Если в черногорском городке Тиват свернуть с магистрали, ведущей в средневековый город Будва, в горы, то спустя несколько километров вы попадете на дивную извилистую дорожку. Головокружительный рельеф, асфальт, резко сменяющийся узкой грунтовкой с ямами и провалами, и настоящий горный путь. И камни, камни, камни... Вот где новый Renault Logan в своей стихии!
Россияне долго ждали, пока Logan второй эволюции, вовсю уже продающийся в Европе под брендом Dacia, наконец-то появится и у нас. Как поясняют производители, причина задержки уважительная – переезд с московского «Автофрамоса» на АВТОВАЗ. Наш сайт отправился в Черногорию, чтобы убедиться: такой автомобиль стоило подождать.
Первый «Логан» запомнился нам высокой педалью сцепления, «длиннющим» рычагом КПП, кочергой регулировки сиденья по высоте, чудаковатым расположением кнопочек и рычажков и прочими эргономическими проколами. Иными словами, к автомобилю нужно было привыкать. Но вся эта неказистость с лихвой окупалась удивительной для класса вместительностью, завидной неприхотливостью и надежностью, что помогло модели продержаться на конвейере 10 лет.
Его улучшали и модернизировали, но он по-прежнему был прост как три копейки, ведь перед его созданием французы поставили себе непростую задачу – создать максимум автомобиля за минимум денег. И они справились, предложив российским клиентам относительно безопасную, терпеливую, функциональную и, главное, недорогую иномарку. И ставка сыграла! Именно этот угловатый седан с замашками работяги стал настоящим хитом, пересадив более полумиллиона россиян с отечественной «классики». И вот уже совсем скоро легенда отпразднует свое возвращение – 15 мая российские дилеры Renault начинают продажи Logan new.
Презентация новинки прошла в середине апреля в окрестностях чудесного края – Черногории! Именно в этой сказочной стране, расположенной на побережье Адриатического моря, проще всего найти маршрут, сочетающий проселочную грунтовку, каменную «реку» и извилистые серпантины.
Поначалу от всего этого голова идет кругом, особенно на узких «шпильках» поворотов. Ойкаешь и вздрагиваешь. Но вскоре осваиваешься и как-то привыкаешь.
Но возможно ли когда-нибудь привыкнуть к эльфийским пейзажам? Дремучим лесам, которые помнят еще языческих богов, древним городам, обнесенным крепостными стенами, величественным горам, цветущим альпийским лугам и живописным озерам. Не налюбоваться! То же думаешь, рассматривая лазурно-синий седан Renault Logan. Да, когда-то он примелькается, но сейчас на фоне изумрудных лугов, зажатых неприступными горами, автомобиль кажется прекрасным эльфом, за изящными чертами которого уже трудно разглядеть прежнего орка.
Его угловато-плоский силуэт сгладился и округлился. Переднюю часть кузова украсили крупным «ромбом» и массивной решеткой радиатора, что в точности задает новую дизайн-концепцию автомобилей Renault. Знакомые фамильные черты сохранились только в линиях крыши и проемах дверей, в основе которых лежит все та же платформа В0. Именно поэтому габариты не сильно изменились: новый седан стал длиннее на 58 мм, уже на 7 мм и на 17 мм ниже. Дорожный просвет остался прежним – 155 мм при полной загрузке.
Классические формы, четкие горизонтальные линии и ярко выделенные колесные арки – новый «Логан» словно сменил рабочую робу на деловой костюм с модным галстуком в виде интегрированного спойлера на крышке багажника.
Renault ищет для Logan новую аудиторию, потому от прежней куцеватости и невыразительности седана не осталось и следа – теперь он элегантный и привлекательный. Это подтверждает и реакция местных жителей, чьи любопытные взгляды постоянно замирали при виде ярко-синего силуэта. К слову, это неудивительно, ведь в Черногории бело-серая масса автомобилей по большей части состоит из старых «Гольфов».
Французы не поскупились и на новый интерьер, который теперь не несет в себе клейма «народности». Простецкую центральную консоль с дешевыми разнокалиберными кнопками и круглыми воздуховодами заменили на более стильную с глянцевой отделкой, функциональными элементами управления, хромированными окантовками и строгими прямоугольниками. Щиток приборов заменили на мегановский с экраном бортового компьютера и спокойной бело-синей подсветкой. Правда, не обошлось и без потерь – комбинация приборов теперь лишилась указателя температуры.
В максимальных комплектациях отделка салона может даже комбинироваться по принципу «черный верх – бежевый низ». Вкупе к этому предлагается кожаная оплетка рулевого колеса и рычага КПП, что смотрится весьма солидно.
Но главное, что в новом «Логане» навели порядок по части эргономики. Теперь нет нужды искать кнопки стеклоподъемников, напрягать пальцы при регулировке сиденья, хлопать ладошкой по левому рычажку при желании посигналить. Вот только джойстик магнитолы все также «по-французски» запрятан под рулевым колесом справа, что по мне так не совсем удобно – правая рука почти всегда занята рычагом КПП, в то время как левая, тарабаня пальцами по рулю, всегда бездельничает. Сохранились и «слепые» кнопки подогрева сидений.
В салоне прибавилось места для хранения вещей. Перчаточный ящик теперь имеет объем 5,7 л, появилось вещевое отделение над центральной консолью, а в передних и задних дверях есть карманы для хранения бутылок.
Сиденья обзавелись удобными механизмами – за регулировку спинки по наклону вместо тугого барашка теперь отвечает податливый рычажок. Сами сиденья не только сменили отделку, но и получили боковые поддержки. Но, по правде говоря, после продолжительной поездки даже это удобство не уберегло мою спину от затекания.
Задний диван, как и раньше, просторен, но из дополнительных удобств предлагается только подстаканник. Зато спинку сиденья теперь можно сложить в пропорции 2 к 3. Но возможность эта есть только у средних и дорогих комплектаций.
В первый же день организаторы отправили нас на потаенную горную тропу, усыпанную гравием и камнями. «Логан» не изменил себе – всеядная подвеска с присущей ей легкостью проглотила и сгладила все «неприятности» дороги.
Другое открытие раздолбанных дорог – Logan стал заметно тише. Теперь во время движения рука не тянется к стеклоподъемникам, чтобы проверить, закрыты ли окна. Шумоизоляции конструкторы уделили особое внимание – за счет жесткости кузова были снижены вибрации и устранены резонансные колебания, за счет новой формы кузова было уменьшено аэродинамическое сопротивление, а снижения шума в стыках добились при помощи улучшенной герметизации стыков и звукоизоляции дверных проемов. Не долетает до салона и рычание мотора – спасибо за это улучшенной шумоизоляции моторного отсека.
При выезде на горные серпантины автомобиль раскрывается с новой стороны – от прежних кренов и раскачки не осталось и следа, седан с легкостью вкручивается даже в самые крутые виражи. Учтя валкость прежнего «Логана», конструкторы провели работу над ошибками и увеличили жесткость пружин, усилили стабилизатор поперечной устойчивости. К слову, эта подвеска подойдет даже для ралли, имя которому Renault Logan Cup. Плюс ко всему французы установили гидроусилитель с переменными характеристиками. Вот только его работу оценить мы так и не смогли – разогнаться на узких серпантинах было негде.
Испытать ABS и ESP на полную мощь удалось на старой дороге от Цетине к Котору, построенной еще в 1879-1884 годах на горном массиве Ловчен, которая представляет собой невероятный и головокружительный серпантин с 25 резкими поворотами под 180 градусов. И системы справились на ура.
Новые «Логаны» предлагаются только со старыми, но доработанными двигателями: 1,6 л, 8 или 16 клапанов, 82 или 102 л.с. соответственно. Оба двигателя отвечают нормам «Евро-5». Как показала поездка, характер восьмиклапанника остался прежним, вся тяга у него находится внизу – «крутить» мотор смысла нет. 16-клапанный двигатель едет ощутимо быстрее и эластичнее. Но по факту оба силовых агрегата обеспечивают седан довольно средней динамикой, при этом 16V отличился более скромным аппетитом, но заведомо отыгрался на своей стоимости.
Выжать скоростной максимум из 16-клапанного мотора нам удалось только на старой взлетной полосе аэропорта Подгорицы. На протяжении остального пути дороги находились под чутким контролем полицейских радаров, которых стоило опасаться – штраф за превышением скорости в Монтенегро составляет 70 евро. На территории аэропорта нам удалось загнать стрелку спидометра за отметку в 175 километров в час.
Об экспансии дизельных двигателей на российский «Логан» французы пока не задумываются, у них в приоритете установка дизеля на Duster. Но куда сильнее многих огорчит недоступность автоматической коробки передач на второй Logan, которую предложат, но позже. А пока остается довольствоваться пятиступенчатой МКПП. Впрочем, «общение» с механикой, ровно как и с педалью сцепления, никакого дискомфорта не доставило.
Особенно скрупулезно французы потрудились над безопасностью. Logan второго поколения уже в базе оснащен системой креплений детских кресел Isofix, в топе за доплату в 10 000 рублей будет доступна ESP, а в двух самых дорогих комплектациях «Логан» будет оснащен боковыми подушками безопасности. Для поглощения боковых и фронтального ударов кузов имеет запрограммированные зоны деформации.
Комплектации и стоимость Renault Logan второго поколения
Что касается конкурентов, то в плане стоимости Logan вновь встал «особняком» и теперь готов захватить еще больше рынка: он соперничает с Volkswagen Polo седан (от 473 900 руб.), Hyundai Solaris (от 467 900 руб.), KIA Rio (от 499 900 руб.), Peugeot 301 (461 900 руб.) и Citroen C-Elysee (от 471 900 руб.). Вот только конкуренты в отличие от «француза» укомплектованы в разы беднее. Сюда же можно отнести Nissan Almera (от 459 000 руб.), Chevrolet Cobalt (от 483 000 руб.) и «детей» АВТОВАЗа. К слову, последних французы не считают своими конкурентами.
Самый большой плюс Renault Logan – это «вкусная» цена при богатом оснащении. Французам удалось сделать невероятное – привнести улучшения, сохранить достоинства, провести работу над ошибками и снизить стоимость! Правда, в цену автомобиля до сих пор не включается стоимость доставки, которая варьируется в зависимости от региона.
Старый и новый Logan будут продаваться параллельно, пока к первому не пропадет покупательский интерес. Стоимость первого «Логана», естественно, будет снижена.
Благодарим российское представительство компании Renault и официального дилера марки Renault в Челябинске компанию «Сатурн» за помощь в подготовке материала.
Фото: Фото автора, компании Renault и Олега КАРГАПОЛОВА