Авто ВАЗ-21179. Зачем АВТОВАЗу «объемный» двигатель

ВАЗ-21179. Зачем АВТОВАЗу «объемный» двигатель

До конца года линейка моторов АВТОВАЗа пополнится новым агрегатом с индексом ВАЗ-21179 объемом 1,8 литра. Его совершенно точно получит Lada X-Ray, а возможно, Lada Vesta и другие модели завода.

Борьба с дефицитом

«Лады» – машины недокормленные. Так было всегда. Динамика разгона на уровне 11-14 секунд до 100 км/час для нетяжелых авто В-класса с механической коробкой – это на грани приличия. Попытки приютить более мощный двигатель по капотом «Лад» особенного развития не получили. Были эксперименты с 2-литровыми моторами Opel, в конце 90-х в моду вошли двигатели объемом 1,8 литра, выпускаемые малым тиражом компанией-смежником… Но серийно Lada оснащались моторами 1,6 л как максимум, если не считать Lada 4x4 («Нива») с ее мотором объемом 1,7 литра на базе агрегата от старой доброй классики.

В прошлом году компания «Супер-Авто» – та же, что в конце 90-х – начала малотиражный выпуск моторов с объемом 1,8 литра, которые ставятся на Priora. Но это опять же некий «эксклюзив», хотя и от близкого партнера АВТОВАЗа (что подразумевает сохранение гарантии).

Сам АВТОВАЗ вел работы над двигателем объемом 1,8 л для «Проекта С» – мертворожденной «Лады» гольф-класса, которая так и не стала серийной, уступив место грядущей Vesta. Когда загнулся «Проект С», казалось, что умер и двигатель увеличенного объема, однако инъекция бодрости, сделанная АВТОВАЗу новым руководством, заставила довести мотор до ума.

Потребность ощущается даже не в более мощном, а в более тяговитом двигателе, потому что 16-клапанные вазовские моторы отнюдь не чемпионы по низовому крутящему моменту, который в основном и определяет удобство управления автомобилем в реальных режимах. А с появлением более крупных и тяжелых «Лад», вроде Vesta и X-Ray, потребность в объемном двигателе стала совсем уж очевидной.

Сравнение характеристик двигателей 1,6 и 1,8 литра

*Предположительные значения

Что такое ВАЗ-21179

За основу взят 16-клапанный вазовский двигатель ВАЗ-21127. Одно время смежники АВТОВАЗа пытались растачивать цилиндры для увеличения объема, но сам завод оставил диаметр цилиндров неизменным, а объем нарастил за счет увеличения хода поршня: было 75,6 мм, стало 84 мм. Эта довольно ощутимая прибавка потребовала редизайна поршневой группы и кривошипно-шатунного механизма в первую очередь из соображений надежности. Понятно, что такой мотор требует иного коленчатого вала с большим радиусом кривошипа, при этом он должен быть достаточно прочным и не подверженным крутильным колебаниям. Плюс возрастает боковая нагрузка на поршни, а за счет увеличения их скорости растут и динамические нагрузки…

В этих мелочах, по сути, и был дьявол, который не позволял маленьким фирмам предложить хороший мотор объемом 1,8 для АВТОВАЗа. Изменение хода поршня «на глазок» в конечном счете делало двигатель ненадежным, в частности, были случаи поломки нестандартных коленчатых валов.

По схожему рецепту построен 1,8-литровый мотор, который сейчас мелкосерийно выпускает для «Приор» компания «Супер-Авто». Пока не вполне ясно, насколько вазовский двигатель идентичен «суперовскому» агрегату, хотя у них одинаковые диаметр цилиндра и ход поршня. Судя по всему, АВТОВАЗ учел опыт смежника (и свой собственный с «Проектом С»), но все же просчитал двигатель заново. Как результат, новый 1,8 является самым моментным вазовским мотором, выдавая 178 Н*м. Мощность мотора 1,8 не феноменальна – 123 л.с., – но для вазовских движков опять же своеобразный рекорд.

Для Lada Vesta и X-Ray основным мотором станет ВАЗ-21129 – модернизированная версия 106-сильного агрегата ВАЗ-21127 с рядом изменений, в частности, в системе впуска и выпуска. Мощность и другие параметры моторов совпадают, и изменения преследовали цель повысить «мягкость» и бесшумность работы, а также облегчить компоновку. Кроме того, обе новинки получат ниссановский мотор HR16DE (114 л.с.), производство которого налажено на тольяттинском заводе АВТОВАЗа.

Выигрыш – более секунды

Острая необходимость в более тяговитом двигателе возникла в первую очередь ввиду быстрой «автоматизации» вазовской продукции. Так, если «Приора» и «Гранта» с новым роботом АМТ еще худо-бедно вписываются в городской ритм, то более тяжелый X-Ray с любым типом автоматической трансмиссии и вазовским 1,6 окажется уже на грани фола. Поэтому первое применение мотора 1,8 – это дуэт с роботизированной трансмиссией. В дальнейшем, возможно, он «споется» и с механическими коробками передач, которые у X-Ray и Vesta, как известно, будут реношными. Правда, пока не вполне ясно, потребуется ли усиление трансмиссий под более тяговитый вазовский агрегат, но в любом случае это решаемый вопрос.

Большой ли выигрыш дает мотор 1,8? Скажем, двигатель «Супер-Авто» на Lada Priora с механикой по результатам измерения «Авторевю» улучшает разгон до 100 км/час с 12,8 сек. до 11,2 сек. (-13%). Величина не рекордная, но осязаемая. Еще наглядней улучшение разгона с 80 до 120 км/час на пятой передаче – 18,3 против 16,5 секунд. Можно предположить, что показатели «чисто вазовского» двигателя будут чуть лучше.

Lada X-Ray со 106-сильным 1,6 и механикой делает сотню за 11,9 секунды, а мотор 1,8 с роботом улучшает результат на секунду. Правда, лидером все равно остается X-Ray с ниссановским двигателем HR16DE (114 л.с.), который в паре с механикой показывает результат 10,3 секунды.

Возникает, кстати, вопрос, зачем было городить огород, если неплохой ниссановский агрегат обеспечивает сравнимые динамические характеристики, а, например, вариатор Jatco скрадывает динамику не так и сильно: для сравнения Nissan Tiida 1,6 с механикой и вариатором разгоняется за 10,6 и 11,3 секунды соответственно. Проще говоря, X-Ray с ниссановским двигателем и вариатором по динамике был бы очень близок к комбинации 1,8 с роботом, делая сотню примерно за 11 секунд.

Ответ лежит в области экономики и даже политики. Ниссановский мотор хоть и выпускается на АВТОВАЗе, представляет собой импортный агрегат, который изначально дороже вазовского, а может стать и вовсе недоступным, если курсы валют продолжат свое восхождение к историческим пикам. То же самое касается вариатора Jatco.

При этом вазовский мотор 1,8 не должен быть существенно дороже обычного 1,6. Например, «Супер-Авто» при своем карликовом объеме выпуска в начале года просила за мотор 1,8 доплату порядка 34 тысяч рублей. Можно предположить, что при массовом производстве разница в стоимости упадет.

Увеличение объема, пожалуй, один из самых разумных способов форсировки вазовских моторов. Недавно мы тестировали Lada Granta Sport, мотор которой форсирован по оборотам – пик момента сместился аж на 4750 об/мин. Удовольствие на любителя: дефицит тяги на низах не дает расслабиться, а набор передаточных чисел в трансмиссии осложняет удержание мотора в частотном тонусе. И это при том, что двигатель выдает-то совсем нестрашные 118 л.с.

АВТОВАЗ же тем временем работает над турбоагрегатом, но это уже другая история.

Фото: Фото производителя

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Везла 15 кг за 200 рублей». Курьер — честно о зарплате и сложностях работы
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
Когда преследует она: откровенный рассказ пострадавшего от сталкерши
Анонимный автор
Автор предпочел остаться неизвестным
Мнение
«Площадь — 25 квадратов, а в реестр вписали 255». Как легко разориться на налогах из-за ошибок в документах
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Рекомендуем
Знакомства
Объявления