В Санкт-Петербурге, во Владимире и в нескольких других крупных городах России растёт популярность приложения для мобильных устройств, позволяющего фиксировать и мгновенно присылать в ГИБДД фотографии нарушений правил дорожного движения. Система "Спот" (Spot) не универсальна, но продуманна: фотография вместе с заявлением напрямую может попасть в ГИБДД. Для пользователей эта система будет бесплатной: единственная цель разработчиков – усилить контроль за участившимися нарушениями правил со стороны водителей. При этом программа сделана таким образом, чтобы вся процедура была максимально понятна и удобна.
"Увидели неправильно припаркованную машину – сообщите об этом в ГИБДД прямо с мобильного телефона", – гласит призыв на главной странице приложения.
По словам Евгения Левитина, одного из создателей "Спот", он уже предлагал её внедрить в Екатеринбурге, однако ему в местном отделении ГИБДД отказали. Причиной отказа отчасти стало то, что в заявлениях, пересылаемых через эту программу, нет электронной подписи гражданина.
Редакция E1.RU пообщалась с Левитиным и выяснила, в чём особенность приложения, каков его функционал и почему социально-важная новинка не везде ещё внедрена.
– Евгений, в чём была основная идея этого приложения? Социальная значимость или это некий бизнес стартап всё-таки?
– Проблема с парковкой есть. У нас собралась команда и сделала такой тестовый вариант. Потом сделали дизайн, добавили функциональность, протестировали. Пару знакомых журналистов в Санкт-Петербурге посмотрели, сделали публикации… и понеслось. Мы поняли, что тема классная, стали думать, какие ещё нарушения добавить в программу, чтобы их можно было фиксировать. А потом пошли пообщаться с ГИБДД на тему того, чтобы оптимизировать их труд и тем самым повысить эффективность их работы. Общие точки пересечения мы нашли.
– "Спот" можно внедрить и развить в Екатеринбурге и Свердловской области?
– Можно.
– Вы можете приложение самостоятельно интегрировать или нужен какой-то человек в системе ГИБДД, отвечающий за процесс?
– Мы готовы установить и научить пользоваться. Им нужно только согласие и желание этим приложением пользоваться.
– Сколько оно стоит?
– Горожане могут пользоваться им бесплатно. Есть возможность пожертвовать денег, но это добровольно, на ваше усмотрение. Для пользователей оно платным не будет. Но если его специально под конкретный город разрабатывать по заказу администрации, то это будет стоить денег. Надо разговаривать. Обсуждать цену.
– Евгений, расскажите немного о приложении.
– Главный экран – это камера. Можно сделать до пяти фотографий, чтобы можно было видеть нарушение с разных сторон, определить место, адрес автоматически, можно выбрать тип нарушений. После этого заявление отправляется на модерацию. Модератор проверяет все необходимые параметры, что нет ошибки.
– А можно подделать фото, послать какое-то "левое"?
– Нет, мы это проверяем. Фото нарушения нельзя загрузить откуда-то, только сфотографировать, используя приложение. Мы берём время, когда делалось фото, и на снимок автоматически делается таймстамп (плашка с указанием даты и времени. - прим E1.RU), что в этот момент было нарушение.
– Сколько видов нарушений сейчас фиксируется?
– Пять видов нарушений, это в целом по стране.
– Как в ГИБДД реагируют на "Спот"?
– Отклик от полиции есть всегда. Какой-то ответ они нам выдают, не всегда положительный.
– Приложение уже где-то действует?
– Да. В небольших городах статистика очень хорошая. Во Владимире, к примеру, 80% заявлений идёт через "Спот". Город небольшой, поэтому полицейские выезжают на место почти всегда. В Астрахани вообще едут к собственнику домой, а не высылают письмо счастья.
– А какой принцип подачи заявления через это приложение? Ведь одного фото недостаточно.
– Заявление через электроннyю приёмную ГИБДД уходит в полицию на сервер Москвы, а оттуда попадает на электронный ящик в региональную полицию. Дальше, согласно регламенту, они письмо распечатывают и работают с ним, как с бумажным.
– Всё казалось бы так просто…
– Не совсем. Само фото в полиции не распечатывают, а на печать уходит только ссылка на него, длиной 80 знаков. Ввести её правильно с первого, а то и со второго раза практически невозможно. Мы предложили инспекторам дать доступ в нашу базу, в которой можно генерировать и фото хорошего качества, и документы. Упрощаем им работу.
– А почему в Екатеринбурге и Свердловской области до сих пор не внедрили, если всё так просто?
– Полиция не даёт, ссылается на законы, которые тут не применимы: это ссылка на 63-й федеральный закон, по которому на документе нужна электронная подпись. К тому же, по их мнению, для производства дела нужно, чтобы фото было сделано при помощи специальных средств с выставленной датой. А это не так. По федеральному закону 59.7.3 в заявлении должны быть указаны фамилия, имя и отчество, а также контактные данные. Мы не просим составить протокол на собственника автомобиля. Мы просим провести расследование и привлечь водителя, а это всё в рамках КОАП 28.1 ч. 3.
– Если у нас внедрить приложение, какой будет прирост фиксированных нарушений?
– Это зависит от того, как полиция будет работать. Есть весомая проблема – это штат. Его и так сократили. Вопрос, хватит ли у полиции внутренних ресурсов. В том же Санкт-Петербурге в год через сайт ГИБДД проходило 15 тысяч обращений. А благодаря нам – 15 тысяч в этом году только к маю набралось.
– А что касается парковки на газонах?
– Тот же Санкт-Петербург – это отдельный округ. В нём борьбой с парковкой на газонах занимаются муниципалы. Но делать этого они не хотят. Поэтому приходится немного воевать. В Казани, к примеру, есть своё приложение, которое прекрасно работает.
Евгений говорит, что запустить "Спот" – это вопрос встречи с полицией и городским комитетом по транспорту. В Комитете по транспорту на встречу сразу согласились: специалист комитета Роман Бараковских недавно на встрече с журналистом E1.RU по развитию парковочного пространства в городе уже говорил, что город готов встречаться с разработчиками подобных приложений и обсуждать совместную деятельность. Это же он подтвердил насчет "Спот": готовы рассматривать.
Что касается полиции, то мы отправили в ведомство описание приложения, его функционал и официальное письмо с просьбой организовать встречу. Самое главное, что интересует нас: считает ли ГИБДД нужным внедрять такое приложение на территории Свердловской области, готовы ли в полиции оказать поддержку разработчикам и впоследствии реагировать на письма.
ГИБДД и Комитет по транспорту по итогам общения с разработчиками должны решить, подходит ли приложение как инструмент для решения проблемы фиксации нарушений ПДД.
Нужно ли подобное приложение в Свердловской области?