Поводом к написанию данной статьи послужил очередной ролик, где лось выскакивает на дорогу, и сталкивается с автомобилем. Чуть ли не в первом комментарии говорится о странном поведении водителя – при появлении лося он не пытается затормозить! В чем дело? А дело в том, что водитель до последнего момента лося не видит. И не только лося! На скоростях свыше 100 км/ч можно не увидеть и встречный автомобиль на дороге. Увы, такова природа человека.
Глаз с точки зрения физики – простейшая оптическая система. Поток света через линзу (хрусталик) отбрасывается на сетчатку. Мозг (сознание, разум) обрабатывает информацию от глаз и складывает итоговую картинку, подключая память, с накопленной в течение жизни информацией. При этом подсознательно могут возникать иллюзии.
С одной из иллюзий мы имеем дело каждое мгновение: полученное от глаз изображение – перевернутое. Но сознание переворачивает его снова. Потому мы воспринимаем землю внизу, а небо вверху, а не наоборот.
На большой скорости мелькание предметов происходит очень быстро. Между тем для распознавания изображения, которое в данный момент отражается на сетчатке глаза, сознанию необходимо время. Водитель начинает всматриваться вдаль, чтобы зафиксировать картинку. Из-за этого человек перестает воспринимать предметы, находящиеся справа и слева. Возникает «туннельный эффект», когда водитель видит только то, что находится далеко впереди непосредственно перед автомобилем. Другими словами, поле зрения водителя сужается.
Можно сказать иначе. Сознание не успевает обрабатывать информацию с периферии зрения, и она просто игнорируется. Хотя со временем мозг приспосабливается к мельканию. У водителей-новичков боковое зрение развито слабо, но постепенно бессознательно оно начинает развиваться.
Я подчеркну главный момент. Речь не об остроте зрения, а о скорости обработки информации человеком.
Приведу цифры. Среднестатистический водитель при скоростях 120 км/ч и выше четко различает и контролирует только свою полосу движения. У новичков этот порог снижен до 100 км/ч. Речь не о показаниях спидометра на автомобилях, которые завышены, а о реальной скорости.
При движении с такими скоростями различить лося, который появился из леса, человек не может. Беспристрастная камера фиксирует картинку, она «видит», что в следующий момент времени лось окажется перед автомобилем. А человек – нет.
Борются с этим в первую очередь вырубкой леса и кустов на расстоянии 25 метров от дороги. На скоростных трассах ставят ограждения. Возле населенных пунктов ставят защитные экраны, которые, с одной стороны, мешают живности выпрыгивать перед автомобилем, с другой – защищают от шума.
По причине сужения поля зрения на больших скоростях водитель может не заметить и встречный автомобиль. Потому наличие разделительной полосы на автомагистралях – обязательно.
Ограничение скорости 60 км/ч в городе тоже не случайно. Появление пешехода при движении с такой скоростью для водителя не будет неожиданностью. При движении за городом на скорости 90 км/ч пешехода при переходе дороги еще можно заметить. А на скорости 100 км/ч для водителей-новичков появление пешехода на обочине может стать неожиданностью.
На автомагистрали, где разрешенная скорость движения 110 км/ч, появление пешеходов исключено. Хотя наши горе-дорожники умудрились их оставить – на участке дороги в сторону Уфы, обозначенных знаками «Автомагистраль», переходы есть!
Здесь можно и нужно сказать о байкерах. Их железные кони разгоняются очень быстро. Отсюда и требование к зрению. Взгляд должен быстро переключиться с ближнего обзора на дальний. Если зрение конкретного мотоциклиста не приспособлено к такому переходу – он обречен. В момент ударного разгона он не только не видит то, что творится по бокам, он и дорогу-то перед собой толком не видит.
Потому и происходят такие странные на первый взгляд аварии, как здесь.
Важное замечание. При движении с большими скоростями зрение постоянно напряжено, ситуация стрессовая, так как поток информации большой, потому наступает быстрое утомление. Как следствие время реакции увеличивается, тогда как время на принятие решения уменьшается. Прибавьте сужение поля зрения, и становится ясным, почему превышение скорости – основная причина ДТП.
Попутно скажу еще о нескольких оптических обманах, которые могут сыграть с водителем злую шутку.
Ночью и в пасмурную погоду скорость встречного автомобиля кажется ниже, так как расстояние до него кажется больше. Это связано с тем, что в ясную погоду автомобили видны на большем расстоянии. В памяти человека это расстояние бессознательно фиксируется. Ночью, в пасмурную погоду глаз начинает улавливать очертания предметов на меньшем расстоянии, но сознание автоматически «отодвигает» автомобили на расстояние, которое имело место в ясную погоду. Например, днем мы видим грузовик на расстоянии 1800 метров, ночью замечаем его на расстоянии 1100 метров, но сознание все равно выдает цифру 1800.
Потому в длительных путешествиях при наступлении ночи привыкать к обгонам приходится заново – разум неверно воспринимает дистанцию до встречного автомобиля. Что касается сумерек, то я в это время предпочитаю останавливаться. Зрению постоянно приходится перестраиваться, привыкая ко все больше сгущающейся темноте. Утомление при движении наступает быстрее. Потому лучше полчасика походить-размяться.
При движении в условиях тумана расстояния также кажутся большими, чем на самом деле. Дело в том, что над горизонтом есть дымка в солнечный и яркий день. Когда спускается туман, и мозг обрабатывает информацию, полученную от глаз, он воспринимает туман как дымку и «отодвигает» объекты в тумане на линию горизонта. У этого явления есть обратный эффект: после дождя, когда даже пыли в воздухе нет, разум воспринимает все расстояния меньше, чем на самом деле.
В обычной ситуации, чем быстрее едет автомобиль, тем чаще мелькают предметы, расположенные по бокам дороги. При движении по равнине, где ничего не мелькает, водитель теряет ощущение скорости. Чем дольше он движется по такой дороге, тем меньше ему кажется его скорость. Здесь на выручку придет только спидометр. Поэтому при неисправном спидометре эксплуатация автомобиля запрещается.
Я столкнулся с этим явлением впервые по пути на юг за Волгоградом. По дороге на Краснодар через Котельниково – Сальск – Тихорецк встречные автомобили – редкость, а дорога широкая. Никакого движения, никакого мелькания на протяжении километров. Мой автомобиль начал терять скорость, и я стал понемногу прибавлять, однако приходило понимание, что имеет место какая-то неисправность. Сколько бы я не давил на педаль акселератора, автомобиль ускоряться отказывался. Когда я взглянул на спидометр, на нем уже было 150 км/ч.
Человеку нравится смотреть на огонь. Тысячи лет огонь согревал и защищал, и те, кто сидели у огня, имели больший шанс выжить. Естественный отбор сделал свое дело…
Человечество использует автомобиль около ста лет. Неоднократно слышал предложения поднять скорость движения как в населенном пункте, так и за его пределами. Мол, для современных автомобилей 90 км/ч – не скорость. Для автомобилей, согласен, – не скорость. Но человек измениться за 100 лет вряд ли успел. А естественный отбор – жесток. Против природы – не попрешь. Пусть ваше вождение учитывается только в положительной статистике.
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.