Мировые автопроизводители не дремлют: в то время как некоторые водители борются в пробках со своей «механикой», а кто-то расслаблено едет на «автомате» или «роботе», готовится новинка. В обозримом будущем люди начнут пересаживаться на автомобили, где водитель будет не нужен. Разработчики обещают, что первые транспортные средства с различной степенью автоматизации появятся в продаже уже этим летом, а вот их массовое производство произойдёт в 2017 году.
К слову, элементы «автопилотности» присутствуют и на ныне действующих автомобилях и весьма неплохо функционируют. Круиз-контроль держит дистанцию до впереди идущей машины, самостоятельно прибавляя газ или снижая скорость. Был представлен в 2006 году, как и система автоматической параллельной и перпендикулярной парковки, сэкономившая немало нервов женщинам, несколько проблематичнее паркующимся, чем мужчины. В 2008 году производители представили автомобили, способные самостоятельно тормозить до полной остановки. Немногим позднее – авто, считывающие разметку и распознающие пешеходов. Исследователи из The Boston Consulting Group считают, что достаточно объединить все эти технологии, и машину можно смело отправлять в свободное плаванье.
Внешне практически никаких изменений автомобиль не претерпит: появятся только камеры, датчики и сервоприводы, которые и будут ответственны за работу руля, двигателя и тормозов. Автопилот будет выполнять ту же работу, что и простой водитель: читать знаки, распознавать разметку, сигналы светофора, передвижения пешеходов, велосипедистов и иных участников дорожного движения.
Чего нового ждать?
Развитие автопилота идёт по трём основным направлениям. Самый простой и уже частично успешно функционирующий из них: Traffic Jam Assist («Система помощи в пробках»). Автомобиль, оснащённый такой системой, может самостоятельно двигаться в плотном потоке без участия водителя: тормозить, если остановилось впередиидущее авто, и трогаться, если поток двинулся. Также автомобиль поворотами реагирует на изгибы дороги без всякого вмешательства водителя. Революционного здесь, в принципе, мало. Базовые системы данного типа давно известны: это всё тот же круиз-контроль, получающий данные с радара, и так называемая Lane Assist – система, распознающая дорожную разметку. Если вдруг машина начала пересекать разметку, система фиксирует это и возвращается в свой ряд. С «Системой помощи в пробках» автомобиль может самостоятельно развивать скорость до 50-60 км/час и останавливаться до остановившегося впереди авто за три метра. Систему Traffic Jam Assist развивает и активно продвигает Ford, Audi, BMW и Mercedes-Benz. «Мы подчеркиваем, что новая система лишь помогает водителю, а не заменяет его, – говорит инженер Ford Вей Торстен. – Используя ее, водитель не должен отвлекаться, ему нужно продолжать следить за дорогой, чтобы в случае непредвиденной ситуации взять управление в свои руки». Представители Ford обещали, что серийные автомобили с данной функцией появятся уже в этом году.
Ещё над одной системой кропит Volkswagen – это Temporary Auto Pilot («Временный автопилот»). Эта система, по сути, отличается от предыдущей только тем, что может управлять автомобилем на скорости до 130 км/час.
И последняя система – это Super Cruise от Cadillac. Здесь инженеры пытаются совместить возможности автопилота с системами спутниковой навигации. Super Cruise будет интегрироваться с данными спутниковой навигации, на серийных автомобилях она должна появиться уже в следующем году.
Идеей разработки автопилота одержимы не только автоконцерны. Google создал свой google-мобиль, оснащённый единственной кнопкой «ехать-остановиться». Транспортное средство рассчитано на двух человек, в нём отсутствуют педали или руль, но оно способно развивать скорость до 40 км/час. Как утверждает Google, «эти машины разработаны для безопасного и автономного вождения без привлечения человека. Наше программное обеспечение и сенсоры делают всю работу. Машины станут очень простыми в управлении и будут готовы доставить куда угодно нажатием одной кнопки».
Когда ждать?
Эксперты уверены, что полностью автономные автомобили войдут в обиход в течение десяти лет, а еще через десяток ими уже никого нельзя будет удивить. Внедрение беспилотных технологий на транспорте будет последовательным: сначала машины будут в состоянии двигаться без помощи водителя на трассе в пределах одной полосы, а уже затем появятся авто, способные передвигаться в пробках и менять полосы. Самостоятельно ориентироваться в городе машины смогут только к 2022 году.
По подсчетам экспертов, использование беспилотных автомобилей может предотвратить несколько десятков тысяч ДТП в год. Однако при кажущихся плюсах не все положительно относятся к распространению беспилотников. «Я бы не был так оптимистичен по поводу появления автопилотных автомобилей. Во-первых, учитывая российскую неповоротливую законодательную систему, процесс внедрения таких авто в будничную жизнь будет долгим. Во-вторых, если произойдет ДТП, то кто за него будет отвечать: разработчик или водитель? Этот вопрос очень сложный и требует всестороннего детального рассмотрения», – считает архангельский автоюрист Владимир Зорин.
А чем мы хуже?
Пускай скептики закатывают глаза, но российский автопроизводитель не хочет отставать от своих собратьев. В нашей стране также ведутся работы по созданию собственного автопилота: центральный научно-исследовательский автомобильный и автомоторный институт НАМИ делает робота на базе автомобилей Lada. «У нас уже замечательные успехи, несмотря на то, что над этим проектом пока работает небольшая группа людей. Lada Kalina у нас уже ездит, но она пока не вышла на дороги общего пользования. Все системы, которые отвечают за распознавание знаков и за управление автомобилем без человека, в настоящее время созданы и тестируются», – рассказал ведущий инженер центра НАМИ Владимир Евграфов.
Кроме этого, в Российской Федерации при государственной поддержке создается новая отрасль промышленности, которая предложит роботы различных типов – от беспилотных такси до сельскохозяйственных тракторов. Согласно проекту, к 2025 году объем поставок российских беспилотников на внутренний и внешний рынки достигнет 4,5 миллиардов долларов – а это больше 10% общей доли мирового рынка автономных транспортных средств.
Фото: Фото с сайта Сhronicle.bg, инфографика Эдуарда Фадюшина