В каждом современном автомобиле согласно правилам должны находиться три обязательных предмета: медицинская аптечка, знак аварийной остановки и огнетушитель. И если как использовать первые два из них многие водители худо-бедно себе представляют, то как правильно пользоваться мобильным средством тушения огня не учат даже в самых продвинутых автошколах.
Итак, разберемся, что же мы возим в своем автомобиле, как эффективно использовать «мобильного пожарного» в случае возгорания и почему горят «синим пламенем» и самые надежные машины, и ветераны автопрома.
Для начала немного статистики. По информации МЧС, треть всех автомобильных пожаров возникает по причине короткого замыкания в электропроводке. Еще 30% приходится на умышленные поджоги – здесь какая-либо профилактика бессильна. Остальные 20% происходят по причине неисправностей двигателя, связанных с чрезмерным износом деталей.
Наибольшую опасность представляют искры, возникающие при плохой изоляции или коротком замыкании. Попав на поверхности с остатками технических жидкостей или на горючие материалы салона, они наверняка вызовут воспламенение. Самыми «огнеопасными» являются автомобили, больше полугода простоявшие в гаражах или на улице. За это время проводка в них портится, что часто приводит к короткому замыканию. В длительном путешествии на автомобиле, особенно в жаркое время года, двигатель часто перегревается, проводка плавится, что также приводит к пожару.
Различные скрутки, старые провода, самостоятельно установленное дополнительное оборудование – все это лишняя причина возникновения огня в недрах автомобиля.
Умышленные поджоги – вещь чрезвычайно неприятная. Защититься или предотвратить их, к сожалению, невозможно, поэтому оставим разбираться с поджигателями правоохранительным органам.
Еще одна причина возгораний – неисправности деталей двигателя. Чрезмерно изношенные детали вкупе с неизбежной силой трения за несколько минут создают под капотом автомобиля высокую температуру, что весьма вероятно приведет к возгоранию. Если добавить сюда наполненность автомобиля горючими жидкостями и материалами, то становится понятно огромное количество пожаров в старых «убитых» автомобилях.
Избежать возгорания, связанного с износом деталей, нетрудно. Некоторые из автолюбителей делают это бессознательно, из врожденного чувства аккуратности. Так, мы боремся с возможностью возникновения пожара, когда, например, моем двигатель и очищаем его от легко воспламеняющихся масляных пятен. К тому же, регулярный осмотр двигателя позволит вовремя обнаружить дефекты или крайний износ агрегата, и тогда огненная трагедия вас не коснется.
Теперь разберемся, чем приходится тушить автомобильные возгорания.
Пройдя ежегодный техосмотр, многие водители со спокойной совестью откладывают штатные огнетушители подальше до следующей встречи с автоинспектором, совершенно не подозревая, что огнетушитель, как и весь автомобиль, требует к себе особого внимания.
Существует несколько типов автомобильных огнетушителей, но большинство автолюбителей пользуются двумя типами: порошковым или углекислотным. Согласно новым правилам для автолюбителей, объем каждого из них должен составлять не менее двух литров.
Первое, на что нужно обратить внимание – дата выпуска огнетушителя. Эти цифры, как правило, очень хорошо заметны на этикетке, и чем эта дата ближе к сегодняшнему дню, тем лучше. Срок действия обычного огнетушителя – пять лет, но специалисты по пожаротушению рекомендуют менять автомобильный огнетушитель не реже одного раза в два года.
В большинстве современных автомобилей места для хранения огнетушителя не предусмотрено. Поэтому водители выходят из положения кто как может. Популярные места – под водительским сиденьем, в багажнике, на задней полке салона – не обеспечивают быстрого доступа к средству пожаротушения, а в некоторых ситуациях могут прямо повредить безопасности водителя и его пассажиров.
Опытные водители пристраивают мобильный огнетушитель на центральной панели со стороны пассажира – некоторые неудобства с лихвой компенсируются легким доступом.
Итак, что делать, если в автомобиле возник пожар. Прежде всего – не паниковать. В деле пожаротушения дорога каждая секунда, это вам скажет любой пожарный.
Современный автомобиль буквально напичкан горючими материалами под крышу, поэтому выгорает обычно за 5-7 минут. Это то самое время, за которое водитель должен оценить ситуацию и постараться усмирить пламя. За это время ни одна пожарная машина не успеет добраться до места пожара, поэтому спасение утопающих, или в данном случае сгорающих, дело рук самого водителя.
В любой инструкции по пожаротушению одним из первых пунктов стоит сообщение в службу 01 о возникшем возгорании. И хотя сами пожарные рекомендуют сначала звонить им, а потом начинать самостоятельное тушение, драгоценные секунды, потраченные на звонок, могут оказаться роковыми для вашего автомобиля. Звонок пожарным лучше поручить кому-то из ваших пассажиров.
Чаще всего очаг возгорания находится в моторном отсеке автомобиля. Первое, что приходит в голову – открыть капот и начать тушить огонь. Однако правильно – не распахивать крышку капота настежь, а только приподнять ее, чтобы всунуть в щель раструб огнетушителя, и мощным потоком сбить пламя. Если открыть капот сразу, пламя получит порцию свежего воздуха и остановить его будет намного сложнее.
Вот ведь незадача – автомобиль горит, а крышка капота нагрелась настолько, что приподнять ее рукой невозможно. На этот случай пожарные рекомендуют к штатному огнетушителю примотать пару обыкновенных хлопковых перчаток. И схватиться поможет и руки не обжечь.
Первое, что необходимо сделать после того, как пламя под капотом сбито – обесточить автомобиль, чтобы предотвратить повторное возгорание. Вместе с перчатками можно примотать к огнетушителю запасной ключ, которым можно было бы открутить минусовую клемму аккумулятора.
Если пожар застал водителя на трассе, надо просить помощи у других водителей. При виде дыма и огня остановится практически каждый, чтобы помочь собственным огнетушителем. Если средств тушения явно недостаточно и пламя распространилось на салон, то единственное правильное решение – отойти на безопасное расстояние и дожидаться пожарных.
Если у вас углекислотный огнетушитель, раствор надо тратить экономно, кратковременно нажимая на рукоятку огнетушителя. Струю надо направить не в сам огонь, а на горящую площадь, начиная от ее краев и понемногу переходя к центру. Если горит и сам автомобиль, и бензин под ним, то сначала гасите огонь, который на земле, а потом – тот который на машине. Пламя неплохо распространяется снизу вверх, и из-за этого нет смысла тушить машину, когда под ней горит разлитый бензин. Он будет воспламенять машину снова.
Сразу опустошать огнетушитель не надо. Оставьте немного и еще раз проверьте машину – нет ли где другого очага возгорания. Если есть – продолжайте тушить.
Если в вашем распоряжении порошковый огнетушитель типа ОП-2, экономно расходовать его не получится. Постарайтесь максимально эффективно распылить его содержимое, ведь может случиться, что помощь придет еще не скоро.
Порошковый огнетушитель эффективнее при тушении труднодоступных мест, в том же подкапотном пространстве. В тоже время при тушении огня на открытом пространстве – в салоне автомобиля – эффективнее будет углекислотный.
Отдельно стоит упомянуть о цене вопроса. Стоимость стандартного порошкового огнетушителя варьируется от 280 до 400 рублей, в то время как цена углекислотного того же объема начинается от 700 рублей. Какой огнетушитель приобрести – дело вкуса, эстетики и пристрастий автолюбителя.
Помните: победить огонь можно только сразу после возгорания, потом будет поздно. Опытные водители всегда помнят правило: если пожар можно потушить стаканом воды – пожар потушить можно!
Итак, подведем итоги. Для тушения пожара водитель должен:
иметь в автомобиле огнетушитель в комплекте с перчатками и ключом для клемм АКБ;
при первых признаках возгорания остановиться, заглушить мотор, разблокировать капот;
попросить пассажира или прохожих вызвать пожарных;
надеть перчатку и, всунув раструб огнетушителя в щель под капотом, выпустить мощную струю;
открыть капот и отключить минусовую клемму от АКБ;
продолжить тушение огнетушителем до полного угасания очага возгорания.
Интересные факты
В 20 наиболее развитых странах мира потери от пожаров и затраты на борьбу с ними ежегодно составляют примерно 1% всего валового внутреннего продукта. Получается, что вся мировая экономика 3-4 дня в году работает только на пожары.
Многие водители теряют драгоценное время, пытаясь разобраться с устройством огнетушителя. Здесь очень пригодилась бы тренировка. Поэтому совет: не стоит выбрасывать просроченный огнетушитель, попробуйте его в действии, например потушив им костер после пикника.
Фото: Видео Петра ЛУКАШИНА