Какой автомобиль считать истинно мужским? Исследования на эту тему регулярно проводит то одна, то другая организация. Мы же решили, что нет ничего более маскулинного, чем патрульный автомобиль, и накануне Дня защитника Отечества отправились тестировать машину ДПС.
Нам достался Ford Focus 2008 года. Четырехдверный седан в стандартной комплектации. На первый взгляд, ничего особенного, но разве не захватывает дух при мысли, что и тебе наконец улыбнулась удача проехаться с мигалками по встречке?
К сожалению, эта мечта сразу разбилась о железобетонный регламент работы ГИБДД. За рулем служебного автомобиля имеют право находиться только сотрудники полиции, и то те, которые включены в путевой лист. Поэтому за руль нас не пустили. Сделать фотографии, попозировать с жезлом, примерить шапку с кокардой – пожалуйста. Но ни один начальник не позволит снимать, как служебным автомобилем управляет гражданское лицо.
Казенное тепло
Пришлось оценивать качество пассажирского сидения. Это, конечно, не уникальная возможность, ведь посидеть а патрульке может каждый, нужно лишь нарушить какое-нибудь из правил дорожного движения. Но вряд ли кому-то в такой момент приходит в голову обратить внимание на мягкость подвески и количество свободного пространства на втором ряду сидений.
Между тем, Focus оказался довольно удобным автомобилем, не зря он так популярен в России. Просторно, мягко, а главное – тепло. Кстати, теплая печка не раз спасала замерзающих на холодных сибирских трассах водителей.
«Задачи у экипажа меняются каждый день, – рассказал инспектор ДПС Александр Страусов. – В центре города основная задача – это контроль за соблюдением правил проезда пешеходных переходов, скоростного режима, правил парковки, техрегламента. На трассе же мы часто оказываем помощь: вытаскиваем машины из кюветов, отогреваем замерзающих водителей, для этого специально с собой возим термос с чаем и теплые носки».
Что касается ходовых характеристик, то здесь все так же без нареканий. Едешь в этом Ford, как на корабле плывешь: все неровности прошли без стука, легко покачиваясь. Быстро бегать машина тоже умеет. Александр за 10 лет работы в ГИБДД поездил и на «пятерках» и на «шестерках», поэтому Ford только хвалит. «Все зависит от умений водителя, – уверен он. – Нам на этой машине случалось догонять и более серьезные автомобили».
Казалось, что бело-голубая расцветка нашей машины даст какое-то преимущество при движении, однако ничего подобного. Большая часть автомобилистов относится к представителям ГИБДД с предубеждением и лишний раз уступать дорогу не желает. Возможно, будь мы с «крякалкой» и мигалками, ситуация бы изменилась.
Студия на колесах
Помимо спецсигнала и рации в патрульной машине не мало и другого снаряжения. Наш Ford был буквально нашпигован различной электроникой. Регистратор, прибор для измерения скорости, более известный в народе как «фен», алкотестер и аппарат для измерения уровня светопропускаемости стекол.
Целый чемодан различной техники инспектору ДПС сегодня просто необходим. Ведь и движение на улицах, и сами люди уже не такие, как 10 лет назад.
Алкотестеры – едва ли не самый важный прибор в машине. Из года в год законодатели придумывают новые наказания для пьяных водителей, но их количество все никак не уменьшается. И каждую ночь инспекторам приходится проводить стандартную процедуру: искать понятых, распечатывать пластмассовую трубку, просить водителя как следует выдохнуть и нажимать на кнопку анализатора.
Еще один прибор, без которого сегодня не обойтись инспектору, – это измеритель светопропускаемости стекол. После того, как за неправильную тонировку запретили снимать номера, любителей темных стекол на российских дорогах прибавилось.
Однако больше всего в патрульной машине разнообразных видеокамер: видеорегистратор, нагрудная камера, камера в радаре – сегодня каждый второй водитель требует от инспектора доказательств. Приходится идти навстречу.
Работа для психологов
Доморощенных юристов инспекторы встречают регулярно. «Встречаются, конечно, такие люди, которые начитавшись форумов или книжек «Как разговаривать с инспектором» начинают отказываться показывать документы, требуют каких-то нелепых доказательств или вообще ведут себя неадекватно, – говорит Александр Страусов. – Видеокамера, как правило, дисциплинирует водителей. Если они видят, что их снимают, то сразу начинают себя вести вежливо и корректно».
Огорчают сотрудников ГИБДД, которым, кстати, случается бывать в различных переделках, видеоролики, стереотипно выражаясь, порочащие честь. По словам Александра, героями комичных роликов в Сети, как правило, становятся новички – те, кто еще не привык к грубости и не знает, как на нее корректно отвечать.
Впрочем, адекватных и доброжелательных водителей все же встречается больше. «Бывает, что и за штраф говорят «спасибо». Ведь причины того, что человек нарушил правила, могут быть разными. У человека могут быть свои жизненные проблемы, он может чего-то не заметить. К каждому человеку нужно относиться индивидуально. И если можно выписать предупреждение, а не штраф, мы это делаем. Если же человек нарушает правила умышленно, то наказывать его надо по всей строгости».
Чтобы стать водителем патрульной машины, мало надеть форму, взять жезл и получить удостоверение. Работа инспектора – действительно работа. «Молодые сотрудники не всегда понимают, что наша работа требует много времени и, действительно, тяжелая. Нужно не просто ездить по городу, а надо уметь объяснять людям, в чем они неправы, нужно уметь не дергаться, не психовать, нужно уметь слушать. И в таком случае, даже если вы выпишете человеку штраф, но выслушаете его проблемы, он будет вам благодарен».
Фото: Фото Марата НИГМАТУЛИНА, видео Надежды КОРНЕЕВОЙ и Марата НИГМАТУЛИНА