Это был разрыв шаблона. Центр Вены. Пробка, насколько хватает взгляда. Слева – пустые трамвайные пути. Справа – пустая автобусная полоса. Машины вытянулись в один бесконечный ряд… В один ряд! Издевательство: ты словно встал в супермаркете в длинную очередь при двух пустых кассах. Силком держишь себя в узде, чтобы не показать сонным европейцам мастер-класс езды. Но раз стоят – значит надо…
Стартовали мы двумя днями раньше где-то на границе Чехии и Венгрии и почти сразу оказались на магистрали c разрешенной скоростью 130 км/час. Не первый раз замечаю: в России, когда превышаешь исподтишка, даже на весьма убогой дороге такая скорость обычно не пугает. Ты просто концентрируешь внимание и лавируешь мимо тихоходов.
В Европе ощущения другие. Мы выехали, когда солнце уже клонилось к закату. Небо в пуху красных облаков справа от нас было подперто шеренгами ветряных электростанций. И слева – тоже: похожие на стволы гигантских пальм, они росли тут и там. На минуту солнце сомкнулось с линией горизонта, сплющилось и заалело, пустынные равнины, где махали ручищами мельницы, стали похожи на декорацию к фильму «Первый день на Марсе». А через десять минут навалилась темнота.
Но скорости не упали. Мы словно падали в пропасть, и мимо неслись огни грузовиков, треугольники знаков и калейдоскоп разметочных огней. Огромная лавина машин неслась вместе с нами, неслась практически на одной скорости, с минимальной дистанцией и с еще меньшими интервалами. Метеоритный дождь из машин, разбавленный астероидами большегрузов. Сцена, достойная пера братьев Стругацких.
Когда весь поток движется со скоростью 150 км/час по спидометру, когда до соседней машины можно доплюнуть, когда не видишь ничего, кроме огней, становится не по себе. В России подобное встречается редко: либо дорога более пустынна, либо скорости в разы ниже. Мозгу приходится полностью менять систему координат и строить траекторию по габаритным огням других машин и полосам светоотражателей.
Skoda Rapid, кстати, на таких скоростях демонстрирует легкую нервозность: при выезде из-за фуры боковой ветер подталкивает машину вбок, что чувствуется по реакции на руле. В России, кстати, я подобного не замечал, так что склонен подозревать зимние шины-липучки, парусность автомобиля и высокую скорость движения.
На родине казалось, что Rapid создан конкретно под наши запросы: это ведь нам принципиален огромный багажник, салон на пять персон, проверенные мотор и коробка передач. А в Европе Rapid смотрится, скорее, европейцем: у него отличная эргономика и собранные ездовые повадки – местные водители ценят такое в автомобилях. В Rapid нет и грамма размазанности: на быстрых языках виадуков он несется, как рождественская карусель, – только держись.
На убитом асфальте отечества подвеска показалась мне жестковатой, но для дорог умеренной ровности (а в Венгрии они не везде идеальны), его настройки логично вытекают из потребности водителя чувствовать машину на всех режимах. Rapid не козлит и не трясется от страха даже на асфальтобетоне, зато при резких маневрах дает хорошее чувство грани дозволенного. В интенсивном европейском ритме, где иной раз нужно сориентироваться и впрыгнуть в свободный «слот» на кольцевом перекрестке, это не последнее качество. А еще у него отличные тормоза – вероятно, лучшие в классе.
До Будапешта оставалось 25 километров, а поток все несся и несся, загадывая загадку: когда же кончится это великолепие? Не может «автобан» проходить через город, значит сейчас мы упремся в пробку...
Так оно и произошло, хотя отчасти затор спровоцировали ремонтные работы впереди. В любом случае, поток не остановился и журчал по бетонному желобу во вполне сносном ритме. Даже в городе многополосная магистраль не разрешает повороты налево, а потоки, которым нужно в конкретный район Будапешта, то и дело ответвляются, снижая нагрузку на саму магистраль. Организация движения – нам на зависть.
Утром мы выезжали из Будапешта по «задам», что интереснее и вообще приятнее, чем шпилить по магистрали на скорости, которая в нашем понимании, для многочасовой езды не предназначена. Европейские «автобаны», может быть, и удобны, но как-то утомительны: у нас то и дело развлекаешься обгонами или разгадыванием шарад об актуальности знаков и возможности засад. В Европе же монотонная езда на большой скорости требует особого настроя, как у ночного авиадиспетчера: и дел немного, и спать нельзя.
То ли дело обычные сельские дороги: едешь – прям летишь. У калужских Rapid 1,6-литровый мотор, знакомый по VW Polo, но вот что интересно – настройки газа как будто разные. Polo часто казался мне не то чтобы медленным, но задумчивым из-за слишком задемпфированной педали газа. Rapid в принципе острее, в том числе на разгоне: несмотря на весьма умеренную мощность, в диапазоне скоростей до 90 км/час он, скорее, превосходит ожидания, в том числе благодаря великолепной избирательности механической коробки передач. Но на больших скоростях, особенно после 130 км/час, двигатель работает все более натужно, а разгон требует терпения.
Шестиступенчатый «автомат» усиливает эффект. У него явный акцент на комфорт, и внимание обращаешь, в основном, на легкие подергивания в момент старта или торможения – видимо, конструктивная особенность. В остальном он работает незаметно, охотно уходит на высшие передачи для экономии топлива и так же охотно сглаживает динамику. В общем, мой вывод прост: если в вас еще живет бесенок, покупайте Rapid с «механикой», ибо среди машин такой практичности он, пожалуй, самый веселый (после родственной Octavia). А вот если ищете беззаботности, то нужен «автомат», тем более, он здесь вполне надежный.
Прошив Братиславу и ненадолго заглянув на тамошнюю ярмарку, мы отправились в направлении Вены. Австрия приветственно махала лопастями ветряков, которые расплодились в этой части Европы, как сорняк. Каждый год их количество прирастает этак на 20-30%, и сейчас Австрия генерирует порядка 1,3 ГВт энергии из воздуха – это примерно треть от мощности Чернобыльской АЭС.
Была еще одна эпическая картина, от которой в зобу дыханье сперло: нефтеперерабатывающий завод OMV. Случайно повернул голову, а с другой стороны дороги растянулся на километры нежилой город, словно поверхность звезды смерти. Башни, колонны, гигантские резервуары, оквадраченные клубки трубопроводов, тысячи лесенок, поручней, вентилей. И все это тускло выступает из темноты в россыпи светодиодной подсветки – уххх… Не было ни малейшей возможности остановиться – еще одна неприятная особенность «автобанов».
Австрия удивила фантастически неровной магистралью из бетонных плит – от тряски начали зудеть руки. Откровенно разбитых скоростных дорог в Европе мне не встречалось, но идеальность их также преувеличена. Организация движения блестящая, а качество покрытия сильно зависит и от страны, и от загруженности дороги.
Rapid, кстати, оставил впечатление весьма комфортной машины в том числе благодаря умеренному уровню шума. Все звуковые провокаторы – шины, двигатель, аэродинамика – у него наличествуют, но грань навязчивости не переходят. Смею предположить, что в своем классе он будет самым тихим.
Под конец поездки я окончательно сформулировал свое отношение к нему. Есть автомобили, созданные специально для России (или возьмем шире – для так называемых стран третьего мира). Это Renault Logan, Volkswagen Polo Sedan, Chevrolet Cobalt… Так вот: Rapid хоть и формально их конкурент, по характеру – типичный европеец со всеми плюсами и минусами. Он резвее и острее перечисленных машин, у него удобный салон и обостренное внимание к мелочам. При этом он не такой убаюкивающий и придется по нраву тем, кто уже хочет большой багажник, но еще не забыл терпкий вкус активной езды.
Фото: Фото автора и компании Skoda