Авто Автомобиль, огнетушитель и несколько практических советов

Автомобиль, огнетушитель и несколько практических советов

В каждом современном автомобиле согласно правилам должны находиться три обязательных предмета: медицинская аптечка, знак аварийной остановки и огнетушитель. И если как использовать первые два из них многие водители худо-бедно себе представляют, то как правильно пользоваться мобильным средством тушения огня не учат даже в самых продвинутых автошколах.

1 из 3

Итак, разберемся, что же мы возим в своем автомобиле, как эффективно использовать «мобильного пожарного» в случае возгорания и почему горят «синим пламенем» и самые надежные машины, и ветераны автопрома.

Для начала немного статистики. По информации МЧС, треть всех автомобильных пожаров возникает по причине короткого замыкания в электропроводке. Еще 30% приходится на умышленные поджоги – здесь какая-либо профилактика бессильна. Остальные 20% происходят по причине неисправностей двигателя, связанных с чрезмерным износом деталей.

Наибольшую опасность представляют искры, возникающие при плохой изоляции или коротком замыкании. Попав на поверхности с остатками технических жидкостей или на горючие материалы салона, они наверняка вызовут воспламенение. Самыми «огнеопасными» являются автомобили, больше полугода простоявшие в гаражах или на улице. За это время проводка в них портится, что часто приводит к короткому замыканию. В длительном путешествии на автомобиле, особенно в жаркое время года, двигатель часто перегревается, проводка плавится, что также приводит к пожару.

Различные скрутки, старые провода, самостоятельно установленное дополнительное оборудование – все это лишняя причина возникновения огня в недрах автомобиля.

Умышленные поджоги – вещь чрезвычайно неприятная. Защититься или предотвратить их, к сожалению, невозможно, поэтому оставим разбираться с поджигателями правоохранительным органам.

Еще одна причина возгораний – неисправности деталей двигателя. Чрезмерно изношенные детали вкупе с неизбежной силой трения за несколько минут создают под капотом автомобиля высокую температуру, что весьма вероятно приведет к возгоранию. Если добавить сюда наполненность автомобиля горючими жидкостями и материалами, то становится понятно огромное количество пожаров в старых «убитых» автомобилях.

Избежать возгорания, связанного с износом деталей, нетрудно. Некоторые из автолюбителей делают это бессознательно, из врожденного чувства аккуратности. Так, мы боремся с возможностью возникновения пожара, когда, например, моем двигатель и очищаем его от легко воспламеняющихся масляных пятен. К тому же, регулярный осмотр двигателя позволит вовремя обнаружить дефекты или крайний износ агрегата, и тогда огненная трагедия вас не коснется.

1 из 4

Теперь разберемся, чем приходится тушить автомобильные возгорания.

Пройдя ежегодный техосмотр, многие водители со спокойной совестью откладывают штатные огнетушители подальше до следующей встречи с автоинспектором, совершенно не подозревая, что огнетушитель, как и весь автомобиль, требует к себе особого внимания.

Существует несколько типов автомобильных огнетушителей, но большинство автолюбителей пользуются двумя типами: порошковым или углекислотным. Согласно новым правилам для автолюбителей, объем каждого из них должен составлять не менее двух литров.

Первое, на что нужно обратить внимание – дата выпуска огнетушителя. Эти цифры, как правило, очень хорошо заметны на этикетке, и чем эта дата ближе к сегодняшнему дню, тем лучше. Срок действия обычного огнетушителя – пять лет, но специалисты по пожаротушению рекомендуют менять автомобильный огнетушитель не реже одного раза в два года.

В большинстве современных автомобилей места для хранения огнетушителя не предусмотрено. Поэтому водители выходят из положения кто как может. Популярные места – под водительским сиденьем, в багажнике, на задней полке салона – не обеспечивают быстрого доступа к средству пожаротушения, а в некоторых ситуациях могут прямо повредить безопасности водителя и его пассажиров.

Опытные водители пристраивают мобильный огнетушитель на центральной панели со стороны пассажира – некоторые неудобства с лихвой компенсируются легким доступом.

Итак, что делать, если в автомобиле возник пожар. Прежде всего – не паниковать. В деле пожаротушения дорога каждая секунда, это вам скажет любой пожарный.

Современный автомобиль буквально напичкан горючими материалами под крышу, поэтому выгорает обычно за 5-7 минут. Это то самое время, за которое водитель должен оценить ситуацию и постараться усмирить пламя. За это время ни одна пожарная машина не успеет добраться до места пожара, поэтому спасение утопающих, или в данном случае сгорающих, дело рук самого водителя.

В любой инструкции по пожаротушению одним из первых пунктов стоит сообщение в службу 01 о возникшем возгорании. И хотя сами пожарные рекомендуют сначала звонить им, а потом начинать самостоятельное тушение, драгоценные секунды, потраченные на звонок, могут оказаться роковыми для вашего автомобиля. Звонок пожарным лучше поручить кому-то из ваших пассажиров.

Чаще всего очаг возгорания находится в моторном отсеке автомобиля. Первое, что приходит в голову – открыть капот и начать тушить огонь. Однако правильно – не распахивать крышку капота настежь, а только приподнять ее, чтобы всунуть в щель раструб огнетушителя, и мощным потоком сбить пламя. Если открыть капот сразу, пламя получит порцию свежего воздуха и остановить его будет намного сложнее.

1 из 4

Вот ведь незадача – автомобиль горит, а крышка капота нагрелась настолько, что приподнять ее рукой невозможно. На этот случай пожарные рекомендуют к штатному огнетушителю примотать пару обыкновенных хлопковых перчаток. И схватиться поможет и руки не обжечь.

Первое, что необходимо сделать после того, как пламя под капотом сбито – обесточить автомобиль, чтобы предотвратить повторное возгорание. Вместе с перчатками можно примотать к огнетушителю запасной ключ, которым можно было бы открутить минусовую клемму аккумулятора.

Если пожар застал водителя на трассе, надо просить помощи у других водителей. При виде дыма и огня остановится практически каждый, чтобы помочь собственным огнетушителем. Если средств тушения явно недостаточно и пламя распространилось на салон, то единственное правильное решение – отойти на безопасное расстояние и дожидаться пожарных.

Если у вас углекислотный огнетушитель, раствор надо тратить экономно, кратковременно нажимая на рукоятку огнетушителя. Струю надо направить не в сам огонь, а на горящую площадь, начиная от ее краев и понемногу переходя к центру. Если горит и сам автомобиль, и бензин под ним, то сначала гасите огонь, который на земле, а потом – тот который на машине. Пламя неплохо распространяется снизу вверх, и из-за этого нет смысла тушить машину, когда под ней горит разлитый бензин. Он будет воспламенять машину снова.

Сразу опустошать огнетушитель не надо. Оставьте немного и еще раз проверьте машину – нет ли где другого очага возгорания. Если есть – продолжайте тушить.

Если в вашем распоряжении порошковый огнетушитель типа ОП-2, экономно расходовать его не получится. Постарайтесь максимально эффективно распылить его содержимое, ведь может случиться, что помощь придет еще не скоро.

Порошковый огнетушитель эффективнее при тушении труднодоступных мест, в том же подкапотном пространстве. В тоже время при тушении огня на открытом пространстве – в салоне автомобиля – эффективнее будет углекислотный.

Отдельно стоит упомянуть о цене вопроса. Стоимость стандартного порошкового огнетушителя варьируется от 280 до 400 рублей, в то время как цена углекислотного того же объема начинается от 700 рублей. Какой огнетушитель приобрести – дело вкуса, эстетики и пристрастий автолюбителя.

Помните: победить огонь можно только сразу после возгорания, потом будет поздно. Опытные водители всегда помнят правило: если пожар можно потушить стаканом воды – пожар потушить можно!

Итак, подведем итоги. Для тушения пожара водитель должен:

  • иметь в автомобиле огнетушитель в комплекте с перчатками и ключом для клемм АКБ;

  • при первых признаках возгорания остановиться, заглушить мотор, разблокировать капот;

  • попросить пассажира или прохожих вызвать пожарных;

  • надеть перчатку и, всунув раструб огнетушителя в щель под капотом, выпустить мощную струю;

  • открыть капот и отключить минусовую клемму от АКБ;

  • продолжить тушение огнетушителем до полного угасания очага возгорания.

Интересные факты

В 20 наиболее развитых странах мира потери от пожаров и затраты на борьбу с ними ежегодно составляют примерно 1% всего валового внутреннего продукта. Получается, что вся мировая экономика 3-4 дня в году работает только на пожары.

Многие водители теряют драгоценное время, пытаясь разобраться с устройством огнетушителя. Здесь очень пригодилась бы тренировка. Поэтому совет: не стоит выбрасывать просроченный огнетушитель, попробуйте его в действии, например потушив им костер после пикника.

Фото: Видео Петра ЛУКАШИНА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Площадь — 25 квадратов, а в реестр вписали 255». Как легко разориться на налогах из-за ошибок в документах
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Никакой справедливости!» Журналистка засудила застройщика, сорвавшего сдачу дома, но всё равно осталась без денег
Ирина Порозова
Редактор раздела «Бизнес»
Мнение
«Мужик грозил ножом, женщины кидались с кулаками»: случаи в такси, от которых ни один водитель не застрахован
Наталья
Мнение
Дяденька, купите бургер: российским детям предложили законодательно запретить фастфуд — что за этим кроется
Стас Соколов
Эксперт
Мнение
И никакого гипноза. Бывший опер рассказал о тайной формуле, по которой «капитаны ФСБ» лишают россиян жилья и денег
Сергей Колосовский
адвокат
Рекомендуем
Знакомства
Объявления