Судьи и инспекторы воспринимают показания приборов как истину последней инстанции, а «Сертификат» – как гарантию от ошибок. «Люди ничему не верят так твердо, как тому, о чем они меньше всего знают», – М. Монтень.
Но ошибки может допустить как человек, так и прибор. Например, при установке камеры, определяющей превышение скорости, достаточно слегка изменить угол между осью камеры и проезжей частью, чтобы завышение скорости было обеспечено. Если в постановлении о превышении скорости в городе вы увидели цифру 83 км/ч, то с большой долей вероятности вы имеете дело именно с таким видом подлога.
Кое-где додумались и совсем до простого алгоритма: в цепочке «камера – постановление – штраф» собственно камера – лишнее звено. Берется база данных камеры, выдергиваются фотографии автомобилей и персональные данные нарушителей, и все это вставляется в новые постановления. И всем хорошо!
Теперь инспектору не нужно отслеживать качество постановлений – оно заведомо отличное. У начальников инспекторов не болит голова по поводу сокращения штатов: меньшее число подчиненных якобы обрабатывает большее количество нарушений. Муниципалитет визжит от восторга – бюджет пополняется. Как говорится: «У нас страна огромных возможностей не только для преступников, но и для государства».
Если прокуратура и «схватит за руку», то, во-первых, логи (файлы, в которых фиксируются все действия с базой данных) уничтожаются сразу, соответственно, на каких основаниях выписывались постановления – не установить. Во-вторых, и базу данных можно в любой момент стереть, причем таким образом, что восстановлению она подлежать не будет. Оправдание: «Сбойнуло!» Да и рука руку моет: если правоохранители докажут, что штрафы выписаны незаконно, то их придется возвращать водителям. Кто в наше время решится возвращать деньги из бюджета?
Из решения районного суда (взято с сайта ЮрКлуба): «В действиях такого-то должностного лица усматриваются признаки состава преступления, предусмотренного статьей 315 УК РФ. Однако, учитывая то обстоятельство, что данное лицо действовало в интересах бюджета Российской Федерации, его действия являются правомерными».
А что водители? Липовыми постановлениями на водителей накладывают минимальные штрафы – 500 руб. Хочешь – ходи и доказывай, что тебя в то время и в том месте не было. Но в итоге дешевле штраф заплатить, чем бодаться с инспекторами и судьями, для которых показания приборов априори достоверны.
По новому закону, вступающему в силу с 1 января 2016 года, в случае оплаты штрафа в течение 20 дней после вынесения постановления, сумма штрафа снижается на 50%. С таким законом вместо камер повсеместно можно ставить муляжи, клепать липовые постановления и жить спокойно. Главное – соблюдать меру, а то получится как в Краснодаре, Тамбове или Воронеже. Жадность, как говориться, до добра не доводит.
Открою еще одну маленькую тайну. С 1 января 2015 года утратил силу документ с индексом РМГ 29-99. Ничем неприметные «Рекомендации по межгосударственной стандартизации» – РМГ. Но только в них имелось определение, что считается «автоматическим режимом». На сегодня юридически значимого определения «автоматический режим» не существует. И все трактовки этого термина – не более чем фантазии отдельно взятых субъектов, в том числе с погонами и в мантиях.
Стандарт на автоматические камеры разрабатывают уже четвертый год, и конца-краю этому процессу не видать. Именно в нем должно появиться определение «автоматический режим».
«Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, создает возможность злоупотребления исполнительной властью своими полномочиями, порождает противоречивую правоприменительную практику, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод, может привести к произволу и, следовательно, к нарушению принципов равенства, а также верховенства закона; самого по себе нарушения требования определенности правовой нормы, влекущее ее произвольное толкование правоприменителем, достаточно для признания такой нормы не соответствующей Конституции Российской Федерации», – Постановление Конституционного Суда от 06.04.04 г. № 7-П.
Но кого интересует мнение Конституционного Суда? Если нет определения «автоматический режим», то нарушителей отпускать? Не по понятиям.
Что делать простым водителям? По существу опровергнуть показания приборов, которые могут быть липовыми, не получится. Потому проще уйти от ответственности, но в полном соответствии с Законом. Наиболее популярный алгоритм следующий.
Если друзья, родственники, какая-нибудь фирма или госструктура отсылают вам регистрируемое почтовое отправление (сокращенно РПО), например, заказное письмо или бандероль, то удобнее всего уточнить у них номер отправления и отслеживать его путь на сайте russianpost.ru в разделе «Отслеживание почтовых отправлений». Извещение в почтовом ящике не станет неожиданностью.
Если вы у себя в почтовом ящике обнаружили нежданное извещение о том, что на почте вас дожидается заказное письмо, то на нем тоже указывается номер отправления. Смотрим на сайте, когда и кем отправлено письмо, когда оно поступило на почту.
Если отправитель на сайте не указан, то обратите внимание на первые 6 цифр номера отправления. Это индекс почтового отделения, откуда было послано письмо. Сразу же смотрите, из какого города отправлено письмо. Далее заходите на какой-либо поисковик и набиваете, например, «454010 ГИБДД». Тут же узнаете, что с этого индекса идут письма из ГИБДД Челябинска или Челябинской области. Если вы ничего не нарушали и не ждете повестки, то, скорей всего, это «письмо счастья».
Для обозначения отправителя может быть использован ДТИ – дополнительный технологический индекс. Таким индексом обозначаются федеральные клиенты, такие как Налоговая служба, Служба судебных приставов, ГАИ и так далее.
Можно позвонить на почту и попросить посмотреть, приходило ли на ваше имя и адрес заказное письмо из города, название которого вы определили по индексу. Работник почты, посмотрит и ответит, что есть письмо из местного ГАИ. Поблагодарите, и пообещайте завтра забежать забрать.
Обычные заказные письма, в том числе из ГАИ, хранятся на почте 30 дней. Получайте письмо в последний день хранения. (Кстати, с 3 февраля действуют новые «Правила оказания услуг почтовой связи».)
С момента получения «письма счастья» потечет срок на обжалование. На десятый день пишете жалобу, где указываете, что за рулем были не вы, и называете того, кто именно ехал. Жалобу отправляете в ГАИ по почте. В индексе измените одну цифру – так письмо будет идти дольше.
Для подтверждения ваших слов должностное лицо, которое будет рассматривать жалобу, обязано вызвать указанного водителя, разыскав его и известив о времени и месте рассмотрения. Если водитель придет за пределами двухмесячного срока давности, то постановление в отношении вас отменят, а составлять новое постановление на кого-либо уже нельзя.
Представитель ГАИ или судья, рассматривающий жалобу, иногда настаивают, чтобы другого водителя привели именно вы. Пишите ходатайство, в котором укажите, что другой водитель куда-либо ходить отказывается, законных методов привести его на рассмотрение жалобы у вас нет, и поэтому вы ходатайствуете о приводе другого водителя, – статья 27.15 КоАП. В противном случае судья или должностное лицо ГАИ лишают вас возможности представлять доказательства, то есть имеет место нарушение статьи 25.1 КоАП.
В заключении, проблемами наведения порядка с камерами озаботились в Госдуме. Хочется надеяться, что порядок наведут.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель – инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.