомства
Объявления