Перед тем как забрать машину в столичном пресс-парке, я впал в малодушие: вот бы, думаю, достался Duster с автоматической коробкой передач. Не зря в Москве почти 2/3 автомобилистов выбирают автоматы, а оставшаяся треть тихо завидует и копит. Подхожу к своему Duster героического цвета «милитари» и тихо ругаюсь сквозь зубы – механика... Зато с навигатором.
Пробки начались сразу у выезда на Горьковское шоссе, и здесь я обнаружил полезную особенность «Дастера»: первая передача настолько короткая, что позволяет не только легко трогаться, но и красться в усыпляющем темпе московских «автобанов» почти на холостых. Рабочий диапазон коробки наструган на шесть передач, и в большинстве случаев можно переключать их по правилу «+1»: то есть там, где у обычной машины используешь третью, здесь можно ехать на четвертой.
После летнего рестайлинга Duster получил 1,6-литровый мотор Nissan серии H4M, который ставится не только на Qashqai и другие модели фирмы, но и нашу Lada Vesta и X-Ray. Производится двигатель, кстати, на АВТОВАЗе. Мощность возросла с прежних 102 л.с. до 114 л.с., что сократило время разгона до 100 км/час на секунду до 10,9 с – неплохо.
Километров через сорок от Москвы спины фур расступились, поток задышал и поехал, и это чувство освобождения, пожалуй, стоит часовой муки в длинном хвосте страждущих.
Мелко нашинкованные передачи Duster и вяловатость мотора на низах вынуждают переключаться довольно часто, что не напрягает, потому что долговязый рычаг коробки передач не упрямится и хорошо заскакивает в нужный «слот». Если уж совсем придираться, механизму переключения не хватает избирательности из-за тесного «паттерна» передач, но на деле проблем не возникает. И пусть рабочий диапазон мотора узковат (снизу не хватает момента, наверху он шумит), ехать на «Дастере» довольно весело, потому что изобилие передач позволяет в любом режиме найти оптимальную. Я, кажется, мечтал об автомате? Забудьте. Минутный приступ мелочности. Если Duster – то с механикой, ведь она, с одной стороны, обеспечивает лучшую динамику и экономичность, с другой, должна быть менее проблемной, чем автомат-долгожитель DP8 (он же – пресловутый DP0/DP2). При этом «двухпедальный» Duster можно купить лишь с 2-литровым бензиновым мотором.
Который, кстати, также форсировали со 135 л.с. до 143 л.с., причем бонусные «лошади» не сказались на эластичности: мотор получил механизм изменения фаз газораспределения. А рекордсменом апгрейда стал дизель, который теперь выдает 109 л.с. вместо 90 л.с. И если раньше дизель был явным аутсайдером по динамике среди «дастеровых» двигателей, то теперь гандикапа нет: в реальной жизни он будет шустрее бензинового 1,6.
Надежен ли Duster? Ресурсные испытания дорестайлингового автомобиля проводило издание «Авторевю», и результаты его оказались неожиданными: среди всех испытанных автомобилей, включая VW Polo, Chevrolet Niva, Hyundai Solaris и еще десяток моделей, Duster отличился наименьшими расходами на ремонт. Правда, после активной эксплуатации на тяжелых грунтах был отмечен повышенный износ амортизаторов и сайлент-блоков. Ряд замечаний, например, к недостаточной жесткости кузова, компания Renault устранила после получения результатов тех испытаний. Кузов автомобиля достойно пережил экзекуцию в соляной камере, где проверялась коррозионная стойкость, хотя подкапотное пространство кое-где «зацвело».
Интерьер... Я по-прежнему считаю его самым слабым звеном Duster. Старомодность и местами чудаковатая эргономика создают у многих превратное впечатление обо всей машине. Например, у моей супруги. Вот я ей объясняю: понимаешь, Duster – он не для этих, которые фуа-гра от фуэте со ста метров отличают. Это аппарат для мужиков, которые привыкли к машинам хардкоровым и кому важнее в снегопад проложить грудью картера колею по нечищеному двору, а не сидеть в премилом салоне в ожидании вертолета службы круглосуточной поддержки клиентов. И она со мной соглашается вроде бы, а в глазах все равно тоска. И печка у «Дастера» то жарит, то холодит.
В последней итерации Duster избавился от части несуразностей, например, кнопка клаксона переехала на руль, получили подсветку кнопки стеклоподъемников, интереснее стала центральная консоль, четче метки на «барашках» управления вентиляцией, а регулировка сиденья по высоте – как у обычной машины (раньше была «катапульта»). Удобнее стали и сами сиденья – лучше профиль, лучше «держак». И за счет сенсорного экрана интерьер Duster уже не выглядит нарочито аскетичным, как когда-то.
И все-таки эргономика требует привыкания. Мне, например, по-прежнему не нравится расположение слепых кнопок подогрева сидений где-то под бедром. На ощупь приходится искать «курок» включения рециркуляции. Нечетная оцифровка спидометра делает ненаглядными два самых важных городских лимита: 60 км/час и 80 км/час. Руль не регулируется по вылету, спинку кресла хочется поставить чуть вертикальнее...
С другой стороны, на подобные вещи обращаешь внимание в первые минуты движения, а потом просто привыкаешь, и кое-какие аномалии становятся естественными. К примеру, блок управления магнитолой под рулем (традиционный для Renault) в целом удобнее клавиатуры на руле, хотя оперировать им нужно вслепую.
Сойдемся на том, что интерьер Duster стал лучше, избавившись от показательной аскеты. У него нормальные ручки дверей, нормальное расположение стекплоподъемников, хороший сенсорный экран. А что уступает в гламурности легковым гольф-классникам... Ну, мы же не думали, что за те же деньги получим полный привод и кузов универсал, не поступившись ни одной мелочью?
Duster обзавелся подогревом лобового стекла. Опция оказалась совсем нелишней, когда купленная мной дрянная омывайка стала затягивать стекло тенетами ледяных узоров. Утром я включал подогрев стекла, чтобы не тратить на него теплый воздух, а в пробках боролся так с запотеванием.
Еще есть камера заднего вида, правда, с не совсем контрастным изображением: при маневрировании по снежным колеям сложно различить сугроб или ледяной надолб. На мой взгляд, больше проку от парктроника, тем более у Duster удобные наружные зеркала заднего вида.
Из необычных опций – заводской автозапуск со штатного ключа. Этой штуковиной пользовался постоянно, разогревая машину перед выходом из дома. Добавим подогрев сидений и лобового стекла, а также аккумулятор увеличенной емкости, не считая полного привода, и получается очень годный автомобиль для зимы.
Чего, пожалуй, не хватает заводскому автозапуску – это обратной связи. Если автомобиль стоит вне зоны видимости, нажимать комбинацию кнопок для активации запуска нужно наугад, а информации о том, завелась ли машина, нет. Зато реношный автозапуск распознает включенную передачу, а при открывании дверей глушит мотор – защита от угона.
Первый опыт использования штатной навигации Renault закончился казусом: рассчитав маршрут от Павловского Посада до Монино, электронная женщина повела нас партизанскими тропами. Мои нервишки сдали на задах какой-то деревни, которую навигация предложила объехать по узкой и ухабистой дороге, проложенной местным трактористом по пьяному делу между кустами и забором. А ведь в пяти километрах параллельным курсом шла федеральная трасса М-7! Но стоило отключить в меню навигации настройку «Грунтовые дороги», как женщина словно очнулась, проложив естественный маршрут и больше не разочаровывая. Она знает мелкие улочки мелких городов и не путается в Москве, более того, учитывает загруженность дорог в реальном времени. И даже прогнозирует время, которое проведешь в пробках.
Обновленный «Дастер» стал ощутимо тише. Я привык к слабоватой шумоизоляции машин на платформе В0, но в Duster уровень шума на средней скорости мало отличается от такового, скажем, для хетчей гольф-класса. Хороший признак: как и у большинства машин, теперь больше всего слышно не аэродинамику или двигатель, а шины. При интенсивных разгонах пробивается мотор, а на большой скорости шумит рубленая форма кузова, но в гражданских режимах рестайлинговый Duster почти тих – явный прогресс.
И мне нравится его спокойная управляемость. Гидроусиленный руль не резок, но понятен, устойчивость на прямой достаточная, поведение в повороте – предсказуемое. При быстром входе Duster начнет скользить передней осью, не впадая в безнадегу: чуть сбросил газ, машина поймала курс. А если включить полный привод и газу поддать, можно перевести снос с заноса. И конечно, здорово успокаивает нервы наличие современной системы стабилизации, очень деликатной в работе.
Насколько Duster приспособлен для жизни в большом мегаполисе? В принципе, от легковушки такого же размера он отличается в основном... все тем же более аскетичным интерьером. Сидишь высоко, зеркала большие – это плюс. Есть возможность запарковаться с заступом на бордюр... нет, скажем мягче, сугроб. Приличная динамика опять же.
А вот отсутствие автомата для младшего мотора тем же москвичам явно не по нраву, поэтому в Москве Duster встречается заметно реже, чем в Подмосковье, где он удерживает пальму первенства среди кроссоверов. В иные дни кажется, что кругом одни «Дастеры», и даже знакомые наведывались к нам на дорестайлинговой версии, придирчиво разглядывая новую.
А вообще, что я все вокруг да около? Duster требует вызова! В обычных условиях он рискует остаться непонятным, ведь ему чем хуже – тем лучше. А когда все хорошо, ему плохо.
Новая версия сохранила ходовую часть предшественника, поэтому Duster по-прежнему едет ходом там, где владельцы KIA Ceed или Honda Civic съезжают траурно и по диагонали, а водители других кроссоверов притормаживают, чтобы не мучить машину. Пробить его подвеску настолько сложно, что это даже увлекает: почти бессознательно ты направляешь его к концентраторам дорожных невзгод, чтобы проверить, сдюжит ли? Сдюжит. И еще запас останется. Иной раз Duster спружинит, словно кошка, вдохнет, выдохнет и через секунду помчит, как ни в чем не бывало. Найдя дорогу умеренной паршивости, можно лететь на нем, представляя себя участником гонки «Дакар», чему способствует и упомянутая понятность рулевого управления.
Решил съехать с дороги, нашел отворот. С места водителя он казался крутоватым, и когда Duster накренился, я вышел и проверил, не упрусь ли я в землю серебрёной окантовкой бампера. Легковые привычки, хе-хе. А на деле запас под килем чуть ли не двукратный, так что после «пузатерок» требуется время, чтобы полностью раскрыть потенциал Duster.
Ухабы – это стихия «Дастера», где он кажется чуть ли не комфортнее, чем на асфальте. Подвеска работает в зоне, когда сильные удары гасятся, а слабые не вызывают чрезмерной раскачки.
Включение полного привода ощущается по более отчетливым стартам с места и упорству, с которым Duster гребет по обледенелому грунту, соскальзывая в колею и выпихивая себя из нее за счет задних колес. К слову, муфту привода оснастили радиатором охлаждения, и хотя я не проверял это на опыте, заявляется, что проблема перегрева при долгом буксовании осталась в прошлом. Помогает и система стабилизации: на «скрученных» поверхностях, где сцепление неравномерно, Duster спасается торможением буксирующего колеса. И прет, прет, прет...
По практичности Duster – середняк гольф-класса. Задние сидения вмещают меня при росте 180 см без стеснения, но садиться не очень удобно – узковат проем. А вот багажник практичен, причем в полноприводной версии объем меньше, зато пол не имеет порога, а сиденья складываются в ровную поверхность. После рестайлинга появилась и хорошая полочка для груза (раньше была шторка). Под полом Duster хранит полноразмерную запаску, а домкрат – в нише сбоку. Из обновок в задней части стоит отметить и более удобный лючок бензобака, открывающийся из салона и с привязанной крышкой.
Duster – это машина замкадья. Собственно, никаких проблем не возникает даже в толчее вылетных магистралей, просто здесь Duster с его подчеркнутой непритязательностью вряд ли переубедит приверженца, скажем, KIA Cee'd или SKODA Yeti в своих достоинствах. Потому что внутри МКАД из всех уникальных плюсов «Дастера» востребована разве что пресловутая возможность перескочить бордюр там, где нельзя.
Но чем дальше в глушь – тем ярче кажется этот автомобиль. Обладая управляемостью легковушки и умеренным расходом топлива (у меня получилось 9,2 л/100 км с учетом пробок), он превосходит большинство паркетников не только по проходимости, но и по безразличию к убитым дорогам. Duster алчет приключений. Ты смотришь на небо, видишь снежную тучу и ликуешь. На скользких и ухабистых дорогах езда на нем наполняется совершенно особым, первобытным смыслом.
Ты больше не зажат в тиски сомнений: снег, грязь – не важно – он найдет свою секретную тропу (навигация любезно поможет). Ты видишь, как качается палуба капота, как гребут его колеса, как нервенно дрожит лампочка ESP... Duster начинает там, где кончаются остальные машины. Его нужно гонять в хвост и в гриву, и тогда станет понятно, за что его так любят в глубинке. Я преувеличивать не буду – это все же кроссовер со всеми сопутствующими ограничениями, но из кроссоверов, пожалуй, самый способный.
А что салон не понравился жене... Эх, было бы лето, отвез бы я их на пикник на берег Клязмы, и полюбила бы она Duster так же, как и его ближайшего родственника, Lada Largus Cross.
Сколько стоит Duster
За базовый Renault Duster 2016 года выпуска просят от 609 тысяч рублей, минимальная стоимость полноприводной машины – от 719 900 рублей, полноприводный двухлитровый Duster стоит от 839 900 рублей, а дизельный – от 869 900 рублей.
Тестовая машина с мотором 1,6 (114 л.с.), полным приводом, кондиционером, мультимедийной системой, навигацией, ESP, обогревом лобового стекла, дистанционным запуском, камерой заднего вида и другим оборудованием, по нашим оценкам, стоит 910 870 рублей.
В конце прошлого года Renault Duster был на 10-27 тысячи рублей дешевле (в зависимости от модификации) – автомобили 2015 года еще есть в продаже по старым прайсам.
Фото: Фото автора