Год назад этот байкер стал звездой YouTube. Он передвигался по проспекту Ленина, стоя на сиденье своего мотоцикла, а затем ставил байк на дыбы и уже так продолжал движение. Писали о нём и мы, причём не раз.
В этом году он пропал. Вернее, на его место пришли (приехали) другие «трюкачи», которые с приходом тепла выкатились в центр Екатеринбурга на одном колесе, но это уже не то. Не так красиво и мастерски, что ли.
Мы разыскали прошлогоднего героя новостей. Это Султан Хабибрахманов, ему 24 года, 12 из них он на мотоцикле. Недавно защитил диплом по специальности «инженер» и сейчас работает в собственном сервисе по ремонту мотоциклов.
Корреспондент E1.RU Надежда Касьянова поговорила с Султаном о том, почему мотоциклисты так часто гибнут в авариях, ездят по ночам без глушителей и хамят на дороге. А затем попросила байкера и его друзей научить оседлать железного коня и показать несколько трюков.
— Султан, куда ты пропал? В прошлом году тебя, исполняющего трюки, постоянно видели в центре.
— Ну, всё ещё впереди (смеётся). На самом деле я, наверное, немного успокоился. Сейчас чаще езжу по ночам и там, где машин немного — на Россельбане, например.
— А зачем ты стал делать трюки?
— Стало скучно просто кататься. Хотелось повыпендриваться, реализовать себя.
— Понимаешь, что это опасно не только для тебя, но и для других участников движения?
— Я понимаю, что это рискованно. Поэтому поступаю так очень редко и действую по отработанной схеме. Я еду в центре. Парни на мотоциклах окружают меня ромбом и страхуют. Если упаду — покалечусь либо я, либо кто-то из них. Мы всегда ездим компаниями, поодиночке не гоняем, подаём знаки, предостерегаем друг друга.
— Но если вы такие осторожные, каким образом другие ваши собратья в аварии попадают и людей сбивают?
— Раньше мы знали всех из байкерской тусовки. Сейчас каждый раз на встречах вижу новых людей на крутых, мощных агрегатах. Они — «первосезонники», только купили себе мотоциклы, с которыми справиться не могут, правил и законов не знают, сбивают людей, врезаются в автомобили. Таких стоит опасаться.
Свой мотоцикл Султан собрал буквально по частям. Купил груду запчастей и мотор за 40 тысяч рублей — говорит, «решил сам с собой посоревноваться», он ведь ещё и механик.
— Мотоцикл 1998 года. Ездит теперь, как новенький.
— А как появилась хохлома на баке?
— Захотелось чего-то яркого, особенно нравилось сочетание чёрного с золотым. Жена подсказала идею. Теперь это моя фишка.
— Ты попадал на мотоцикле в серьёзную аварию?
— Года три назад я разбился — гнал по улице Готвальда, машина вылетела из двора, сбила меня и уехала. У меня кости из ноги торчали наружу. 20 минут лежал без сознания. Реанимация. После этого я долго не садился на мотоцикл. Но жена помогла. Она сказала: «Я познакомилась с байкером, который был примером для многих. И байкера я хочу видеть рядом с собой». А мы ведь с ней впервые встретились благодаря моему увлечению: она ехала по Свердлова на машине, а я догнал её на заднем колесе мотоцикла. Сейчас у нас двое детей.
— А мотоцикл придаёт тебе уверенность? Ты понимаешь, что нравишься девушкам?
— Представь, когда коротышка садится в большой джип. Здесь то же самое. Чувствуешь себя крутым, особенным и считаешь, что можно делать всё что угодно. Я уверен: не был бы я на мотоцикле, не познакомился бы с женой. Да и она бы не обратила на меня внимания. Я знаю, что нравлюсь женщинам. Когда на тебе шлем и видно только глаза, это заманчиво и сексуально.
— Ты сказал, что на мотоцикле можешь делать всё что угодно. Поэтому байкеры часто хамят на дорогах автомобилистам?
— Хамят те, кто не понимает настоящего предназначения мотоцикла. Он создан для удовольствия, для получения адреналина. Но никак не для того, чтобы создавать проблемы другим. Люди, которые ездят на мотоциклах совсем недолго, считают себя крутыми и думают, что правила им не писаны. Гоняют между рядами, пролетают на «красный». Первое время мы тоже нарушали правила, но вскоре поняли, к чему это приводит. Поэтому иногда даже стоим в пробках и не пытаемся рвануть вперёд.
— Вас часто останавливают полицейские?
— Останавливают во время рейдов, проверяют документы и отпускают. Сейчас полицейские имеют право гоняться за мотоциклистами и действительно нас догоняют. Говорят, скоро в мотобат поступят новые байки BMW, от которых точно не свалить.
— А культура вождения у вас есть? Как у автомобилистов, например?
— Раньше у мотоциклистов были свои правила поведения на дороге. Мы здоровались друг с другом, помогали тем, кто сломался по пути. Сейчас этого меньше. Но есть номер экстренной мотопомощи, что случилось — сразу туда можно звонить. Вся информация и контакты есть на байкерских форумах.
— Наличие глушителей в мотоциклетную этику не входит? Вы ведь пугаете ночью людей, спать мешаете!
— Что поделать, это пассивная безопасность. Мы же стараемся ездить ночью, потому что машин мало. А если нас ещё и слышат издалека, то остерегаются и пропускают.
— Шлем не входит в понятие пассивной безопасности? Даже президент Российской ассоциации мотоциклистов Александр Хирург Залдостанов показательно ездит по стране без шлема, а на него многие равняются.
— У нас много кто ездит без шлема. Я считаю, что это личное дело каждого — надевать шлем или нет. Мотоцикл — относительно безопасное средство передвижения, но, повторюсь, при условии, что у тебя есть голова на плечах.
— Залдостанов говорит, что дружит с президентом, поддерживает движение «Антимайдан». Как ты относишься к тому, что байкеры уходят в политику?
— Когда байкеры лезут в политику, они пытаются привлечь к себе внимание. Они выразили себя в мотоциклах, теперь пытаются самовыражаться в чём-то другом.
— Вот ты говоришь, что всё больше людей пересаживается на мотоцикл. А сколько нужно денег, чтобы начать?
— Тысяч 200 рублей на мотоцикл и тысяч 60 на экипировку. Ну и, конечно, мотошкола. Грустно осознавать, что половина всех байкеров в городе ездит без прав, надеясь на авось.
— Много девушек сейчас ездит на мотоциклах?
— Очень много, так же, как и на автомобилях. Зачем кататься за спиной байкера, если ты сама можешь сесть за руль? А мотоцикл — это унисекс. Девочка на мотоцикле выглядит очень привлекательно. И ездит она аккуратнее, потому что боится. Попробовать хочешь?
— Конечно! — не раздумывая говорю я.
Далее — мои откровенные девичьи впечатления от первого опыта. Опыта управления мотоциклом.
— Ты, смотрю, на машине ездишь. Механическая коробка? — спрашивает Султан.
— Да.
— Здорово, быстро поймёшь, что к чему, — Султан легонько хлопает меня по плечу и поворачивается к приятелям: — Сегодня мы должны научить эту девушку хотя бы трогаться с места на мотоцикле.
На лицах парней появляются ухмылки. Я надеваю наколенники и перчатки, Султан застёгивает на мне шлем.
— Ты боишься?
— Нет, ты что! — А про себя думаю: если упаду, если мотоцикл меня придавит, если во что-нибудь врежусь?!
— Не бойся, тут ничего сложного нет. Мне кажется, я больше, чем ты, боюсь.
Я сижу на этом мотоцикле и понимаю, что сейчас на глазах у матёрых байкеров либо опозорюсь, либо смогу поехать с первого раза. Второй вариант маловероятен — редко блондинка за рулём способна на чудо. «Убрать подножку, выжать сцепление, переключить передачу, плавно отпустить сцепление», — повторяя в голове алгоритм, я не замечаю, как трогаюсь с места. За спиной слышу дыхание Султана. Он рядом, и от этого становится спокойнее. Кажется, я преодолела уже метров сто. «Все, останавливайся», — говорит он. А я не успеваю среагировать, еду дольше и приближаюсь к бордюру. От волнения забываю, где тормоз. Начинается паника. Султан тянет за спинку сиденья, пытаясь остановить мотоцикл. «На руле — передний, под правой ногой — задний», — вовремя напоминает байкер. Всё. Глушу мотор.
— Ты просто молодец! Поздравляю! — Султан доволен, что его ученица не облажалась.
— Думала, одно неверное движение — и я перевернусь.
— Ты ехала очень медленно, ничего серьёзного не случилось бы. А вот на больших скоростях всякое бывает, особенно когда теряешь голову. У меня было много сотрясений.
Моя следующая цель — научиться поворачивать. Вот тут я действительно боюсь упасть и оказаться под этой махиной. А ещё страшнее — снести какой-нибудь столб на пути. Друзья Султана решают подстраховать меня, встают по периметру и сопровождают по маршруту. Сделала два круга. Вроде справилась. Даже захотелось немного ускориться, почувствовать, на что мотоцикл способен.
Слезать с мотоцикла не хочется. Так и тянет разогнаться, промчаться по городу. За рулём автомобиля таких ощущений не получить, ухожу с твёрдым желанием купить мотоцикл и сдать на права категории А. Но страх никуда не исчезает. Всё-таки в авариях с участием мотоциклистов вероятность летального исхода гораздо выше, чем с машиной. В машине чувствуешь себя защищённее.