Народная машина должна быть универсальна: на «Жигулях» мы выезжали и в пир, и в мир, и на Черное море. Когда припрет, «Жигули» становились кроссовером и минивэном. С приходом иномарок автомобили, в том числе российские, получили специализацию, но народ-то никуда не делся: любит он доступные и универсальные авто. Похоже, пятидверная Lada Granta разыгрывает именно этого козыря.
А заодно и выносит приговор седанам. Да, у классической Granta больше багажник, ну и что? Грузить-то седан через узкий проем неудобно, а вдвижные петли мешают забить его под завязку. В реальности «цифровое» преимущество седана над лифтбэком проявится, если забивать трюмы пресловутой картошкой или тюками с песком (но хватит ли грузоподъемности?). В остальном лифтбэк практичнее. Кто пробовал впихнуть велик, гарнитур или детскую коляску в машины а-ля Renault Logan, KIA Rio или даже крупный Peugeot 408 поймет, о чем мы.
То ли дело лифтбэк. Распахиваешь могучую пятую дверь, а под ней 440 литров погрузочного объема – по меркам хетчей Granta прямо-таки вундеркинд. Она кладет на лопатки не только универсалы Kalina и Priora, но и подавляющее большинство пятидверок гольф-класса, включая «багажных лидеров» вроде Chevrolet Cruze (415 л) или Citroen C4 (408 л). А главное, грузить можно хоть сзади, хоть сверху – типичный плюс пятидверок.
Отсек имеет рациональную форму и отделан с душой: рука так и тянется лишний раз пощекотать мягкий ворс коврика. Вот полка – солидная, двустворчатая, снимается легко. Голого металла и саморезов не обнаружено, зато есть крючки, подсветка и запаска. И задумка, и исполнение багажника – на пятерку.
На пятерку с минусом. Скажем, пятую дверь в автовазовских традициях можно открыть либо кнопкой из салона, либо ключом – не всегда удобно, тем более уключина «слепая» (с высоты роста ее не видно из-за подштамповки), а при открывании непроизвольно нажимаешь кнопки на ключе, вызывая праведный гнев сигнализации.
Пятая дверь довольно увесиста, так что в начальный момент нужно быть готовым чуть-чуть поднапрячься (впрочем, эта проблема характерна, например, и для Skoda Octavia). Напрягаться приходится и закрывая «ворота», ибо выемки на торце крышки сделаны мелкими и скользкими: этот очевидный просчет, надеюсь, устранят после первых же отзывов клиентов. Пока машина чистая, закрываешь пятую дверь, хватаясь за внешнюю обшивку.
Сиденья можно сложить в ровный пол, погрузочная длина более 1,5 метров. Подушки сидений при этом нужно откинуть, но держатся они на довольно хлипких пластмассовых петлях, с которых охотно слетают при неаккуратном обращении. Зато при сложенных спинках пятидверная Granta становится незаменимым другом при переездах или покупке икеевской мебели.
Задние сиденья, примерно, как у седана, и сам за собой я сажусь пусть впритык, но без риска натереть мозоли где бы то ни было: даже более покатая крыша хоть снизила запас места над головой, но в целом не критично.
Этот довольно практичный кузов оформили не без изящества. Не скажу, что Granta стала эталоном стиля, но для бюджетного автомобиля она гармонична, смотрится дороже седана, а главное, необычно: купейный силуэт наделяет ее изюминкой, которой от других бюджетников не дождешься.
Она и едет хорошо. На удивление хорошо. Лифтбэку в версии «Люкс» досталась более жесткая подвеска, и некоторые коллеги отозвались о подобном «тюнинге» скептически – дескать, такая Granta растеряла убаюкивающую мягкость и стала тряской. Не буду говорить веско, ибо чувствительность к вибрациям – дело индивидуальное, но лично на мой вкус подвеска получалась практически идеальной. Да, именно так, – практически идеальной.
Тряскости я не заметил. Хотя пятидверка более дотошна в выявлении микроизъянов дорог, дискомфорта от этого не испытываешь. Это та собранность, которую мы ценим во многих иномарках. Машина лишь обозначает проблему, но не перекладывает ее на твои плечи. Дескать, смотри в оба – дорога так себе.
У лифтбэка Lada Granta три типа ходовой части. Самая доступная версия (314 тысяч) комплектуется обычной подвеской и «длинной» рулевой рейкой, лишенной усилителя. В версии «Норма» подвеска похожа, но геометрия чуть изменена под «короткий» руль с электроусилителем. Топовая Granta в версии «Люкс» имеет другие пружины с повышенной на 20% жесткостью и газонаполненные амортизаторы. Именно такая машина была на тесте.
Зато вторичная раскачка больше не достает, а энергоемкость для легковушки просто отличная. Подвеска получилась всеядной, и мы специально протрясли ее на наших любимых убитейших дорогах, где она позволяла ехать в теме самых отчаянных «жыпов» местных. Большую часть времени я вообще не обращал внимание на работу подвески, а это многого стоит. Даже если каких-то вибраций стало больше, мне наплевать, потому что главное – подвеска дарит чувство уверенности в автомобиле. Добавьте к этому приличный просвет (180 мм у Granta с механической коробкой) и получаем почти кроссовер. Вернее, купе-кроссовер.
Эх, жаль АВТОВАЗ не сумел сделать последние шаги к тому, чтобы можно было назвать Granta машиной приятной в управлении. Рулевое живет как будто своей жизнью: смазанный «ноль», большая зона нечувствительности, отсутствие обратной связи. В итоге, если на убитых дорогах подвеска проявляется во всей красе, на ровных извилистых трассах ты просто боишься проверять ее таланты, потому что не доверяешь рулю. Не чувствуешь машины.
Может быть, это лишнее. Одна половина покупателей Granta вообще не терзается вопросами управляемости, другая любит настраивать ее под свой вкус и знает все мудреные словечки вроде кастер, краб и стаб. Тем не менее, немного досадно: подвеска дарит замечательное ощущение собранности, но рулевое не дает зернам драйва укрепиться и прорости.
Как и в случае с Kalina, настораживают тормоза – педаль слишком жесткая, не прогрессивная. Видимо, это не глюк отдельной машины, а фамильная черта. Опытные «вазоводы» говорят, что адаптироваться можно, но я, например, за целый день так и не приноровился. Наконец, на очень большой скорости машина ощутимо рыскает по траектории, хотя на разрешенных 90-110 км/час проблем не возникает. В общем, специалистам по управляемости есть еще над чем поработать.
А вообще поймал себя на мысли, что Granta стала взрослее. По крайней мере, если автовазовские специалисты берутся за какую-то проблему, они ее в самом деле решают. Например двери теперь закрываются с иномарочным звуком. Не вызвала особых нареканий шумоизоляция, и на скорости 110 км/час звуковой фон не давит на уши. Правда, голые задние арки на гравии порождают густой звук, напоминающий сильный ливень, но это поправимо установкой подкрылков. И даже сиденье стало удобнее – пусть оно не регулируется по высоте и почти лишено боковой поддержки, но спину держит почти хорошо.
98-сильный двигатель в паре с четырехступенчатым «автоматом» привычно усерден на городских скоростях, но в случае с Granta мы не испытали особенных проблем и на обгонах. Коробка Jatco вообще работает с минимумом суеты. Базовые Granta комплектуются механической трансмиссией с тросовым приводом – не пробовал, но говорят, четкость включения передач существенно возросла.
Откатав целый день на Granta и по трассе, и по городу, я не ощутил дискомфорта. Главная претензия – все та же строптивая педаль тормоза, в остальном, забывшись, можно подумать, что едешь на иномарке. Пусть недорогой, пусть без претензии, но сделанной людьми и для людей.
По-моему, это один из лучших отечественных автомобилей. Компактный и практичный, городской, но без фобий насчет легкого бездорожья. АВТОВАЗ адресует такую Granta молодежи: машина симпатичная, для перевозки лыж и велосипедов подходит вполне. Но мне кажется, будут брать ее и более возрастные покупатели – садоводы и рыбаки, если преодолеют в себе предубеждение, что для рассады – только седан.
Производство лифтбэка Lada Granta налажено на Ижевском заводе, принадлежащем АВТОВАЗу. К организации процесса подошли серьезно: так, в сварочный цех была закуплена партия роботов Kuka Titan, есть роботы и в цехе сборки. Модернизированы окрасочная линия и конвейер, где происходит «женитьба» (установка двигателя и трансмиссии). Интересно, что здесь на ижевском заводе 40 лет назад стартовал выпуск другого автомобиля с кузовом лифтбэк – некогда популярного ИЖ- 2125 «Комби».
Анализ цен
Лифтбэк Lada Granta предлагает лишь в пяти фиксированных комплектациях. Базовая по традиции практически пустая: нет ни усилителя руля (длинная рейка), ни ABS, ни магнитолы, но есть центральный замок, подушка безопасности водителя и система крепления детских кресел IsoFix. Двигатель 8-клапанный, объемом 1,6 литра и мощностью 87 л.с. Цена такой версии – 314 тысяч рублей.
За 346 тысяч появляется ABS, электроусилитель, раздельная спинка заднего сиденья и передние электростеклоподъемники. Доплатив 21 500 рублей можно получить версию с мультимедийной системой с сенсорным экраном и возможностью читать USB и SD-карты. Такая машина идет только с 16-клапанным мотором (106 л.с.).
Версии с кондиционером начинаются от 419,5 тысяч рублей. Помимо этого добавляются противотуманные фары, сигнализация, улучшенная шумоизоляция, обогрев передних сидений, задние электростеклоподъемники, электрозеркала с подогревом, литые диски.
Наконец, топовый лифтбэк Lada Granta (такой был на тесте) стоит 477,5 тысяч, и в списке оборудования есть система стабилизации, датчики дождя и света, парктроники. Двигатель тоже 16-клапанный, но дефорсирован до 98 л.с.
В таблице ниже мы сравнили комплектацию «Люкс» с близкими по оснащенности машинами. Собственно говоря, прямых конкурентов у лифтбэка Lada Granta нет, поэтому мы включили в таблицу автомобили, которые потенциальный покупатель Granta может рассматривать в качестве альтернативы. Доступнее ее – морально устаревшая Daewoo Nexia и такой же старомодный китайский седанчик Geely MK, одно время пользовавшийся спросом у жителей российской глубинки. «Соседи» по концерну Renault-Nissan – «старый» Logan и Sandero – ощутимо дороже.
Сравнение лифтбэка Lada Granta с близкими автомобилями
Благодарим автосалон «УралБЭСТ» за помощь в подготовке материала.
Фото: Фото автора, видео и монтаж Андрея ВИННИКОВА