Ожидания от X-Ray высоки. Это первая «Лада», спроектированная с листа на иностранной платформе. Она первой получит новый вазовский мотор. Дизайн одноименного концепта произвел фурор. И список можно продолжать. Но оправдывает ли серийный хетч оказанное ему доверие?
Дизайн
На минувшей неделе АВТОВАЗ опубликовал снимки серийной версии Lada X-Ray, и многие отметили, что дизайн получился не столь ярким.
Впрочем, первый концепт-кар X-Ray 2012 года с его экспрессивной внешностью не был прообразом серийной машины, а лишь олицетворял новый фирменный стиль АВТОВАЗа. Поэтому в прошлом году был показан концепт-кар Lada X-Ray 2, который уже отражал идеологию будущей машины, но выглядел, естественно, проще «абстрактного» концепта.
Между тем серийный X-Ray выглядит еще проще, например, колеса меньшего размера сделали кузов визуально более массивным и слегка кургузым. Задние фонари, которые у концепта рассекали стойку кузова и «облегчали» задок, стали меньше и скромнее. Наконец, если концеп-кар щеголял необычным цветом, то серийный X-Ray в белых и серебристых цветах и при обычном освещении выглядит не таким рельефным.
Впрочем, X-Ray создан на готовой платформе, и в его облике хорошо читается задание сделать машину с увеличенным просветом и высокой линией крыши. Эти ограничения явно не помогли дизайнерам, которым оставалось лишь натянуть на получившийся «силуэт» автомобиля черты икс-дизайна, разработанного Стивом Маттином.
В любом случае, X-Ray не откажешь в оригинальности облика, а окончательный вердикт можно выносить, когда автомобиль появится на улицах городов.
Кроссовер или хетчбэк?
Тезка X-Ray, первый концепт маттиновской эпохи, был кроссовером, что создало иллюзию, будто таковым станет и серийный X-Ray. Однако на первых порах речь идет о переднеприводном хетчбэке, и это осложняет продвижение автомобиля, потому что городских хетчей В-класса в России уже немало, а вот полноприводных кроссоверов такого размера и ценой до 1 млн рублей – единицы.
Тем не менее у X-Ray есть важное преимущество: он щеголяет просветом аж в 195 мм – даже больше, чем у среднестатистических паркетников (170-180 мм).
Коль скоро X-Ray изначально создавали как автомобиль с увеличенным клиренсом, настройка его подвески должна быть сбалансированной, тогда как попытки нарастить просвет у «низкой» модели зачастую негативно сказываются на комфорте и/или управляемости.
В будущем году у X-Ray появится версия Cross с полным приводом, который, вероятнее всего, позаимствуют у соплатформенного Renault Duster. Задние колеса в этом случае подключаются по команде электроники через электромагнитную муфту, а для тяжелых условий предусмотрен режим ее блокировки. Полноприводный X-Ray, вероятно, станет самым доступным кроссовером с приводом 4х4 в России.
X-Ray и Stepway
Lada X-Ray построена на платформе В0 концерна Renault-Nissan, которая лежит в основе Renault Logan, Nissan Almera, Renault Duster и еще полудюжины сходных моделей.
Концептуально X-Ray ближе всего к «вседорожной» версии Renault Sandero Stepway, которая тоже является помесью псевдокроссовера и городского хетча. При этом Lada X-Ray нельзя считать рестайлингом «Степвея» и правильнее говорить лишь о родстве платформ.
X-Ray крупнее: например, его длина составляет 4164 мм против 4084 мм у Renault (+80 мм). Чуть больше и длина колесной базы. За счет увеличенного заднего свеса X-Ray располагает большим багажником: 376 л против 320 л, и это может стать важным козырем – скромный отсек «Сандеро» нередко отпугивает владельцев, которые ищут универсальный, а не просто городской автомобиль.
В целом разработчики говорят о 500 новых деталях по сравнению с Renault Sandero Stepway, однако большая часть отличающихся компонентов относится к дизайну автомобиля и линейке силовых агрегатов. С точки зрения потребительских качеств субординация моделей X-Ray и Stepway пока не ясна. Главным козырем X-Ray в сравнении с Sandero Stepway должна стать цена.
Механические коробки передач предоставила Renault
Двигатели и трансмиссии
АВТОВАЗ отказался от идеи ставить на X-Ray механические коробки передач тольяттинского производства из-за их шумности – по слухам, волевое решение принял президент АВТОВАЗа Бу Андерссон. Поэтому в качестве механики клиентам предложат неплохую французскую трансмиссию JR5, знакомую по Renault Logan/Sandero.
Базовым двигателем X-Ray станет вазовский 1,6-литровый 16-клапанный агрегат мощностью 106 л.с. В качестве альтернативы – двигатель Nissan HR16DE (114 л.с.), знакомый по моделям Tiida, Juke и Qashqai, который может работать как в паре с механической трансмиссией, так и вариатором Jatco.
Двигатель HR16DE хорошо известен в России – он ставится на добрую дюжину моделей Nissan и Renault. У него алюминиевый блок цилиндров и цепной привод механизма газораспределения с фазовращателями на «впускном» валу. В целом двигатель заслужил в России хорошую репутацию благодаря возможности пройти 200+ тысяч километров без серьезного вмешательства. Но кое-какого внимания он потребует. Так, примерно на 90-100 тысячах километров необходимо проверить натяжение цепи привода ГРМ: ее ослабление пусть не приводит к загибу клапанов, но может сбить с толку электронику из-за нарушения работы датчика положения распредвала. Примерно на этом же пробеге необходимо провести старомодную процедуру – регулировку зазора клапанов (гидротолкателей нет). После достижения определенного возраста замены могут потребовать многочисленные резинки, уплотнители и прокладки, подверженные усыханию и растрескиванию.
Топовым двигателем для X-Ray станет новый 1,8-литровый агрегат ВАЗ-21179 (123 л.с.), о котором мы подробно писали ранее. Он будет доступен с роботизированной трансмиссией, созданной АВТОВАЗом и немецкой компанией ZF на базе пятиступенчатой тольяттинской механики. Эту коробку ставят на нынешние модели АВТОВАЗа, в частности, Priora (подробнее), однако для Lada Vesta и X-Ray инженеры смягчили настройки, чтобы добиться более плавных переключений.
Основной скепсис относится к выбору автоматических трансмиссий, поскольку оба типа – и вариаторы, и роботы – снискали противоречивую репутацию из-за возможных проблем с долговечностью и надежностью.
Двигатель ВАЗ-21179 объемом 1.8 л дебютирует вместе с X-Ray
Одно время АВТОВАЗ использовал для своих моделей достаточно неприхотливые четырехступенчатые автоматы Jatco, однако, по словам руководителя проекта X-Ray Олега Груненкова, японская компания начала переход на шестиступенчатые трансмиссии. При этом Nissan не стал использовать их на своих моделях, предпочитая вариаторы, которые и достались X-Ray в паре с двигателем HR16DE. Что касается двигателя объемом 1,8 литра, то в качестве альтернативы требовалась более простая и дешевая автоматическая трансмиссия, поэтому выбор пал на собственную разработку – роботизированную коробку передач АМТ. Как заявил Олег Груненков журналистам, робот на четверть экономичнее традиционных автоматов.
После тест-драйва перенастроенного робота на Lada Vesta многие журналисты сошлись во мнении, что «размягчение» его характера в пользу большей плавности переключений сделало автомобиль субъективно вялым, однако к моменту выхода X-Ray, вероятно, настройки скорректируют. Олег Груненков заявил, что робот получит 28 алгоритмов переключения, благодаря чему сможет подстраиваться под манеру езды конкретного водителя.
Цена
Производство Lada X-Ray налажено на заводе АВТОВАЗа в Тольятти на той же ветке, где сейчас делают Renault Logan/Sandero и Nissan Almera. Полноценное массовое производство стартует 15 декабря 2015 года.
Самый болезненный момент – стоимость нового хетчбэка, которую, как ожидается, объявят в начале будущего года, когда стартуют продажи.
Между тем Бу Андерссон заверил журналистов, что топовые версии X-Ray не будут стоить дороже 600 тысяч рублей. Если речь идет о версии с 1,8-литровым агрегатом, роботизированной трансмиссией и хорошим оснащением, цену стоит признать вполне конкурентоспособной.
Для сравнения хетчбэк Renault Sandero Stepway со 102-сильным 1,6-литровым мотором, четырехступенчатым автоматом в комплектации Privilege обойдется в 722 тысячи рублей. Другой близкий по характеристикам «высокий хетч» – Suzuki SX4 Classic – стоит от 785 тысяч, но это лишь в базовой комплектации. Чуть дороже (от 799 тысяч) стоит переднеприводный Nissan Juke.
Конкуренцию X-Ray могут составить китайские модели, например, Changan CS35, Great Wall Hover M4 и более компактный Chery Indis. Тем не менее стоимость топовой версии до 600 тысяч сделает X-Ray конкурентоспособным даже на фоне «китайцев»: для сравнения за «максимальный» Changan CS35 просят почти 800 тысяч рублей, а Great Wall M4 с 1,5-литровым мотором стоит в районе 750 тысяч рублей.
Таким образом, заявленная Бу Андерссоном планка обещает конкурентоспособную цену на X-Ray, другой дело, что в нынешних условиях конкурентоспособная – не значит доступная в общепринятом смысле. Если принять во внимание разбег цены самого доступного и самого дорогого Renault Sandero Stepway, стоимость хетчбэка X-Ray в базовой версии должна составить порядка 470-500 тысяч рублей, тогда как средние комплектации будут стоить порядка 550 тысяч. Для традиционной аудитории Lada такая сумма может быть непосильной, а «иномарщики» со стажем могут испытывать традиционные предубеждения к машинам с ладьей на передке.
Нельзя исключать и повышения цены к старту официальных продаж в начале следующего года: как говаривал Маршак, однако за время пути собака могла подрасти...
Повод для оптимизма
Несмотря на зоны риска проекта X-Ray, его концепция выглядит убедительно. Во-первых, автомобили на платформе B0 пользуются в России стабильным спросом и зачастую лидируют в сегментах, которые представляют. Их любят за неприхотливость, удачные настройки подвески и практичность. Во-вторых, Х-Ray должен стать первым действительно массовым автомобилем в категории хетчбэков повышенной проходимости, а этот класс, по данным АВТОВАЗа, будет одним из самых быстрорастущих в ближайшее время. Наконец, стремительный рост цен сделал кроссоверы и автомобили С-класса и выше недоступными для большинства россиян, поэтому многие рассмотрят вариант покупки псевдокроссовера В-класса. И чем их будет больше – тем лучше. Жизнь ведь все равно не останавливается.
Опрос результаты
Фото: Фото АвтоВАЗа и автора