С тех пор, как были обнародованы планы Росавтодора на текущий год, согласно которым новых дорог в 2016 году строить не будут, воздух сотрясает один вопрос – а как же «Платон»? На днях ответ на него был дан: деньги, полученные с большегрузов, пойдут на платные участки трасс в отдельных регионах. Дальнобойщики эту новость приняли далеко не с восторгом. Почему – читайте в нашем материале.
На днях Росавтодор обнародовал информацию, согласно которой главным кандидатом на получение собранных «Платоном» средств становится новая платная трасса вокруг Хабаровска. Проект в скором времени будет представлен руководству Минтранса России и Росавтодора, а также 40 заинтересованным инвесторам. Пока известно, что скоростная дорога будет представлять из себя 26 километров четырехполосной проезжей части высшей технической категории и включать в себя 24 моста и путепровода, а также 5 автомобильных развязок. Заявляется также,что она призвана улучшить доступность и обеспечить дополнительное развитие инфраструктуры Хабаровского края за счет выведения транзитного транспорта за пределы города. Новая трасса свяжет между собой сразу три федеральные автодороги – А-370 «Уссури», Р-297 «Амур» и А-375 «Восток».
«Расчетная финансовая модель подразумевает заключение концессионного соглашения сроком на 15 лет с учетом софинансирования проекта в размере не более 24,8 млрд рублей из средств регионального и федерального бюджетов, – говорится в сообщении Федерального дорожного агентства. – При этом рассматривается привлечение федеральных средств, собранных системой «Платон».
Возмущает дальнобойщиков, которые продолжают бастовать против «Платона», тот факт, что деньги с него планируют направить не туда, куда заявлялось изначально. Напомним, система «Платон» взимает плату за каждый пройденный километр пути по федеральным дорогам грузовыми авто, чья масса составляет 12 тонн и более. По сути под указанные весовые критерии попадают абсолютно все автопоезда – их полная масса может достигать до 41 тонны. Почему именно они оказались под оброком в 1,57 руб./км? Потому что, по заявлению Росавтодора, тяжелые фуры наносят наибольший вред асфальтовому полотну, а значит, и возмещать затраты на ремонт необходимо именно за их счет. К слову, такая основная цель и приписывалась «Платону» изначально: сбор средств на ремонт и реставрацию федеральных дорог общего пользования, разрушенных грузовиками. О строительстве новых объектов и улучшении дорожно-транспортной инфраструктуры также говорилось. Однако в первую очередь перевозчики и дальнобойщики ожидали все-таки распределения средств на ремонт.
«Было заявлено, что фуры наносят вред дорогам общего пользования. А также озвучена простая схема – "сломал – заплати", – говорит дальнобойщик Александр Наместников. – Средства в итоге поступили, но ни разу не было заявлено, что они пойдут на тот самый ремонт. Вместо этого – строительство новой дороги, за проезд по которой впоследствии еще и платить надо будет».
Росавтодор заявляет, что на 28 января системой «Платон» собрано уже 2,87 млрд рублей для перечисления в Федеральный дорожный фонд страны. Также в ведомстве подчеркивают, что эти средства помогут реализовать сразу несколько региональных проектов, у которых раньше практически не было шансов на претворение в жизнь. «Важно отметить, что благодаря внедрению сборов с автомобилей с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн у государства наконец-то появилась возможность претворять в жизнь инициативы регионов, у которых без дополнительного источника финансирования не было шансов на реализацию исключительно за счет бюджета субъекта Российской Федерации, – поясняют в Росавтодоре. – Помимо проектов ГЧП (государственно-частное партнерство. – Прим. автора) будет софинансироваться строительство уникальных инженерных сооружений, например мостов и тоннелей – именно на них пойдут первые поступления в дорожный фонд от системы «Платон».
Добавим, что к концу 2015 года регионы предоставили семь проектов (тех самых ранее «бесперспективных» инициатив), которые претендуют на «платоновские» деньги. И, по данным «Газеты.ру», все они являются платными участками дорог.
Между тем дальнобойщики бастовать не прекращают. Так, с 20 февраля водители, участвующие в акции против системы «Платон», начнут игнорировать заказы на доставку грузов до тех пор, пока плата за проезд по федеральным автодорогам не будет полностью отменена. По словам пресс-секретаря протестующих дальнобойщиков Таисии Никитенко, поучаствуют в бойкоте порядка 20 регионов Российской Федерации.
Напомним, на сегодняшний день стоимость одного километра пути для грузовиков массой от 12 тонн и выше составляет 1,57 руб. С 1 марта планируется увеличение тарифа до 3,06 руб./км. Изначально ценник был еще больше – 3,73 руб./км, однако из-за массовых протестов тарификацию пересмотрели. Значительно снижены были и штрафные санкции для игнорирующих «Платон» перевозчиков. Всеми этими уступками дальнобойщики не довольны: по их заявлениям, акции и протесты продолжатся до тех пор, пока плата за проезд для большегрузов не будет полностью отменена.
Фото: Фото Александра Файрузова