От пейзажей перехватывает дух, и забывшись, можно представить себя в африканской саванне. А заедешь за поворот, и открываются предгорья словно где-нибудь в Южной Америки: красные дороги, густая трава и низкорослые деревья, склонившиеся под напором душного солнца... Но это не Южная Америка, а закулисье Башкирии, ее холмистое сердце. Здесь мы подвергли «Вензу» весьма антигламурным испытаниям.
Машину в поездку я выбирал с расчетом. Во-первых, это должен быть кроссовер. Во-вторых, большой и даже огромный. Вечером накануне отъезда, когда мы собирали вещи, двуспальная кровать была завалена каким-то тюбиками, флакончиками и баллончиками – все это крайне необходимо в недельной поездке. Целый мешок тюбиков! Нет, если бы ехали одни мужчины, я бы взял Suzuki Jimny, но с женщинами и детьми умножай поклажу на пять и бери авто на три размера больше.
По внешности Toyota Venza не скажешь, что она огромна. В отличие от родственного Highlander, который стремится ввысь, «Венза» ниже, длиннее и тяготеет к пропорциям универсала, хотя у этих машин сходные платформы. Если «Хай» брутален и прислонился одним плечом к старшим «Ленд-Крузерам», то облик Venza не лишен изящества и умело скрывает ее вседорожный потенциал.
Toyota Venza спроектирована в мичиганском техническом центре компании и производится только в США (Кентукки). Для американского рынка доступно два бензиновых мотора: 2,7 (185 л.с.) и 3,5 (236 л.с.), но нам адресован лишь первый. В США автомобиль позиционируется, как младшая модель относительно Highlander, хотя Venza не уступает ему по размерам (она ниже, но длиннее). Тем не менее в 2013 году в США «Хайлендер» продавался в среднем в три раза лучше, чем Venza. В России «Венза» пошла даже бодрее: отставание от «Хайлендера» всего двукратное, хотя до уровня продаж двух Land Cruiser обоим кроссоверам далеко (в случае с «Хайлендером» спрос сдерживают ограниченные квоты).
В США подобным машинам отведена роль флагманов семейных автопарков. Штатовская закваска чувствуется: ширина салона такая, что достать пассажира плечом можно, лишь перегнувшись через внушительный подлокотник.
Второй ряд не менее просторен, тоже снабжен подлокотником, люком, персональными воздуховодами и возможностью регулировать спинку по углу. Из минусов – плосковатый профиль задних сидений, к которому нужно присидеться, найдя удобное положение спинки. Зато ребенок в кресле не пинает передние сиденья: не достает.
В отличие от Highlander, «Венза» бывает только пятиместной, но я бы не считал это минусом. У большинства кроссоверов в семиместном исполнении просто не остается багажника, а значит, дополнительные сидушки можно использовать лишь в кратковременных поездках.
Но больше всего нас интересовал даже не второй ряд, а багажник. Визуально он не очень велик, и если измерять объем по полку – получится литров 500–600, то есть примерно как у седана. Но прелесть универсалов в том, что можно грузить выше полки под самый потолок, и тогда объем приближается к одному кубометру!
Сколько это – кубометр? Конечной точкой нашего вояжа была деревенька на границе Башкирии и Татарстана, где мы планировали как следует нагрузиться дарами сельского хозяйства. Так вот, кубометр оказался равен багажу пяти человек (двое из которых – женщины, это важно), к которым добавился примерно центнер мороженой говядины и кое-что по мелочи, вроде банок с вареньем. Все тяжелые в грузы поместились в нижнюю часть отсека, сверху навалили шмотки – так безопаснее.
Обгоны с препятствиями
На трассе М-5 закон подлости работает с 90-процентной вероятностью. Пока едешь в зоне разрешенного обгона, едешь один. Стоит впереди замаячить медленному грузовику, аккурат перед ним обнаруживается знак 3.20. Едва обгон разрешают – накатывает встречный поток. Регулярность этого явления вызывает желание придать ему статус закона Мерфи.
Трасса М-5 удручает даже не сложным рельефом, узостью или качеством покрытия – со всем эти можно смириться. Больше достают тихоходы, собирающие позади длиннющие хвосты, а еще – бесконечный ремонт моста в районе Сима: помнится, мы стояли здесь еще в 2008 году.
Toyota Venza, в отличие от «Хайлендера», не продается в России с двигателем V6, и под капотом установлена рядная четверка мощностью 185 л.с. Это обстоятельство вызывало некоторую тревогу: все-таки автомобиль крупный и тяжелый, поболее двух тонн.
Что удивительно, за всю поездку я ни разу не обратил внимания на дефицит мощности. Не скажу, что разгон у Venza поражает воображение – цифры среднестатистические, – но в плюсы автомобилю можно поставить предсказуемость набора скорости, без всплесков и провалов, а также неназойливую, логичную работу шестиступенчатого автомата. В итоге рассчитать дистанцию для обгона просто, и в этом аспекте «Венза» подчеркнуто надежна.
Другое дело, что в режиме полной атаки двигатель хорошо прослушивается, да и в целом автомобиль не отнесешь к тихоням: задние седоки отметили шум покрышек.
С точки зрения водителя «Венза» не кажется громкой, но чего мне не хватало, так это обратной связи на руле. Его настройки – явная дань американскому лайфстайлу, который предполагает неспешные вояжи всем семейством по хайвеем, где скорость задушена на 65 милях в час.
Зато подвеска – блеск. Как и «Хайлендер», Venza построена на платформе, частично унифицированной с Toyota Camry, в том числе по подвескам. И это неплохо, потому что Camry всегда подкупала нас сбалансированностью характера, которую унаследовала «Венза». Мелкие стыки бесследно исчезают в толще высокопрофильных шин на 19-дюймовых дисках, а серьезные удары автомобиль отбивает наотмашь, как медведь волка. Хлоп – и нету.
После Уфы в направлении Чекмагуша и далее на Бакалы дороги становились все коварнее: вроде бы и покрытие неплохое, и трафика нет, но вылетишь радостный из-за очередного холма, а на обратной стороне пучина или воронка. И вот тут-то «Венза» проявила характер: ее подвеска не то что ни разу не пробилась, даже реальный масштаб выбоин не показала. Глаза боятся – подвеска сглатывает.
К этому стоит добавить весьма хорошую «стойку» в поворотах, где Venza не кренится до пугающих величин и вообще ведет себя, скорее, по-легковому. Эх, навострить бы ей руль, и можно было бы говорить о некотором драйве. А так в каждой своей черте Venza склоняется к семейному стилю езды, чтобы и груз не растрясло, и пассажиров не укачало. Онемелостью своего руля она как бы одергивает увлекшегося было водителя и тыкает его носом в статус главы семьи.
Коль скоро выезжали мы в пять утра – так проще одолеть трассу М-5 – очень помогли ксеноновые фары. Включаешь ближний свет, и «Венза» вырезает из темноты трехмерный кусок пространства, словно залитый сиянием дневных ламп. Дальний свет заставляет знаки и столбы на расстоянии метров 500 вытягиваться во фрунт и сверкать ясно-белым. Хоть я и не люблю ездить по ночам, особенной разницы с наступлением рассвета не ощутил.
Зачем мне нужен был кроссовер?
Я ведь, если честно, не большой фанат машин «типа жып», а для обителей городов считаю их чаще всего избыточными.
Только по опыту прошлогодней поездки легковушка в глухих местах не то чтобы полностью теряется, но требует концентрации внимания. Плюс исключает поездку в самые живописные места, которые были моей целью.
Почти все местные ездят на легковушках, причем ездят и по полям, и по грунтовкам. Но загляните под любую из них: бампера стесаны, выхлопные системы – в отметинах. Там, где пройдут местные «жигули», лучше ехать именно на кроссовере, если хочешь сохранить его в первозданном виде.
Основной фокус внимания был на переднем бампере – все же, низковат он. Если прошел передок, скорее всего, пройдет и длинное тело «Вензы» с разнесенными по углам колесами. Просвет составляет более 20 сантиметров, что недурно, но я бы не отнес «Вензу» к серьезным проходимцам: слишком уж исполинская у нее колесная база. Между тем для типичных задач, которые ставят перед кроссоверами, она приспособлена, и, привыкнув к ее габаритам, я проехал везде, где планировал. Где-то атаковал гребень под пологим углом, где-то пропускал колею между колес, но проехал.
Подвеска «Вензы» хороша и на грунте, позволяя ехать настолько быстро, насколько хватает сцепления шин, потому что в остальном она не боится ни пробоев, ни раскачки.
Осмелев, мы забрались с ней в такие дебри, что иной раз ветки хлестали по лицу через открытые окна, а видимость составляла метра два. Трава, трава – море травы, а кроме него лишь заполняющий эфир гул сверчков. И духота. Климат-контроль я сознательно отключил, чтобы салон залило вязким, пахучим, опьяняющим воздухом башкирских полей.
На особенно крутых уклонах иной раз включался полный привод: как и у нового «Хайлендера», у «Вензы» задние колеса активируются электромагнитной муфтой. Тем не менее субординация четкая: если Land Cruiser – это внедорожник, Highlander – промежуточное звено (хотя бы за счет своего имиджа), то Venza – крупный паркетник или универсал, тут уж как вам угодно.
Кстати, маневрировать в густой траве и кустах здорово помогают парктроники и камера заднего вида, которая выдает картинку с высокой детализацией. Любопытно, что передний и задний парктроники имеют разную тональность сигнала. Если вы поставили автомобиль на стоянку, а в зоне переднего парктроника находится плохо заметный объект, после включения зажигания машина оповестит об опасности, даже если места до препятствия еще довольно много. Правда, сам звук сигнала тревожный и не вполне приятный – первые дни кажется, будто тебе кто-то истерично сигналит.
Вообще, как и положено проамериканской машине, Venza упакована настолько, что базовую комплектацию впору называть топовой: два люка, кожаный салон, сиденья с электроприводом, ксеноновые фары – все это есть «по умолчанию». Собственно, топовая комплектация отличается наличием навигации, аудиосистемой JBL, электроприводом багажника и бесключевым доступом.
Премиальная аудиосистема – это классно. Особенно понравилось, как она воссоздает музыкальную сцену. Скрипка вот здесь, чуть правее дефлекторов, гитара – там, дальше и левее, ударные – за спиной. Даже знакомые композиции звучат сочнее, богаче. А вот электроприводы багажника я не очень люблю: больно неспешно работают. Впрочем, иной раз, когда выходишь из дома с пятью сумками, нажимаешь парой свободных пальцев на брелок, и к твоему приходу крышка покорно отползает наверх. Плюс, такие штуки обожают дети: в моем случае ключом завладел сын, присвоив себе эксклюзивное право открывать пятую дверь.
Миссис практичность
Мы проехали полторы тысячи километров по асфальту, пару сотен – по грунту. Мы часто открывали окна, возили в машине траву (незапрещенную) и мясо. Мы сажали полный салон детей.
Поэтому перед возвратом автомобиля дилеру я решил освежить салон влажной тряпкой. Вот она, прелесть прагматичного подхода! Салон кожаный, коврики резиновые, багажник отделан немаркой пластмассой. Десять минут, пять литров воды – и следов деревенского разгула не осталось. Когда я забирал машину, отделка багажника показалась слишком скупой, но если уж использовать машину в хвост и в гриву, именно такой она и должна быть, безо всякого ворса или, упаси бог, велюра.
В этом вся «Венза». Если суммировать впечатления, то в ней нет брутальности старших «Тойот» и нет вау-фактора. Скажем, показывая ее соседям, вы не сможете удивить их суперкреативным салоном или какой-нибудь музыкальной подсветкой. Интерьер удобный, но простой, а люком в крыше сегодня мало кого шокируешь.
Наоборот, Venza тяготеет к простым решениям. Безнаддувный мотор, обычный автомат, а вместо новомодной системы контроля слепых зон – треугольные форточки и зеркала с панорамными секциями. Она вся такая, скроенная под людей, которым нужна машина-средство, а не машина-муза.
Во многом она вторит концепции Toyota Camry. Та ведь тоже не имеет ярких черт, и тем не менее, в прямом сравнении кладет на лопатки куда более напыщенных конкурентов. Почему? Потому что в ней есть вдумчивость, сбалансированность. Отсутствие ярких черт компенсируется отсутствием и явных минусов.
Venza довольно популярна в России: в прошлом году было продано 4426 автомобилей, и по меркам класса полноразмерных кроссоверов – это очень достойный результат. Фактически из полноразмерных кроссоверов (длина – более 4,8 метра) лучше Venza продавался только родственный Highlander.
Доминирование Highlander над «Вензой» в России объяснимо особенностями менталитета: ну какой россиянин предпочтет приземистый универсал импозантному авто с внешностью тру-внедорожника? Если за Highlander выстроилась очередь, то Venza продается без излишнего ажиотажа.
И тем не менее у нее есть своя ниша. Тем, кто не озабочен идеей доминирования над окружающими, но хочет машину большую, добротную и непременно с богатым оснащением, Venza – самое оно. Этот тот случай, когда почти премиальная комплектация ужилась с первоклассной практичностью. Собственно, поэтому я ее и выбрал.
Анализ цен
Toyota Venza поставляется в Россию только в богатых комплектациях, с автоматом и 2,7-литровым бензиновым мотором. Базовая переднеприводная «Венза» стоит 1,59 миллиона рублей, такая же комплектация с полным приводом и камерой заднего вида – 1,691 миллиона (именно ее мы сравнивали в таблице ниже). Топовая версия, которая была на тесте, стоит 1,798 миллиона рублей, а в комплектации добавляется электропривод пятой двери, передний парктроник, бесключевой доступ, навигация и аудиосистема JBL премиум-класса.
При сравнении близких комплектаций с конкурентами становится ясно, что цена весьма конкурентоспособна. Поскольку Venza – автомобиль в некоторым смысле неформатный, мы включили в таблицу для сравнения не только полноразмерные кроссоверы, но также универсалы и некоторые внедорожники.
Другое дело, что многие конкуренты предлагают более дешевые и хуже оснащенные версии, например, базовый Hyundai Santa Fe стоит от 1,239 миллиона рублей, а полноприводный Subaru Outback можно купить за сумму чуть более 1,5 миллионов рублей . В случае с Toyota нишу до полутора миллионов рублей закрывает новый RAV4.
Сравнение богатых комплектаций Toyota Venza c конкурентами
В стандарте у Toyota Venza: кожаный салон, двухзонный климат-контроль, биксеноновые фары, люк с электроприводом, электропривод передних сидений, круиз-контроль, датчики света, парктроник, камера заднего вида, цветной TFT-дисплей, аудиосистема, АБС, система стабилизации, 7 подушек безопасности.
*- система VDA (по полку багажного отсека)
** – в семиместном исполнении
Благодарим компанию «Тойота Центр Челябинск» за помощь в подготовке материала.
Фото: Фото автора, видео и монтаж Андрея ВИННИКОВА