С наступлением 2016 года в России активно заговорили о необходимости перемен в системе обязательной «автогражданки». Вот только эти разговоры не радуют водителей. Инициативные группы, которые состоят и из депутатов, и из страховщиков, каждую неделю января «радовали» россиян проектом новых поправок в закон об ОСАГО. Предлагалось повысить тарифы для агрессивных автолюбителей, отменить расчет стоимости по мощности машины или стажу людей, которые будут вписаны в полис. Мы собрали наиболее интересные предложения, которые вскоре могут стать реальностью для российских водителей.
Без права на дополнительную компенсацию
Бывалым автовладельцам хорошо знакома ситуация, когда в тебя влетает машина и тут же в голове возникает мысль: «Опять судиться со страховой из-за ОСАГО». Действительно, ситуаций, когда оценка ущерба соответствовала реальным расходам на ремонт авто, не так много. Поэтому водители отправлялись в суд, где и получали желаемую компенсацию собственных затрат. Однако Верховный суд России решил, что потерпевшие должны получать деньги в соответствии с новыми поправками в закон об ОСАГО. Согласно этим изменениям, оценкой ущерба занимаются эксперты-техники, которые внесены в соответствующий реестр. И делают они это по единой методике, которая утверждена Центробанком. А она содержит учет износа автомобиля, за исключением тормозов и прочих систем безопасности. Выходит, что теперь владельцам транспортных средств нужно либо согласиться произвести ремонт у компании, которая заключила со страховщиками соответствующий договор, либо согласиться на ту часть компенсации, которую установили эксперты. Все это может привести к тому, что пострадавшие будут подавать судебные иски на виновников ДТП, желая компенсировать траты на новые запчасти.
Тариф «Агрессивный». Дороже в восемь раз!
А вот это нововведение понравится тем, кто устал от злостных нарушителей. Для них цены на полисы ОСАГО могут вырасти от двух до восьми раз. Такое заключение огласили специалисты Независимого актуарного информационно-аналитического центра, которые провели анализ по заказу Российского союза автостраховщиков. Они рассчитали, какими могут быть коэффициенты в ОСАГО при определенном количестве нарушений Правил дорожного движения. Аналитики предлагают два варианта расчета: учитывать все нарушения или же только серьезные. Например, в первом случае при 5-10 нарушениях ОСАГО обойдется водителю в 1,86 раза дороже, при 10-15 – в 2,06 раза, при 15-20 – в 2,26 раза, а проигнорировавшим ПДД более 35 раз – в 3,04 раза.
Вторая схема наказывает за серьезные проступки вроде выезда на встречную полосу, проезд на красный сигнал светофора или пересечение стоп-линии. При пяти нарушениях коэффициент будет повышен в 3,12 раз, а от 20 проступков – на 8,29. Примечательно, что во второй схеме отсутствует пункт за вождение в нетрезвом виде.
Специалисты центра считают, что эти изменения не повлияют на среднюю стоимость полиса ОСАГО. Ведь в России количество злостных нарушителей не превышает 5% от общего числа водителей.
Расчет без учета мощности двигателя
В Государственной думе рассматривают проект поправок в закон об ОСАГО, который изменит систему расчета стоимости «автогражданки». Автор инициативы депутат Алексей Журавлев считает, что из этой процедуры следует исключить коэффициент мощности двигателя. В пояснительной записке Журавлев указывает, что количество лошадиных сил под капотом никак не связано с авариями. Кроме того, согласно данным ряда страховых компаний за 2013 год, наиболее часто в ДТП попадали автомобили ВАЗ, ГАЗ и Hyundai, которые не оснащены мощными двигателями. Многие специалисты соглашаются с депутатом, называя повышенные коэффициенты неким «налогом на богатство». Обладание такой машиной автоматически делает владельца обеспеченным человеком, а значит, за это нужно платить. Вскоре ситуация может измениться.
Тарифы станут либеральнее
Банк России допустил расширение «тарифного коридора» ОСАГО, что сделает его более либеральным.
Произойдет это не сразу, а в несколько этапов. В ЦБ РФ считают, что это может привести к отмене «тарифного коридора», который появился летом 2014 года. «Важно получить массовые продажи полисов внутри коридора. Тогда границы можно безболезненно расширять. Если мы видим сегодня продажи полисов ближе к верхней границе, то это значит, что это либо "тарифный коридор" не совсем корректен, либо у нас низкий уровень конкуренции. И с тем, и с другим мы будем работать», – заявил первый зампред ЦБ РФ Сергей Швецов агентству «Финмаркет».
Почти 60 тысяч рублей каждому пострадавшему
В качестве бонуса приведем данные Российского союза автостраховщиков по выплатам «автогражданки». Итак, в декабре 2015 года средняя выплата по ОСАГО составила 59 175 рублей, что на 16 185 рублей выше, чем по итогам последнего месяца 2014 года. Общий объем страховых выплат по ОСАГО в 2015 году вырос на 37% – до 121,9 млрд рублей. По итогам 2015 года сборы российских страховщиков по ОСАГО увеличились на 46% – до 220,2 млрд рублей. Существенный рост премий объясняется двухэтапным повышением тарифов на ОСАГО: сначала в октябре 2014-го, затем в апреле 2015 года.
«Предпосылок такого же роста сборов в 2016 году нет – если ЦБ в этом году не будет корректировать тарифы, мы ожидаем прироста сборов в районе 5-10%. Специалисты авторынка прогнозируют лишь 4%-ый прирост объема продаж новых автомобилей. Также с каждым годом число лиц, получающих скидку, превышает количество получающих надбавку к премии, что дополнительно снижает размер премии. Кроме того, некоторые автомобилисты ввиду тяжелой экономической ситуации предпочтут общественный транспорт личному. Это отрицательно повлияет на число заключенных договоров и сборы», – полагает начальник управления андеррайтинга автострахования АО «СОГАЗ» Юрий Стрекалов.
По данным Российского союза автостраховщиков, в прошлом году членство в союзе прекратили 16 компаний (по закону об ОСАГО, чтобы заниматься этим видом страхования, необходимо быть членом РСА). Из них лишь трое ушли добровольно. Многие из тех, кто покинул рынок, являлись крупными игроками рынка ОСАГО как на региональном, так и на федеральном уровнях.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com