Авто Памятка пешеходам

Памятка пешеходам

В 2006 году я начал собирать различные рекомендации пешеходам. Памятка свободно размещена в Интернете уже несколько лет. Я неоднократно предлагал учителям адаптировать ее для детей школьного возраста, но никто за эту работу так и не взялся. Надеюсь, что данная публикация вначале учебного года сподвигнет кого-нибудь сделать эту работу.

«Мама, ведь то, что мы переходим на зеленый свет – это не гарантия. У нас просто больше шансов выжить».

По Гражданскому кодексу водитель как владелец источника повышенной опасности (автомобиля), вне зависимости от вины в ДТП, оплачивает ущерб, нанесенный пешеходам. Данная норма в законе существует уже скоро 29 лет и в сознании народа трансформировалась в тезис: чтобы ни случилось, все равно виноват водитель. Но даже если б так и было, неужели мысль о заведомой виновности водителя избавляет от травм, и от той жуткой боли, которую они причиняют?

Водитель во время движения находится в крепкой металлической капсуле, которая, контактируя с живым человеком, не оставляет ему шансов остаться невредимым. Потому к водителю и применена такая жесткая норма: возмещение ущерба без вины.

Не уверен – не переходи. Ждите, поток автомобилей не вечен.

Перед переходом смотрим и направо, и налево. Автомобиль может появиться с любой стороны, если, например, его водитель нарушает ПДД или если на дороге сложилась опасная ситуация. Во время перехода контролируем обстановку и справа, и слева постоянно.

Вы ни в чем, ни перед кем не виноваты. Переходить дорогу с потупленным взглядом и опущенными вниз глазами, демонстрируя водителям, что вы испытываете неловкость от того, что они из-за вас остановились, нельзя! Вы сразу же теряете контроль над дорогой. Зеленый сигнал светофора на регулируемом переходе и выстроившиеся в линеечку автомобили перед нерегулируемым пешеходным переходом, не являются гарантией от возникновения опасной ситуации. Выше голову!

Чем меньше ваше время пребывания на проезжей части, тем меньше вероятность попасть под автомобиль. Нельзя играть на дороге (это касается и взрослых), нельзя переходить дорогу наискосок, нельзя переходить дорогу медленно. Дорогу надо переходить быстрым шагом. Бегом через дорогу – нельзя! По ПДД дорогу положено именно переходить. Поведение пешеходов должно быть предсказуемым. Поэтому либо все бегают через дорогу, либо все переходят дорогу, либо переползают. В ПДД выбор сделан в сторону перехода. И такой способ пересечения дороги наиболее предсказуем для водителей.

Вообще, водители выбирают скорость, исходя из общей видимости дороги. То есть водитель ориентируется на элементы дороги, автомобили и пешеходов, которых он видит в данный момент. Если пешеход начал разбег за пределами видимости и неожиданно появился перед автомобилем, то водитель затормозить не успеет.

Если водитель видит вступившего на проезжую часть пешехода, он прогнозирует свои действия, рассчитывая именно на ту скорость, с которой идет пешеход. Если скорость пешехода неожиданно меняется (он перешел на бег, остановился, встал на четвереньки), то ситуация уже вышла из-под контроля.

Бежать по многополосной дороге мимо остановившихся автомобилей особенно опасно тем, что по одной из полос может двигаться водитель, который потерял контроль над ситуацией и скоростью (пьяный, говорящий по телефону, просто задумавшийся). Неожиданное появление пешехода перед его машиной не оставляет пешеходу никаких шансов.

До начала перехода человек должен оценить расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость. Если пешеход ошибся и начал переход, у него есть возможность перейти на бег и избежать наезда. Если человек изначально рассчитывает на бег, то в случае неправильной оценки скорости и расстояния шансов у него мало. Часто можно видеть, как пешеход начинает переход шагом, а заканчивает бегом. Так делать нельзя – привыкнете, и запаса времени в один прекрасный момент может не хватить.

Если вы начали переход и вдруг засомневались, достаточный у вас запас времени или нет, то ни в коем случае нельзя паниковать и метаться туда-сюда. Так вы увеличиваете время нахождения на проезжей части, причем это время отмеряет приближающийся автомобиль. За рулем автомобиля не монстр, а такой же человек, как и вы. Давить он вас не собирается – притормозит. Хуже, если за рулем неадекватный водитель, например в состоянии опьянения, который может запросто перепутать педали. Не уверен – не переходи.

Экстренное торможение запрещено Правилами, так как велик риск заноса. При резком торможении незакрепленные предметы летают по салону, а непристегнутые люди бьются головами обо все возможные выступы. Чем закончится резкое торможение, никто никогда не скажет.

Если перед автомобилем на дорогу выскочит котенок и будет смотреть в глаза водителю безвинными голубыми глазками, то опытный водитель его задавит – так безопаснее для него, его пассажиров и окружающих. Неопытный водитель в этой ситуации непредсказуем. Весь разговор к тому, что обстановка на дороге может измениться в любую секунду. Ваши действия на дороге должны иметь определенный запас по времени. Если вы просчитали траекторию движения приближающегося автомобиля, то ваше предсказание сбудется с вероятностью 99%. 1% может сыграть очень злую шутку.

Зеленый свет разрешает переходить дорогу, но не обязывает это делать немедленно. Необходимо убедиться, что вам эту дорогу уступили, и, что вы успеете перейти дорогу полностью, пока вам не загорится красный свет. Например, автомобиль, который въехал на перекресток на зеленый свет, обязан с него выехать при любом сигнале светофора. Т.е. когда вам загорелся зеленый, ваш путь может пересечь автомобиль, которому также разрешено движение, как и вам. Конечно, водитель по Правилам обязан уступить вам дорогу, если вы ринетесь на проезжую часть, но в такой ситуации не стоит злоупотреблять правом.

Не надейтесь остановиться на середине дороги, когда вам загорится красный. Когда машины трогаются со светофора – это не страшно. Страшно стоять между двумя встречными потоками, когда все автомобили с перекрестка уже уехали, а подъезжающие к перекрестку автомобили и не думают притормаживать. Питаете иллюзии? В городе разрешенная скорость – 60 км/час, а скорость, с которой инспектора ГАИ начинают наказывать водителей, – 80 км/час. Это более 22 метров в секунду. Водители запросто превышают и этот порог, чтобы не останавливаться на перекрестке. Если оказались в такой ситуации, стойте, не шелохнувшись. Отреагировать на ваши движения водители не успеют.

Оптимально начать переходить дорогу, когда вам только что загорелся зеленый, и вам все автомобили уступили дорогу. Ни в коем случае не начинайте переход, когда зеленый светофор начал мигать.

Переходить дорогу на красный свет запрещается. Если вам загорелся красный, а вы только вступили на проезжую часть – немедленно возвращайтесь назад. Если до середины дороги ближе – быстрым шагом туда. Из двух зол выбираем меньшее. Если середину дороги миновали, вы имеете право закончить переход, но внимательно глядите за водителями. Заканчивайте переход, если убедились, что дорогу вам уступили. Особое внимание на «газели», грузовики, автобусы. Ваше появление из-за них может стать полной неожиданностью для водителей, двигающихся по соседней полосе.

Пешеходный переход обозначается знаками «Пешеходный переход». Один ставится справа, другой слева от дороги. Створ между знаками и образует переход. Однако, если на пешеходном переходе нанесена разметка «зебра», то ширина перехода совпадает с шириной зебры. И идти нужно только по ней. Шаг вправо или влево с зебры – нарушение ПДД.

На нерегулируемом пешеходном переходе автомобили должны вас пропускать. Но начинать переход можно только, если вы убедились, что дорогу вам уступили. Если водитель автомобиля и не думает останавливаться, а вы вступили на проезжую часть, то Правила нарушаете вы оба. В таких ситуациях инспектора ГАИ штрафуют только водителей, т.к. у них всегда с собой документы, и составление протокола не вызывает затруднений. Пешехода без документов тоже можно наказать, но на это потребуется много времени, и инспекторы предпочитают с пешеходами не связываться. Благодаря такой политике и деятельности СМИ, смакующих фрагменты жутких аварий, у пешеходов инстинкт самосохранения заменяется чувством заведомой виновности водителя во всех тяжких грехах. На дороге нельзя руководствоваться чувствами – должен работать только разум.

Если на нерегулируемом пешеходном переходе вас пропускает автобус, грузовик или маршрутка, будьте внимательны: за ними могут двигаться другие автомобили, водители которых вас не видят.

Если пешеходный переход – в зоне видимости, не ленитесь, дойдите до него. Если на дороге есть разделительная полоса (газон, бульвар, или просто нарисованы сплошные линии посередине дороги, между которыми может проехать автомобиль), то переходить такую дорогу разрешается только по пешеходному переходу. Если инспектор застанет вас вне перехода, то выпишет штраф.

Если при переходе вы услышали вой сирены приближающегося автомобиля, постарайтесь как можно быстрее покинуть проезжую часть.

Ночью водителю очень сложно заметить пешехода. Вступайте на проезжую часть только после того, как автомобиль явно замедляет ход, чтобы вас пропустить. С видимостью во время сумерек дела обстоят еще хуже. Глаза водителя не успевают привыкнуть к уменьшению или увеличению естественного света, из-за чего заметить препятствие на дороге или пешехода на переходе очень затруднительно. Кроме этого, утром и вечером солнце висит низко над горизонтом и может светить в глаза водителю, ослепляя его.

Если вы хотите быть уверены, что ночью или в сумерки вас заметят, достаньте сотовый телефон, включите экран и направьте его в сторону приближающихся автомобилей. При любой нестандартной обстановке нормальные водители в первую очередь снижают скорость, чего, собственно, вы и добиваетесь.

Когда перед переходом ночью вы смотрите на приближающиеся автомобили, то свет их фар не должен вас слепить. Если смотреть на автомобиль больно для глаз, то либо на автомобиле включен дальний свет, либо на нем неправильно отрегулированы фары, либо в фары вставлены лампочки повышенной яркости или мощности. Все это говорит о том, что за рулем неадекватный водитель. Будьте осторожны.

Цвет фар может быть синим. Если они слепят, то будьте крайне осторожными. Вы имеете дело с наглым нарушителем Правил, который в угоду своему самолюбию и самовлюбленности изуродовал автомобиль, установив в фары запрещенные к применению лампочки (т.н. ксенон). Угроза вашей безопасности в том, что свет от таких фар имеет очень большой контраст на границе света и тьмы. Если вы перешагнете эту границу и вступите на проезжую часть, то ваше появление будет полной неожиданностью для неадекватного водителя, который однозначно не успеет отреагировать на ваше появление.

Самое опасное время для пешехода – ночь после или во время дождя (особенно поздней осенью). Фары автомобиля освещают дорогу очень плохо. Пешеходы в свете фар выглядят, как тени, и водители замечают их только в последний момент.

Пешеход очень плохо чувствует габариты. Все сталкивались с тем, что люди с ранцами за спиной в общественном транспорте очень сильно могут толкнуть. Про бабушек с тачками, колеса которых наезжают всем на ноги, ходят анекдоты. К сожалению, подобная проблема существует в отношении детских колясок. Мамаши перед переходом выталкивают коляску на проезжую часть, сами оставаясь на тротуаре, и только потом поднимают голову, чтобы оценить дорожную обстановку.

Штраф для пешехода – процедура неприятная. В отличие от водителей, пешеходы носить с собой документы не обязаны. Если личность пешехода немедленно установить невозможно, то последует его доставление в отделение полиции с возможным задержанием на три часа. С точки зрения закона, доставление и задержание – это не наказание, это – мера обеспечения. Но именно они оказывают максимальный психологический эффект.

Не обходите ни автобус, ни трамвай ни спереди, ни сзади. За ними может оказаться автомобиль, водитель которого нарушает Правила. Как уже было сказано, скорость, за которую инспектора штрафуют водителей в городе – 22 метра в секунду. Если исправный автомобиль, за рулем которого водитель с хорошей реакцией, движется с такой скоростью по сухому асфальту, то для его остановки потребуется минимум 40 метров. Это больше чем длина двойного трамвая.

Прежде чем перейти дорогу, посмотрите внимательно на автомобили. Если к переходу приближается автомобиль с включенной аварийной сигнализацией, может, стоит сознательно отказаться от преимущественного права перехода через проезжую часть? Автомобиль наверняка неисправен, уверенности, сможет ли он затормозить, у вас нет. Стоит ли рисковать?

Аналогично, стоит ли рисковать, если к переходу приближается тягач с крупногабаритным или тяжелым грузом, автобус с детьми, автомобиль, буксирующий другой автомобиль и т.д.

Если трамвайные пути проходят посередине проезжей части, а остановка не огорожена, безопаснее ждать трамвай на тротуаре.

Представим себе следующую ситуацию. Автобус остановился на конечной остановке. Почти всем вышедшим пассажирам – на другую сторону улицы, до пешеходного перехода далеко, а поток машин – не иссякаем. Вот один гражданин сделал шаг на мостовую, потом второй – два шага, и далее неуправляемая толпа ринулась через дорогу. Поток машин в изумлении останавливается. Не поддавайтесь стадному инстинкту. Будьте людьми. Поток автомобилей не вечен.

Если вы просто стоите на остановке и ждете автобус или маршрутку, не надо подражать тем, кто в неконтролируемом порыве эмоций выскакивает чуть ли не на середину проезжей части. Такие действия появление нужной таблички на лобовом стекле виднеющейся вдали маршрутки не вызовут, а вот риск попасть под колеса возрастает многократно.

Двигаясь по тротуару, постарайтесь идти как можно дальше от проезжей части.

Когда на дороге отсутствует тротуар, а обочина – сплошная грязь после дождя, или засыпана снегом, идти приходится прямо по проезжей части. В таких случаях следует идти навстречу потоку автомобилей, т.е. по левой стороне дороги. При приближении автомобиля сделайте шаг в сторону – на обочину. Если вы оказываетесь в такой ситуации постоянно, то одевайте одежду яркого цвета. Причем такого, какого не бывает в природе. Вспомните салатовый цвет жилеток ГАИ или ярко оранжевый цвет жилеток дорожников. Лучше всего, если на одежде будут белые световозвращающие полосы (стикеры).

Куртки, футболки и прочая одежда салатового цвета – самая безопасная для детей. Водители реагируют на этот цвет мгновенно, перенося ногу с педали газа на педаль тормоза, т.к. световозращающие жилетки инспекторов ГАИ имеют именно такой цвет. Если вы регулярно возите детей на автомобиле, купите им игрушки того же цвета. Брошенные под заднее стекло, они выделят ваш автомобиль из общего потока, что станет дополнительной защитой от удара сзади.

Помните, что в определенных случаях автомобилям можно заезжать на тротуар, например, если на нем знаками разрешена стоянка или для проезда грузовиков с продуктами к магазину.

Если у автомобиля сзади загорелись белые огни, значит, у него включена задняя скорость. Будьте осторожны, водитель, конечно же, обязан уступить вам дорогу при движении задним ходом, но он может вас просто не увидеть.

Два человека идут по проезжей части в жилой зоне. Один справа, другой слева. Имеют право – по проезжей части в жилой зоне ходить можно. К ним подъезжает автомобиль, пешеходы встают справа и слева, пропуская его. На их взгляд, расстояния между ними для проезда автомобиля достаточно. А реально? Легковой автомобиль весит около тонны. А крепкий человек – около 100 кг. Их контакт даже на малой скорости автомобиля будет крайне болезненным для человека. Потом водителя накажут, но это потом. А больно будет сейчас. Никогда не образуйте «живой коридор». Неопытный водитель может понадеяться на вас и совершит ошибку. Если, на ваш взгляд, места для проезда автомобиля достаточно, сделайте хотя бы еще один шаг в сторону от него.

Пешеход хочет перейти дорогу в неположенном месте, а добрый водитель вдруг останавливается и пропускает его. Неужели водитель настолько вежлив? Нет! Он – злой, коварный человек, преследующий свои цели. С одной стороны, он отлично видит, что пешеход нарушает Правила. С другой стороны, ему надоели неадекватные личности среди водителей – вон их сколько на затонированных автомобилях, автомобилях с прямоточным глушителем, подрезающих, обгоняющих. Уступая пешеходам дорогу, когда те переходят проезжую часть в неположенных местах, водители усыпляют их бдительность. Рано или поздно на месте «добрых водителей» появится отморозок, а пешеход, привыкнув к псевдодоброте водителей, шагнет на мостовую. В итоге пешеход – в больнице, водитель – в тюрьме. Вот так добрячки избавляются от нарушителей среди водителей и пешеходов.

В вашей семье есть старенькие бабушки и дедушки? Пожалуйста, напомните им, как правильно переходить дорогу. Зачастую эти люди неправильно реагируют на изменившуюся со времен их молодости дорожную обстановку. Например, в их головах четко сидит, что на зеленый сигнал светофора можно идти, а на цифры, отсчитывающее время до окончания зеленого сигнала, реакции никакой. В результате через секунду после того, как они вступили на проезжую часть, им загорается красный, но они смотрят к себе под ноги, а не на светофор.

Впрочем, если их травмы вы хотите превратить в один способов заработка, рассчитывая содрать больше денег с водителя, под колеса которого попадут ваши старики, не удивляйтесь, когда не найдете сочувствия у близких и друзей. Они тоже прочитали эту памятку и знали, что все зависит от вас.

Не оставайтесь безучастными, когда дети или старики на ваших глазах неверно оценили обстановку и собрались переходить дорогу в опасной ситуации.

В Британии на могиле одного пешехода есть надпись «Он был прав».

Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Форумы
ТОП 5
Мнение
«Украла у меня 107 часов»: как корреспондент чуть не утонул в игре Baldur’s Gate 3
Кирилл Митин
Корреспондент
Мнение
«Продолжаем считать трупы». Главред E1.RU — о жестоком убийстве многодетной матери в Нижнем Тагиле
Александр Ашбель
Главный редактор E1.RU
Мнение
«После боя курантов — поножовщина, затем — отравления салатами»: фельдшер скорой — о работе в праздники, зарплате и пациентах
Анонимное мнение
Мнение
«От человеческих вагонов нас отделяют четыре рубля?!» Гневная колонка екатеринбурженки, прокатившейся на трамвае в Перми
Юлия Кашкина
Руководитель по развитию новых медиа
Мнение
В России придержали ключевую ставку и пообещали разобраться с лимитами по ипотеке. Как это скажется на рынке?
Никита Словиковский
Основатель портала аренды и агентства недвижимости «Драже»
Рекомендуем
Знакомства
Объявления