Верховный суд России встал на сторону автомобилистов, которые попали в ДТП из-за любителей обогнать поток машин по обочине. Судья решил, что подобные водители не имеют никаких преимуществ перед другими участниками движения, поэтому в подобной аварии виновником признают того, кто ехал с краю.
Начало этой истории положено в 2014 году, когда вечером в селе Богатое Самарской области на перекрестке столкнулись два автомобиля. Один из них поворачивал налево, другой ехал прямо, но передвигался по обочине. Прибывшие на место ДТП сотрудники ГИБДД решили наказать обоих водителей: первого – за то, что не уступил помехе справа, второго – за езду вне проезжей части. Такое решение не устроило поворачивающего налево водителя. Да, согласно пункту 3 статьи 12.14 КоАП РФ мужчина отделался предупреждением, но при этом он потерял страховые выплаты и получил повышенную ставку по ОСАГО.
Пострадавший отправился искать правду в суд. Только ни районные, ни областные судьи в Самарской области на сторону истца не встали и постановление и.о. начальника ОГИБДД МО МВД России «Богатовский» отменять не спешили. А вот в Верховном суде страны указали на пункт 9.9 Правил дорожного движения, который запрещает движение транспортных средств по обочине. В данной ситуации водитель, движущийся вне проезжей части, не имел никаких преимуществ. Соответственно, при повороте налево истец не обязан был ему уступать. Прошлые решения были отменены, а вся вина легла на «обочечника».
«К сожалению, это решение не станет некой панацеей для всех российских водителей. Не нужно забывать, что в нашей стране не работает прецедентное право. В подобных ситуациях инспекторы Госавтоинспекции будут продолжать возлагать вину на обоих участников ДТП. А дальше людям предоставляют право выяснить истину в суде. Причем своего добьются только самые терпеливые. Ведь нет никаких гарантий, что все завершится во второй или третьей инстанции. Пока дело дойдет до Верховного суда, люди потратят много времени и нервов. Поэтому многие пострадавшие мирятся с несправедливым постановлением, ведь это не уголовное дело, и все живы. Если же человек встает на сложный путь отстаивания собственных прав, то в конечном итоге он добивается желаемого», – комментирует решение суда юрист Павел Одинцов.
Нельзя сказать, что нарушение пункта 9.9 ПДД и наложение административного штрафа по части 1 статьи 12.15 КоАП РФ – полторы тысячи рублей – пользуется большой популярностью в отношениях водителей и сотрудников Госавтоинспекции.
«Никогда не видел, чтобы штрафовали тех, кто объезжает пробки. Да и смысл ставить экипаж ДПС на такой участок дороги? Тогда проще пропускать наглецов, чем видеть, как займут несколько рядов для их поимки. Вот у нас в стране активно развиваются камеры, которые ловят за нарушение определенных пунктов ПДД, и после водители получают письма со штрафами. Так почему эти камеры ловят за стоп-линию, пересечение которой редко кому вредит, а за то, что человек едет по обочине, поймать не могут? Тут и нарушение серьезнее, да и сумма наказания больше», – рассказывает водитель с 23-летним стажем Олег Панкратов.
Не стоит забывать, что Правила дорожного движения предусматривают и исключения, когда по обочине ехать разрешается. Например, это позволено машинам дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб. Если автомобиль везет груз к помещению, которое расположено непосредственно у обочины, а к нему отсутствует иной способ подъезда, то водитель имеет право выбрать кратчайший путь по краю проезжей части.
Фото: Фото Александра Файрузова