Дальнобойщики из 43 регионов страны подняли новую волну протестов. Враг все тот же – платежная система «Платон». Верные своему первому слову водители большегрузов сообщают, что не успокоятся до тех пор, пока полностью не отменят «оброк» за проезд по федеральным дорогам.
О том, что забастовки дальнобойщиков возобновятся с 20 февраля, было известно еще в начале месяца. Тогда пресс-секретарь протестующих Таисия Никитенко заявила, что бойкотировать «Платон» предположительно будут в 20 регионах России. Сегодня цифра значительно увеличилась.
«С 20 февраля по 1 марта пройдет забастовка дальнобойщиков, которые призывают не брать заказы и не выезжать в рейсы», – сообщает Таисия Никитенко «Интерфаксу».
Известно, что на сегодняшний день образовались два крупных лагеря бастующих – в Санкт-Петербурге на стоянке у торгового центра «Мега-Дыбенко» и в «Химках». Акции более скромного масштаба замечены на дорогах в Вологодской, Тюменской и Нижегородкой областей, а также в Хакасии.
«Платон» – платежная система, взимающая с грузовых авто массой от 12 тонн плату за проезд по федеральным дорогам. На сегодняшний день тариф составляет 1,53 руб. за 1 км. пути. Изначально он составлял 3,73 руб.
Стоит отметить, что в своей борьбе за бесплатный проезд водители проявляют стойкость и непоколебимость. Массовые протесты по поводу большегрузого оброка начались еще в прошлом году: акция «улитка», бесконечные бдения у офисов «Платона», митинги на обочинах трасс – чего они только не делали. В итоге сперва были серьезно снижены штрафные санкции для игнорирующих «Платон», затем сразу несколько этапов пересмотра прошла тарифная сетка. Планировалось, что километр пути для большегрузов будет стоить 3,73 руб. Затем цифра снизилась до 3,06 руб., а сегодня она составляет 1,53 руб. С 1 марта 2016 года она должна была вырасти в два раза, однако в конце прошлой недели стало известно, что этого не произойдет как минимум до осени – тариф заморожен.
Сообщается, что решение о его изменении (в большую или меньшую сторону) будет приниматься в октябре по итогам мониторинга работы системы за девять месяцев 2016 года. Кроме того, ранее предлагалось еще и отменить транспортный налог для владельцев фур, но выпадение в результате этого солидной части региональных бюджетов заставило правительство отказаться от такой идеи. В итоге уважить дальнобойщиков решили другим послаблением. В начале февраля Минтранс и Минфин сообщили о разработке законопроекта, предлагающего засчитывать плату за проезд большегрузов как транспортный налог: «Законопроект предусматривает пересмотр правил исчисления транспортного налога как для юридических лиц, так и для индивидуальных предпринимателей. Новые правила позволят засчитывать начисленные ранее средства в системе “Платон” в счет транспортного налога», – поясняют в Минтрансе.
Но никакие уступки властей пока не свернули дальнобойщиков с пути – на плакатах все так же красуются надписи «Нет Платону» и «Хватит нас грабить». Извозчики продолжают отказываться от заказов, предпочитая забастовки рабочим рейсам.
По данным Росавтодора сегодня в системе «Платон» зарегистрированы 123 тыс. владельцев более 650 тыс. ТС массой свыше 12 тонн. Регистрацию прошли более 95% крупных российских грузоперевозчиков. Оформлено свыше 3,8 млн маршрутных карт. За три месяца работы в дорожный фонд собрано 3,3 млрд рублей.
«Платон» – тема больная и противоречивая. Сами дальнобойщики в социальных сетях усиленно анонсируют свои протесты и акции, заявляют внушительное количество участников, а также предупреждают – платный проезд для фур обернется удорожанием перевозимых товаров (продуктов питания в том числе) и ударит по всем гражданам. А Росавтодор приводит результаты опросов, согласно которым протестующих не так уж и много. Исследование «Взимание платы с большегрузного транспорта: мнение вовлеченных сторон» проводилось Всероссийским центром общественного мнения (ВЦИОМ) в период с 9 по 18 января в 10 городах и 130 населенных пунктах 46 областей РФ.
«Большинство автолюбителей (62%) и представителей бизнеса (60%) считает, что введение системы взимания платы с большегрузного транспорта за пользование дорогами в принципе необходимо, – сообщил директор фонда ВЦИОМ Константин Абрамов. – Помимо этого, 59% владельцев легковых автомобилей признают справедливым введение платы для тех, кто использует дорогу для заработка».
Кроме того, по словам Абрамова, абсолютное большинство опрошенных водителей фур и бизнесменов-перевозчиков не бастовали и в антиплатоновских акциях не участвовали, «так как уверены, что протесты не приведут к отмене системы, а доставят неудобство гражданам».
Что касается удорожания перевозимых продуктов, то есть и такие прогнозы. Заведующий научно-исследовательским отделом управления перевозками грузов автомобильным транспортом ОАО «НИИАТ» Иван Батищев сообщил, что стоимость овощей, фруктов, молока и крупы за счет платы с большегрузов может возрасти до 0,2%. Мясные продукты питания, вино-водочные изделия, одежда и обувь подорожают не более чем на 0,02%. Интересно, что спустя пару недель после этого сообщения российское представительство компании Danone заявило, что по некоторым направлениям в нашей стране стоимость перевозки их грузов выросла на 80-100% именно из-за «Платона».
Система «Платон» была запущена 15 ноября 2015 года.
«Буквально за одну ночь стоимость ряда наших маршрутов возросла на 25%. На южном направлении рост составил 80–100%, – рассказал глава российской компании Бернар Дюкро на страницах «Газеты.ru». – Что нам сказали наши транспортные партнеры? “Вам нужны фуры, вам нужен грузовик – платите”».
Между тем пристальное внимание уделяется и тому, насколько корректно работает сама система «Платон». Было зафиксировано уже несколько серьезных сбоев, и заплатить за это, вероятно, придется оператору – ООО «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Напомним, сбой, произошедший практически сразу после запуска платежной системы, вызвал своего рода большегрузый коллапс – сайт «Платона» перестал работать, лишив возможности дальнобойщиков зарегистрироваться и оплатить проезд. Опасаясь тогда еще конских штрафов, водители фур массово не вышли в рейсы. Росавтодор в связи со всем этим инициировал проверку оператора. Сегодня она уже завершена, и вскоре РТИТС будет выставлен штраф на сумму, по предварительным данным, превышающую десять миллионов рублей.
Фото: Фото Александра Файрузова