Каждый год я слышал предостережения о беспощадной природе инспекторов ГИБДД в Башкирии и Татарстане, но до сих пор мне удавалось избегать с ними контактов. А вот крайний раз я что-то расслабился: влетел с трассы на объездную дорогу вокруг города Бакалы (не путать с Бакалом), где стоял знак ограничения скорости 40 км/час. И аккурат за изгибом стоят, родимые: вдвоем выбежали встречать заезжего ротозея.
Остановили, представились. Пока искал документы, пытался сообразить, на какой скорости ехал. Мне тем временем показывают кино с моим участием: вот дорога, вот поворот, вот знак, вот скорость ровно 90 км/час. Модный такой радар с телевизором. Итого превышение на 50 км/час, то есть 1000-1500 рублей. Впрочем, это я сейчас знаю, а тогда мне почему-то казалось, что должно быть 2000-2500. Жене вообще сказал 5000 рублей на всякий случай (чтобы не расстраивалась из-за 2000).
И это кино мне показывают с азартом: мол, видишь, видишь, твоя машина, твоя скорость? Я смеюсь: да, моя, спорить ни с чем не буду, пошли оформлять. Сам шагаю к их машине и слышу сзади: «Эх, всегда бы так».
Сели, пока оформляли, покалякали о работе, о тестовой машине, о цели поездки и прочих мелочах. Все честь по чести – протокол и никаких намеков. Смотрю на итоговую сумму – 500 рублей. Скидка за сговорчивость. Расстались на высокой ноте, можно сказать, довольные друг другом. Через Бакалы я потом проезжал еще раза четыре, но скорость уже соблюдал, как предписание врача.
У каждого, конечно, свой опыт, и обобщать рискованно. Но уже в который раз ужастик про неадекватных гаишников не прошел тест практикой. Я не считаю лгунами всех, кто рассказывает про разводы – наверное, ситуации разные бывают, да и люди себя ведут по-разному. Но сам я считать эти разводы какой-то повсеместной практикой не могу. За последние пять лет это первый мой штраф, да и то за дело.
Наш оператор Андрей Винников вернулся с юга и рассказывал такую историю: попался под Краснодаром за разворот через сплошную. Правда, южные гаишники намекали ему на возможность лишения прав, хотя за подобный маневр полагается штраф 1000-1500 рублей (ч. 2, ст. 12.16 КоАП). Он сказал им: «Если считаете, что это лишение, – оформляйте. Отпуск я отъезжу по временному разрешению, а в суде разберемся». Помялись и отпустили.
Страшилки про гаишные засады теряют актуальность и по другой причине: сегодня куда проще схлопотать штраф с автоматической камеры. Когда брал на тест кабриолет, автомобиль провокационный, каюсь, было желание слегка превысить, поэтому обращал внимание на камеры. Да их теперь больше, чем гаишников в день президентского визита!
На трассе еще сложнее: скажем, под Уфой камеры лупят и в лоб, и в спину, а иной раз стоят скромно на треноге, что сразу и не заметишь. В Нижнекамске (Татарстан) радар-детектор на автомобиле друзей трещал, как Малахов. Я бы выкинул его вообще: при таком обилии камер проще соблюдать всегда и везде. Некоторые камеры не определяются радар-детектором, потому что измеряют скорость «визуально», без излучения (например, комплекс «Автодория»).
Камеры опасны еще и потому, что не чувствуешь их работы. Грубо говоря, остановил меня инспектор, я покручинился, сделал выводы и поехал аккуратнее. А с камерами уже есть прецеденты, когда люди привозят из отпуска не только гигабайт фотографий, но и штрафов на сумму, сравнимую с бюджетом поездки. Думаю, скоро мы еще с тоской вспомним старых добрых гаишников, которые, в отличие от камер, могли скостить штраф просто по-человечески.
Но будущее определенно за электроникой. Незнание того, где и когда на тебя положит цифровой глаз система видеофиксации, делает ее особенно эффективной. Угадывать, где можно нарушать, а где нет, становится все сложнее. Впрочем, не к этому ли мы стремились?