В УГМК задумали создать лучший автомобильный музей в России. Коллекцию машин представили широкой публике ещё в мае 2013 года, когда построили здание для Музея боевой славы. Но автомобили в окружении военной техники смотрелись несколько странно.
– В середине февраля Андрей Анатольевич Козицын (гендиректор УГМК. – Прим. ред.) поставил задачу открыть автомобильный музей к маю [2016-го]. В качестве временной площадки выбрали только что отремонтированный цех готовой продукции. Пришлось изрядно потрудиться, чтобы успеть подготовить его к сроку, – рассказывает директор автомузея Станислав Чуркин.
В итоге в цеху уместилось около 150 экспонатов: примерно половина приходится на автомобили, а остальные – это мотоциклы и велосипеды.
– Мы стараемся, чтобы все автомобили, которые представлены в музее, были в идеальном состоянии. Если бы это была частная коллекция, то могло бы быть иначе. Вдоль всей экспозиции растянуты баннеры, через которые проносят дух времени от 30-х до 91-го года. К этому же промежутку относятся и автомобили. Мы показываем время через машины и наоборот, – объясняет Станислав Чуркин.
Многие экспонаты не могут выезжать за пределы музея, так как они восстановлены ровно в том виде, в каком производились. К примеру, ездить с механическими тормозами сейчас запрещено, а именно их устанавливали в тридцатые года прошлого века.
На самом деле заводской антураж придаёт особую атмосферу – будто тут лет семьдесят назад стоял конвейер, и с него сходили "Москвичи" или "Волги". Впрочем, эта ситуация временная – через два года рядом с военным музеем появится автомобильный. Построить здание для него должны к декабрю 2017 года, а через полгода, в мае, он уже заработает. Новый музей должен получиться масштабным – в нём будет четыре этажа (для сравнения, экспозиция военной техники располагается в трёхэтажном здании).
– Мы для себя выбрали тематику – отечественный автопром. Наша цель – собрать всё, что связано с той эпохой. И мы хотим стать лучшими в этой сфере, – отметил Станислав Чуркин.
Сколько будет машин и мотоциклов в новом музее, в УГМК пока не раскрывают. Но очевидно, что никак не меньше 400 экспонатов. Только стоять они будут не так плотно, как сейчас в цеху. К тому же появятся какие-то интерактивные развлечения.
Пока же машины стоят на закрытой территории "Уралэлектромеди". Именно поэтому мы решили сделать небольшую ознакомительную экскурсию по музею и показать самые интересные экземпляры.
Уникальность экскурсии ещё и в том, что вы можете увидеть машины не только снаружи, но и изнутри. Для рядовых посетителей такая опция недоступна.
Экскурсия по музею длится около часа, но поскольку Станислав Чуркин – сам коллекционер, то наша прогулка продлилась более двух – он нам рассказал о наиболее интересных экспонатах музея.
ГАЗ-М415
В конце 30-х считалось, что в модельной линейке автопроизводителя должен быть пикап. В 1936 году ГАЗ выпустил легендарную "эмку". На её же базе решили создать и пикап.
Москвич 400–422 "Буратино"
В музее УГМК собрана отличная коллекция "Москвичей" – равная ей есть только в одном из столичных музеев. Ещё в июле 1945 года советские специалисты вывезли из Германии чертежи "Опель Кадет К38". Планировалось, что выпуск малолитражных авто запустят через полгода, но процесс затянулся, так как документация была обрывочной и неполной. В итоге первый "Москвич" сошёл с конвейера лишь в декабре 1946 года.
Москвич 400 пикап
Москвич-411
Принято считать, что советский автопром был вторичным и просто копировал разработки мировых концернов. Но вот, к примеру, Москвич-411 появился слишком рано. В 1958 году конструкторы решили сделать полноприводную версию универсала. Но за три года выпустили лишь 1 500 штук и проект закрыли.
ГАЗ-М-21 "Волга"
Старые "Волги", как многие называют "21-ю", до сих пор нередко можно увидеть на улицах города. Наверное, это одна из самых популярных моделей отечественного "раритета".
ГАЗ-21 был реальным рывком для советского автомобилестроения середины 50-х. К примеру, на небольшую часть первой серии устанавливали коробку автомат. Правда, технологически новинка не прижилась. Тот же автомат попросту мало кто умел обслуживать, в дефиците было и специальное масло для коробки. Так что многие владельцы меняли его на механику. В итоге было выпущено лишь 700 "автоматических" ГАЗ-21. В ближайшее время такой экземпляр появится в музее.
Прогулочный катер "Волга"
Катер виден издалека – он установлен на специальном постаменте. И сначала не совсем понятно, что он делает в автомобильном музее, но стоит присмотреться, и становится понятно, что в нём установлен салон от ГАЗ-21.
Инвалидки
Коллекция транспортных средств для инвалидов, которая собрана в музее, очень хорошо показывает отношение государства к людям с ограниченными возможностями.
Современные авто
Последняя часть музея посвящена современным авто. К примеру, та же "копейка" до сих пор встречается на дорогах.
– Итальянцы пытались "спихнуть" устаревший вариант Fiat 124, но конструктор ВАЗа категорически отказался ставить нижнеклапанный двигатель, так как его нельзя модернизировать. В итоге остановились на верхнеклапанном. Когда появился этот автомобиль, то все поняли, что такое плавность и скорость, – рассказывает Станислав Чуркин.
Мотоциклы
В коллекции УГМК большое количество мотоциклов.
Автомобиль из "Операции Ы"
Конечно, сейчас музею УГМК не хватает интерактивности – машины трогать и открывать нельзя. Зато есть автомобильчик точно такой, какой был в фильме Гайдая. В нём можно посидеть и сделать фото.
Попасть в цех можно только на специальном автобусе. Каждые полтора часа он отъезжает от Музея боевой славы, всего 5 рейсов в день. Сейчас в день проходит чуть больше ста человек. Для взрослых билет стоит 100 рублей.
Панорама: Антон ФЕДОРЧЕНКО / E1.RU