В это трудно поверить, но мы сделали невозможное. Сначала мы отправились в Чехию, а затем совершили путешествие во времени и все для того, чтобы покататься на двух SKODA Rapid – современном и классическом. Это было круто!
Несколько часов полета, и я уже шагаю по пражской земле, выискивая взглядом наших первых перевозчиков – новенькие лифтбеки Rapid, которые еще на стадии концепта наделали много шума.
Сотня километров до собора Святой Варвары, расположенного в городке Кутна-Гора, лишь подтвердили не раз сказанное тест-пилотами различных изданий: автомобиль добротный. Он просторный и скрупулезно продуманный (чего стоят многочисленные сеточки, крючочки, емкости и держатели), с комфортно настроенной подвеской и трудолюбивым двигателем. В общем, водить его проще простого. Все, что от вас требуется, – крутить руль и выжимать педаль газа. Об остальном позаботятся бортовые компьютеры.
Прародитель лифтбека решительно другой. Мало кто знает, но модель под названием Rapid (то есть быстрый, стремительный) появилась не после официальной премьеры на Парижском автосалоне в 2012 году, а намного раньше – в 30-х годах прошлого века. По современным меркам ретро-кар кажется варваром – он громогласный, пахучий и тяжело управляемый. Но познакомившись с этой частичкой истории однажды, забыть его уже невозможно!
SKODA Auto – один из старейших автопроизводителей в мире. В 1895 году компания со штаб-квартирой в городе Млада-Болеслава (Чешская Республика) выпускала велосипеды, а затем перешла на производство мотоциклов и автомобилей. В настоящее время SKODA Auto, которая с 1991 года входит в состав концерна Volkswagen, присутствует более чем на 100 рынках.
Встреча с олдтаймерами была намечена на позднее утро следующего дня в современном историческом городе Литомышль, первое упоминание о котором, на секундочку, датируется аж 981 годом. Точкой сбора стала площадь перед памятником Всемирного наследия – замком в стиле ренессанс, выстроенном в 1568-1581 годах. Здесь, где повсюду царит атмосфера средневековья, легко отправиться в путешествие во времени, тем более, когда твоим личным проводником становится доподлинный слепок эпохи, запечатленный в металле.
Нашим провожатым стал двухдверный Rapid, «рожденный» в 1936 году. Этот автомобиль, наделенный строгими, обтекаемыми линиями кузова и изящными наплывами крыльев, еще 78 лет назад выглядел настоящим шедевром, им же он остается и сейчас.
В плане техники первый Rapid считался продвинутым. Он оснащался четырехцилиндровым двигателем объемом 1,4 литра мощностью 31 л. с. при 3500 об/мин, что в гамме моделей из Млада-Болеславы автоматически ставило его на ступень выше уже популярной и известной модели Popular.
Отличали его и многие прогрессивные для 30-х годов инженерные решения. Во-первых, трубчатая рама – легкая, но позволяющая устанавливать самые разные, в том числе открытые, кузова без их усиления. Во-вторых, независимая подвеска на поперечных рессорах и гидравлические тормоза, которые в середине 1930-х годов применяли еще далеко не на всех даже более дорогих автомобилях. В-третьих, централизованная система смазки шасси. В указанные заводом сроки масло к узлам подавал сам водитель всего лишь нажатием специальной педали в салоне. Это избавляло владельцев и механиков от неприятной и трудоемкой в те годы операции смазки с помощью ручного шприца. Трудно вообразить, но первое поколение Rapid, выпускавшееся с 1935 по 1938 год, предлагалось сразу в четырех типах кузова: четырехдверный седан, двухдверный седан, универсал и кабриолет. Словом, чешским автомобилистам того времени было где разгуляться.
В салоне народный автомобиль родом из 30-х еще меньше. Несмотря на откидное сиденье пробираться на задний диван даже при росте 1м 60 см, честно говоря, не совсем удобно – виной тому тандем низкого проема дверей и узкого прохода между передним и задним рядом сидений. Но эффект погружения в эпоху в раз перечеркивает эти мелкие для того времени недостатки конструкции. От каждой детали салона, будь-то огромный, изящный руль, большой и не обремененный лишней информацией спидометр или потертая от времени рукоятка коробки передач, буквально веет историей.
Параллельно продажам Rapid пробивал себе дорогу и на арене автомобильного спорта – в 1935 году Антон Комар на специальном купе Rapid с шестицилиндровым 50-сильным мотором занял пятое место в гонке «1000 миль Чехословенско». Спустя два года в 1937 Зденек Похл и Ярослав Хаусманн заняли четвертое место в своем классе в самом престижном ралли того времени – Монте-Карло. Годом ранее, в 1936 Rapid продемонстрировал свою надежность в кругосветном путешествии, в которое отправились бизнесмены Бржетислав Ян Прохазка и Йиндриж Кубас. За 98 дней путешественники преодолели 27 700 км, проехав по дорогам 15 стран Европы, Азии и Америки.
Честно говоря, сесть за руль олдтаймера я так и не решилась. Первой насладиться ездовыми качествами раритета мне не удалось, а откровенно доламывать автомобиль старше меня ровно в три раза я посчитала кощунством. Уж больно велика ответственность за сохранность исторического наследия.
А водить старинный автомобиль, скажу я вам, нелегко. Самое первое испытание, а именно выезд с парковки на бугорок, поставило нашего коллегу в затруднительное положение. Смонтированный справа руль, естественно, не наделенный гидроусилителем, оказался весьма тяжелым. Любые маневры давались тест-пилоту с определенным усилием. Осложнял ситуацию маломощный двигатель в 31 л. с., который на малых оборотах реагировал на газ с провалами… Ой-ей, не заглохнул бы.
Мои опасения подтвердились – подъем с первого раза не покорился. И со второго тоже… Рисковать раритетным сцеплением в третий раз владелец машины не стал и попросил водителя занять место пассажира. После преодоления бугорка чех вновь доверил машину журналисту.
Благополучно тронувшись, не заглохнув и добравшись до последней третьей передачи, наш коллега совершил досадную ошибку, едва не приведшую к плачевным последствиям. Небесно-голубой Rapid, имеющий большой люфт в рулевом управлении, даже на ровной дороге требовал большой концентрации в рулежке. Страшно представить, что могло произойти, если отпустить руль. Вот только одними представлениями в нашем случае не обошлось, нам пришлось это испытать. Перед одним из затяжных левых поворотом наш тест-пилот отвлекся на какой-то «олдскульный» девайс и едва не спустил машину в обрыв с правой стороны. О нет, только не это! К счастью, для всех нас все обошлось лишь парой седых волос.
Разгоняться на олдтаймере непросто, но можно. Сначала нужно приложить немало усилий для переключения передач – буквально все манипуляции с коробкой сопровождаются пронзительным металлическим скрежетом. Ни о какой мягкости и плавности ее переключения, которое требует двойного выжима сцепления, говорить не приходится. Сам разгон до крейсерской скорости в 60 км/ч по сравнению с современным Rapid занимает едва ли не вечность. Вот только остановить набравший скорость раритет оказалось куда тяжелее. Старая тормозная система реагировала слабо, потому останавливаться нужно было весьма и весьма заранее.
Rapid первого поколения не безгрешен – его конструкция имеет свои особенности и недостатки. Но когда узенькие колеса усердно цепляются за асфальт, а скромный литровый мотор, который перегревается даже на небольших подъемах, выдает все без остатка, ты понимаешь, в чем его достоинство. Олдтаймер дает тебе главное – ощутить себя частью этого процесса и прочувствовать каждое движение машины. Ты не едешь на нем, ты им управляешь!
Возвращаясь за руль современного Rapid, ты словно попадаешь в другой, технически совершенный мир – пробирают мурашки от того, насколько здесь все продуманно и удобно. Все то, что мы привыкли воспринимать, как само собой разумеющееся (легкость руля, удобство посадки, скорость коробки передач), вдруг представляется результатом длительной эволюции. Мы думаем, что по-другому не бывает и придираемся к мелочам, а на деле современные машины близки к идеалу. Только, чтобы понять это, пришлось прокатиться на автомобилях 30-х годов.
Благодарим Skoda AUTO Россия за помощь в подготовке материала.
Фото: Фото компании SKODA и автора