В последнее время все чаще приходится слышать, что новые автомобили сделаны так, чтобы нормально работать только в период гарантии. При этом на практике потребитель начинает сталкиваться с проблемами в автомобиле еще в гарантийный срок.
К сожалению, почти все современные автомобили имеют производственные, а порой и конструктивные «болезни». У многих автомобилей такие болезни связаны с подвеской, часто – с коробкой переключения передач, симптомами множества «недугов» являются всевозможные скрипы, стуки и брякания. Зачастую наличие таких «болезней» никак не связано с ценовой категорией приобретаемого автомобиля.
Нужно отметить, что сегодня потребитель имеет возможность заранее получить общую информацию о проблемах той или иной марки, достаточно найти определенное сообщество в Интернете и прочитать отзывы автовладельцев. Казалось бы, проблема решена – находи информацию и покупай авто как минимум без изначальных «производственных болезней», но не тут-то было. Даже за хорошие деньги – 2-3 млн рублей найти автомобиль без проблем весьма затруднительно. Таким образом, потенциальный покупатель вынужден ознакомиться с возможными «недугами» нескольких моделей и выбрать меньшее зло.
Возникает вопрос: что делать, если неудачный экземпляр все-таки попался, и как с этим бороться?
Писать письма импортеру и производителю практически бесперспективно, так как они «спускают» обращение к местному дилеру. Обращаться в госорганы полезно, но не всегда понятны последствия и их действенность. Один наш клиент написал жалобу в Роспотребнадзор на челябинского дилера. Была проведена тщательная проверка, факт нарушения подтвержден, и дилер был оштрафован на несколько тысяч рублей. Говорить, что госорганы в данном вопросе плохо работали нельзя, скорее наоборот, но беда в том, что в данном случае у госорганов нет реально ощутимых рычагов воздействия.
Один из вариантов борьбы это суд. И из практики могу сказать, что за последние 2-3 года количество потребителей, готовых идти в суд, выросло. Это связано, в частности, с тем, что попытки решить конфликт миром приводят к невозможности использования авто многие месяцы, постоянные «приходите завтра», и в итоге: «наша экспертиза показала, что причина в неправильной эксплуатации автомобиля».
Естественно, увеличение числа обращений в суд привело к усилению юридических служб автосалонов. Я несколько раз в неделю участвую в судах против дилеров, импортеров автомобилей и все чаще противоположную сторону представляют два, а то и четыре юриста. При этом нужно понимать, что лишь осознания собственной правоты в судебном заседании недостаточно, ключевой момент – способность доказать свои слова. В случае выигрыша потребитель не только возвращает свои деньги и получает компенсацию, он вносит свой вклад в дело борьбы с недобросовестными продавцами и «болезнями» автомобиля. Это связано с тем, что проигрыш оборачивается для дилера значительными финансовыми потерями, иногда это две стоимости автомобиля, однако автосалон обращает требование о покрытии затрат к импортеру, тот, в свою очередь, к производителю. И эти сигналы провоцируют завод к изменению в конструкции.
Многие скажут: проблема не в машинах, а в автосервисах, которые не могут нормально и своевременно обслуживать авто. Доля правды и в этом есть. Очень часто требования потребителей основаны именно на том, что сервис не устраняет недостаток в установленный срок или не может устранить его вообще, хотя, если разобраться, то мы вновь вернемся к «болезням».
Многочисленные случаи продажи автомобилей с недостатками и некачественного сервисного обслуживания привело к появлению определенного типа потребителей, которые изначально готовы к возможным конфликтным ситуациям, а соответственно очень тщательно относятся к соблюдению всех формальностей и сбору документов. Представители дилера часто называют это потребительским экстремизмом, я же считаю это разумным поведением. Представьте, что человек однажды промок под дождем, сильно простудился и две недели провел в больнице, вполне логично, что после этого он будет одеваться теплее и всегда брать с собой зонт.
Конечно, самые осторожные покупатели те, кто уже однажды воевал с автосалонами за свои права, и, приобретая следующий автомобиль, они собирают максимально полную информацию как о производственных «недугах» марки, так и об особенностях работы или «не работы» регионального дилера. Более того, некоторые потребители, не готовые потратить ни одной нервной клетки, сразу заключают договор с юристом на осуществление любого взаимодействия с продавцом, включая заключение договора купли-продажи, проведение ТО и т.д.
Есть среди автоприобретателей такие, кто изначально готов к расторжению договора купли-продажи и при возникновении законных оснований в течение гарантийного срока без колебаний обращаются с требованием о возврате стоимости авто. Тут уже не только работники сервисов, но и просто более миролюбивые граждане заговорят о злоупотреблении со стороны потребителя. Лично я с этим не согласен. Производите качественные авто, исправляйте возникающие по вине изготовителя или продавца недостатки и осуществляйте нормальное сервисное обслуживание, и тогда у автомобилиста не будет ни малейшей возможности расторгнуть договор. Данный феномен должен быть четким сигналом, который имеет реальное денежное выражение для дилеров, импортеров, заводов о том, что российские автолюбители не готовы больше терпеть на себе эксперименты… А уж каким способом бороться, каждый волен решать сам.
Вячеслав Курилин является юристом и председателем правления общественной организации по защите прав потребителей «Советник». Родился 30 декабря 1982 года в городе Миасс Челябинской области. В 2006 году окончил Уральскую Государственную Юридическую Академию в Екатеринбурге. Женат, воспитывает сына.