В Ижевске дан официальный старт серийному производству Lada Vesta. Модель, которую придумали на АВТОВАЗе, называют точкой отсчета, с которой начинается новая эпоха автомобилестроения в России. Но так ли это на самом деле? Наши корреспонденты подготовили репортаж с места событий.
Lada Vesta: почему Ижевск?
«Лада Ларгус» совершенно не предназначен для того, чтобы в нем спать», – эта мысль посещала меня всякий раз, когда я подскакивала до потолка и просыпалась, лежа в позе «зю» на третьем ряду этого вместительного автомобиля. Дорога в Ижевск заняла около восьми часов, ехали в ночь. Через Самарскую область и Татарстан. Дорога была очень сложная, опасная: особого экстрима добавлял густой и тяжелый туман, которым встретила нас республика Удмуртия. Но нужно было как-то спать, нужно было набираться сил, ведь впереди нас ждал напряженный рабочий день на ИжАвто, где готовились к официальному старту серийного производства Lada Vesta.
Самый распространенный вопрос, который задают Бу Андерссону об этой модели: почему Ижевск? Неужели у тольяттинского автогиганта не хватает мощностей, чтобы запустить эту поистине революционную модель? Честно сказать, я не припомню ни одного интервью, где бы президент ОАО «АВТОВАЗ» прямо ответил на данный вопрос. Лишь общие и вполне предсказуемые фразы о том, что ИжАвто – дочерняя структура волжского автозавода, что там выпускается и продукция альянса, и вазовские модели и что там хорошие специалисты и оборудование. На самом деле, лично я как журналист склонна верить неофициальной версии, которую неоднократно озвучивают кулуарно и на Автовазе и в Ижевске: руководству автогиганта «рекомендовали сверху» запустить новую модель именно там, потому что ИжАвто нужно поднимать. А производство многообещающей модели Lada Vesta – это хороший шанс.
«Годзилла» и «тараканы» Ижевского автозавода
Перед презентацией Lada Vesta удалось побывать в самом сердце ее производства и пообщаться с теми, кто создает эту модель. Первый цех, куда проводили журналистов, – штамповочный.
Здесь на 48 тысячах квадратных метров трудятся 250 рабочих. Они выпускают по 300 000 автокомпонентов в год. При этом из 190 наименований деталей, 61 – для Lada Vesta. Остальные – для Nissan Sentra, Nissan Tiida, некоторые модели ВАЗа (типа «Гранты», лифтбека) и других. Впрочем, значительная часть компонентов для Vesta выпускается в Тольятти. Это двигатели, коробки передач, элементы шасси, детали крупной и средней штамповки, в том числе лицевые панели кузова.
Цех по производству кузовов Nissan и Vesta включает в себя 983 единицы оборудования, большинство из которого – зарубежные мировые производители. Здесь все как в операционной – четко разграниченный функционал, автоматизированное производство, жесточайший контроль качества.
В 3D лаборатории нас встретил глава отдела геометрического анализа кузова Валерий Григорович. Он рассказал, что в лаборатории ежедневно проводится работа по замерам и доводке кузовов Vesta. Каждый кузов должен пройти через эту лабораторию, прежде чем его повезут на окраску. После этого кузов отгружает на спецтележки самый большой робот на предприятии. Его называют Годзилла из-за внешнего сходства со знаменитым киношным динозавром, а спецтележки рабочие прозвали «тараканами».
Цех окраски закрыт для посетителей. Поэтому журналистам рассказали о его работе просто «на пальцах». Там трудятся 530 человек, в основном женщины. Вообще, на большинстве производств доминирует прекрасный пол. Поэтому можно с уверенностью сказать, что Lada Vesta – машина, обласканная женскими руками.
Специально для Lada Vesta было разработано семь цветов. Руководство цеха называет самый, на их взгляд, интересный – «Лайм». Он золотистый, в него добавлен перламутр и по прогнозам кузов такой расцветки будет очень интересно играть на солнце. Позже я заметила Vesta «Лайм» на площадке для тест-драйва. Возможно, цвет станет более насыщенным, когда стартуют продажи, ведь пока что он проходит испытания. Но на сегодняшний день, на мой субъективный взгляд, «Лайм» несколько невнятен.
Что касается оборотов производства, то пока они не внушительны: 20 автомобилей Lada Vesta в день. Но планы на 2016 год – 70 тысяч машин, не считая версии «Кросс», которую будут запускать в серию уже на следующий год.
Владимир Путин поверил в Lada Vesta
На официальной презентации первой серийной Lada Vesta было празднично, людно. Много первых лиц – России, ПФО, Удмуртской республики. Свои поздравления по поводу запуска «Весты» прислал даже президент Владимир Путин. В словах, которые зачитал его полномочный представитель в ПФО Михаил Бабич, красной нитью шел посыл: «Я верю в Lada Vesta». Заместитель министра промышленности и торговли России Александр Морозов, был в тренде с главой государства – он пообещал, что «эту красавицу» сможет купить любая российская семья. Для этого будет разработано множество специальных, льготных программ.
Первой серийной LADA Vesta стал автомобиль в комплектации «Комфорт» темно-серого цвета «Плутон», оснащенный двигателем LADA объемом 1,6 литра (106 л.с.) и механической коробкой передач Renault. Изначальный уровень локализации автомобиля составляет 71%. LADA Vesta создана на абсолютно новой платформе LADA B/С, разработанной инженерами АВТОВАЗа при участии специалистов Альянса Renault-Nissan.
Президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу Андерссон, который находился на заводе с пяти часов утра, был на редкость немногословен. Казалось, что гигантский объем работ, который предшествовал серийному запуску, многочисленные интервью, мероприятия и экскурсии, выжали из него много энергии. И теперь оставалось только одно – гордиться. Впрочем, он этого не скрывал. «Меня 40 лет учили этой работе, и сейчас я горжусь», – говорит он. Президенту удалось задать буквально два вопроса.
– А сколько будет стоить Vesta, мистер Андерссон?
– Цена может быть любой в пределах 495-600 тысяч рублей. Но финальную цену мы назначим непосредственно перед началом продаж – 25 ноября.
– У Vesta много конкурентов среди иномарок. Называют «Солярис», «Поло», « Гольф». Как вы будете себя чувствовать в такой непростой конкурентной среде? Как будете завоевывать рынок?
– Мы любим конкуренцию. Она у нас очень сильная, но я уверен, что мы в ней будем хорошо себя чувствовать. Лучше, когда конкуренция есть, чем когда ее нет.
Тест-драв Lada Vesta: нежнее нежного
Завершающим аккордом мероприятия стал небольшой тест-драйв Lada Vesta. Желающих пройти его было так много, что в какой-то момент мне показалось, что я не дождусь своей очереди: часть машин отогнали снимать федеральные каналы, все водители были заняты. Но в этом крылось преимущество, потому что удалось уговорить провести тест-драйв главного инженера Vesta, работающего на ИжАвто, – Андрея Матвеева. А заодно и поговорить с ним.
«Самое главное, это размеры, – мы уже практически в сегменте С», – рассказывал он, пока я разбиралась в регулировке сидения по высоте и в поясничной поддержке. Мне досталась Vesta с коробкой-роботом. На площадке также была представлена версия с «ручкой». Если говорить о комплектации, то пока что серийно выходит одна – «Комфорт». В ней находится все то, что обещали нам в базе – кондиционер, система стабилизации и т.д. Кроме того, Lada Vesta станет первой серийной машиной, на которую будут устанавливать систему экстренного оповещения об авариях «ЭРА-ГЛОНАСС». Система сама передает информацию о происшествии в полицию, водителю нужно лишь нажать кнопку. В комплектации «Комфорт» эта чудо-кнопка присутствует. Напомним, что система «ЭРА-ГЛОНАСС» была введена в промышленную эксплуатацию 1 января 2015 года.
Конечно, за 5 минут машину не поймешь. Но больше времени у нас не было. Поэтому расскажу о поверхностных ощущениях – в салоне нет запаха, присущего моделям ВАЗа. Отделка не вычурная, смотрится достойно. Рычаги, регулирующие сидение, – не очень удобные, но привыкнуть можно. Самое главное – педали. Очень нежные, почти неуловимые.
«Попробуйте резко порулить», – хитро прищурившись, просит меня Андрей. Выполняю просьбу и понимаю, что систему стабилизации действительно доводили в Германии.
На вопрос о том, сколько отечественного в Lada Vesta, Андрей начинает перечислять: абсолютно новые шасси, полностью новый кузов, отделка, пластик… «Вообще, большинство деталей, даже если они и иностранного бренда, производятся в России, поэтому однозначного ответа здесь нет», – уклоняется от провокационного вопроса господин Матвеев.
– Будут ли делать Vesta для продажи за рубеж? Сильно ли иностранная версия будет отличаться от нашей?
– Да, безусловно, будут делать версию Vesta для продажи в Европе. Сейчас идет изучение потребительского спроса. Отталкиваясь от потребностей, в основную модель будут вносить коррективы. В частности, планируется, что у европейской Vesta будет несколько ниже клиренс.
Комментарии:
Президент ОАО «АВТОВАЗ» Бу Инге Андерссон: «LADA Vesta – это автомобиль мирового уровня. Vesta – символ успешного будущего АВТОВАЗа. Он выпускается на одном из лучших в мире предприятий, оснащенных самым современным оборудованием. У него мировое качество. Автомобиль собирают люди, которых мы обучили по мировым стандартам и для которых создали лучшие условия труда. Этот автомобиль возвращает гордость за бренд LADA».
Фото: Фото Дмитрия Ширяева