
Каждый человек в той или иной мере готов рисковать. Кто-то делает ставки в букмекерских конторах, а кто-то на свой страх и риск отправляется на отдых в Крым. Ежедневно приходится рисковать и любому водителю на дороге: и профессиональному, и автолюбителю.
Мы предлагаем вам тест, который поможет определить, насколько лично вы склонны к риску. Для этого необходимо ответить на 23 вопроса. На каждый возможны пять вариантов ответа: нет (–2 балла); скорее НЕТ, чем да (–1 балл); трудно сказать (0 баллов); скорее ДА, чем нет (+1 балл); да (+2 балла).
Чтобы результат был максимально достоверным, не задумывайтесь подолгу и не старайтесь отвечать в зависимости от какой-либо конкретной ситуации. Лучше давать ответ, начинающийся словами «Скорее всего я бы…».
— Превысили бы вы установленную скорость, чтобы быстрее оказать необходимую медицинскую помощь тяжелобольному человеку?
— Согласились бы вы ради хорошего заработка участвовать в опасной и длительной экспедиции?
— Встали бы вы на пути убегающего опасного взломщика?
— Могли бы вы ехать на подножке товарного вагона на скорости более 100 км/ч?
— Можете ли вы на другой день после бессонной ночи нормально работать?
— Стали бы вы первым переходить вброд очень холодную реку?
— Одолжили бы вы другу большую сумму денег, будучи не совсем уверенным, что он сможет вам её вернуть?
— Вошли бы вы в клетку со львами вместе с укротителем, уверяющим вас, что это безопасно?
— Могли бы вы под чьим-то руководством залезть на высокую заводскую трубу?
— Могли бы вы без тренировки управлять парусной лодкой?
— Рискнули бы вы схватить за уздечку бегущую лошадь?
— Могли бы вы совершить прыжок с парашютом?
— Могли бы вы при необходимости проехать без билета на поезде дальнего следования?
— Могли бы вы отправиться в автопутешествие, если бы машиной управлял ваш знакомый, который совсем недавно попадал в тяжёлое дорожное происшествие?
— Могли бы вы прыгнуть на тент пожарной команды с 10-метровой высоты?
— Могли бы вы пойти на опасную для жизни операцию, чтобы избавиться от затяжной болезни и постельного режима?
— Могли бы вы спрыгнуть с подножки вагона товарного поезда, движущегося со скоростью 50 км/ч?
— Могли бы вы в виде исключения вместе с семью другими людьми подняться на лифте, рассчитанном на шесть человек?
— Могли бы вы за большое вознаграждение перейти с завязанными глазами оживленный перекрёсток?
— Взялись бы вы за опасную для жизни работу, если бы за неё хорошо платили?
— Могли бы вы по указанию вашего руководителя взяться за высоковольтный провод, если бы он заверил вас, что провод обесточен?
— Могли бы вы после некоторых предварительных объяснений управлять вертолётом?
— Могли бы вы, имея билеты, но без денег и продуктов, предпринять поездку на поезде дальнего следования?
Ответив на все вопросы, подсчитайте общую сумму баллов с учетом знаков «+» и «–». Чем большую сумму (со знаком «+») вы набрали, тем более вы склонны к риску. Согласно исследованиям, у профессиональных водителей, которые долгие годы работают без ДТП, этот показатель не превышает 12 баллов.
Комментарий эксперта:
Игорь Павлович Бондарев, кандидат наук, сотрудник Свердловского научно-исследовательского института охраны труда:
— Поведение водителя на дороге определяется двумя мотивами: стремлением к успеху и стремлением к безопасности. Первый направлен на достижение цели движения, второй — на предупреждение опасных ситуаций и их отрицательных последствий. Перестраховка ведёт к снижению пропускной способности на дороге, постоянное пренебрежение опасностью повышает вероятность ДТП. И во время движения каждый водитель постоянно находится в поиске компромисса между этими двумя мотивами. Чем меньше выражено преобладание одного мотива над другим, тем труднее принять решение, как поступить в конкретной дорожной ситуации.
Исследования, проведённые сотрудниками нашего института, показали, что у профессиональных водителей, долгое время работающих без ДТП, сумма баллов варьируется от 6 до 12.
Материал подготовлен журналом «ГАИ».