Авто Путь топлива: от завода до пистолета

Путь топлива: от завода до пистолета

Каждый автомобилист, лично заправляющий автомобиль, наверняка задавался вопросом: «Почему у нас так много нефти и при этом такой дорогой бензин?» Интрига в том, что цены на бензин не находятся в прямой зависимости от цен на экспортное топливо. Процесс его производства сложный, многоступенчатый и требующий вложений.

Еще один вечный вопрос – качество топлива. В дружеских спорах о том, где лучше заправлять машину, можно услышать прямо противоположные версии. Одни до последнего отстаивают честь крупных топливных компаний, другие машут рукой и заявляют, что «всюду льют из одной банки». Не секрет, что бензин одного и того же завода могут продавать различные компании. Тем не менее в путешествии по незнакомым местам мало кто из нас отважится заправиться на АЗС с неизвестным именем. Доверие к определенным брендам – не просто каприз интуиции. Необходимость сохранять репутацию заставляет крупные компании устанавливать жесткую систему качества продукта.

Так, в компании «Газпром нефть» контроль качества ведется на всех этапах производства, транспортировки и реализации топлива – от нефтеперерабатывающих заводов до топливораздаточной колонки. В том, что разбавить бензин здесь не просто невозможно, да и бессмысленно, журналистам довелось убедиться, лично проследив за всеми этими этапами.

Заводской круговорот

Попадая на завод, нефть поступает на установку первичной переработки (крекинг), где разделяется на фракции: газ, бензин, авиационный керосин, мазут, дизельное топливо. Нестабильная бензиновая фракция (та, где присутствуют легкие углеводороды) идет на стабилизацию, то есть подвергается воздействию повышенных температур, в результате чего метан, этан и пропан «выпариваются». Затем наступает черед вторичной переработки. Дизельное топливо с большим содержанием серы отправляется на гидроочистку, будущий бензин – на установку ароматических углеводородов или установку каталитического риформинга. Здесь из бензина удаляются сернистый, азотистый кислород и все металлы, непредельные соединения гидрируются до предельных. Очищенное топливо идет на изомеризацию.

1 из 4

Изомеризация – это тот самый процесс, который позволяет получить бензин с различным октановым числом. Изначально бензин – это парафиновые углеводороды, которые имеют низкое октановое число. Нагрев его до определенной температуры с применением специальных катализаторов, получаем компонент с октановым числом 90-91. Как же получают АИ-95 и АИ-98? Здесь идут в дело установки риформинга: низкооктановый бензин смешивают с топливом, в котором октановое число доходит до 103, но слишком много ароматических углеводородов. В итоге получается то что надо.

Отметим, что большая часть установок на заводе разработана за рубежом, для их обслуживания также требуются катализаторы зарубежного производства. Одним из достижений Омского НПЗ и ученых Института проблем переработки углеводородов СО РАН является совместная разработка собственного катализатора крекинга. Он содержит в два раза меньше дорогостоящих редкоземельных элементов, что позволяет снизить себестоимость продукции и значительно увеличить объемы выпуска топлива.

Октановое число – это маркер воспламеняемости топлива скорее, склонности топлива к детонации. Если прямогонный бензин (92) воспламеняется очень быстро, то ароматика (98) инертна к воспламенению. Каждый двигатель требует определенной степени сжатия. То есть если в бензобак залить топливо со слишком низким октановым числом, произойдет детонация: смесь воспламенится, не дождавшись, пока поршень дойдет до мертвой точки. Двигателю это грозит потерей мощности, перегреванием и быстрым износом. Экологии – повышенным выбросом вредных веществ.

Нефтебаза: полезная бесчеловечность

Из резервуаров завода топливо по трубопроводу отправляется на нефтебазу. Омская нефтебаза – также повод для гордости руководства «Газпромнефти». В прошлом году она была полностью реконструирована и на сегодняшний день позволяет почти полностью исключить влияние человеческого фактора на процесс хранения и перевалки.

Здесь автоматизировано практически все. Система самообслуживания водителей бензовозов, по словам генерального директора «Газпромнефть-Терминала» Павла Полищука, сократила время отгрузки нефтепродуктов в три раза. На базу заезжают только те бензовозы и те водители, которые заранее были внесены в электронный список. Чтобы отгрузить топливо, им необходимо идентифицироваться в терминале с помощью пластиковой карты и дождаться своей очереди. После этого автоцистерна проходит процедуру проверки – на нефтебазу допускаются только пустые бензовозы, чтобы исключить смешения нефтепродукта – после чего они могут заезжать на территорию.

1 из 5

Процесс отгрузки нефтепродукта в бензовоз также проходит в автоматическом режиме. Здесь применяется система верхнего и нижнего налива, которая признана более быстрой и безопасной. Новая автоматизированная станция налива топлива позволяет одновременно обслуживать восемь автоцистерн, а ее производительность составляет 1200 кубометров в час.

Перед выездом с нефтебазы водитель получает отгрузочные документы, которые автоматически формируются в системе, согласно данным отгрузки. Каждый бензовоз перед выездом с объекта пломбируется.

Отметим, что на территории нефтебазы располагается независимая лаборатория. Именно сюда на исследование отправляются пробы, которые отбирают после и перед каждой закачкой топлива в резервуар. В бензине определяется 15 характеристик: содержание серы, фракционный состав, давление насыщенных паров и прочее. Если хоть один из этих параметров не соответствует заявленному в документах, топливо считается некондиционным.

АЗС: военная точность

Отбор проб – это постоянный процесс, сопровождающий бензин на протяжении его пути к бензоколонке. Пробы отбирают в процессе производства, во время прибытия и хранения на нефтебазе и после слива бензовоза в резервуар автозаправочной станции.

Прежде чем перегнать бензин из цистерны в резервуар, специалист АЗС обязан проверить чистоту резервуара. Затем берутся две пробы: одна для испытания в лаборатории, другая арбитражная. Если окажется, что бензин некондиционный, его снимают с реализации. Арбитражная проба хранится до конца полной продажи партии. Такой контроль позволяет компании избежать возможных недоразумений.

1 из 5

«Если у клиента возникнет необходимость проверить качество топлива, арбитражную пробу мы отправим на экспертизу, – говорит руководитель направления качества топлива сбытового блока компании «Газпромнефть» Виктор Чуяков. – Также мы всегда готовы передать эту пробу клиенту, чтобы он смог провести независимый анализ».

Фото: Фото предоставлены компанией «Газпромнефть»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
Делайте так и будете стройняшкой. Нутрициолог — о том, как не наесть лишние килограммы за Новый год
Марина Лубешко
Мнение
«Тариф с попутчиком очень недоработан»: водитель такси откровенно рассказал о том, что его бесит в работе
Михаил Швалёв
Самозанятый, водитель-партнёр «Яндекс Такси»
Мнение
«Хочу, чтобы на ТНТ больше никогда не снимали новогодние комедии». Честный отзыв про ремейк «Бриллиантовой руки»
Мария Филиппова
Мнение
«Тихий ужас остается тихим ужасом». Главный редактор E1.RU — об итогах 2024 года
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«Зовите командира, я научу его летать». Бортпроводник «Уральских авиалиний» — о самых неприятных пассажирах
Кирилл Фрош
Рекомендуем
Знакомства
Объявления