Дорогу мы нашли эпическую: тестовый трек для луноходов, а не дорога. То кратер, то пучина, а в иных местах асфальт словно переболел оспой. Rapid этот танкодром не по душе. Он трясется, как призывник в апреле, а стыки проходит с железнодорожным стуком. Неужели подвеска не прошла российской адаптации?
У меня было дежавю – когда-то я уже ехал на столь тряской машине (Peugeot 4008), и проблема оказалась в перекаченных колесах. Останавливаемся, проверяем – ну, точно, вместо 2,1 атм передние шины Rapid накачали на 0,5 атм сильнее, видимо, забыли спустить из транспортного положения. Выставляем давление, пробуем – разница чувствуется невооруженной пятой точкой – вибрации теряют былую остроконечность, а Rapid становится заметно терпимее. Он крепко сбит, как все Volkswagen.
И все-таки убитые дороги – не конек Rapid. Большие неровности заставляют подвеску работать на пределе возможностей, а то и вовсе пробивают насквозь. Умеренные кочки или, допустим, рельсы он проходит весьма собранно и при обычной езде не кажется тряским, но чем суровее дорога – тем более не в своей тарелке Rapid. Оставьте ухабистый грунт для Nissan Almera или Renault Logan, а Rapid куда лучше чувствует себя на относительно ровном асфальте.
К тому же, просвет у него далеко не рекордный – 143 мм. Впрочем, с известной долей осторожности он сумел пробраться к берегу озера, обсиженного в основном рыбацкими «Жигулями».
Зато на ровном асфальте он готов поспорить за звание лучшего по управляемости бюджетного автомобиля. Руль хорошо реагирует на микроподруливания и дает внятную обратную связь, никакой ватности, свойственной Almera или Cobalt, здесь нет и в помине.
А еще у него отличная механическая коробка: передаточные числа первых передач сближены, а механизм переключения почти эталонно четкий, разве что самую малость туговат (может быть, приработается). На плохих дорогах на Rapid куда приятнее обруливать выбоины, чем брать их приступом.
В отличие от Polo Sedan новый Skoda Rapid разработан в первую очередь для европейского рынка, поэтому набор двигателей для него шире. Базовым является безнаддувный трехцилиндровый 75-сильный мотор объемом 1.2 л. Мотор 1.6 л (105 л.с.) – как у Polo Sedan – может комплектоваться 5-ступенчатой «механикой» или 6-ступенчатым «автоматом». Кроме того, для Rapid доступен турбомотор 1.4 TSI (122 л.с.) с преселективным роботом DSG.
Двигатель объемом 1.6 л особенных талантов не имеет – обычный такой атмосферный трудяга. Первое время он кажется меланхоличным, и на это есть две причины. Во-первых, до 2500 об/мин момента и впрямь немного – это вам не турбомотор с уверенной низовой тягой. Во-вторых, педаль газа, как и у Polo Sedan, странно задемпфирована и требует более размашистой работы. Впрочем, если не церемониться с газом и почаще щелкать передачи, динамика оказывается весьма достойной, и стандартные 10-11 сек до 100 км/час для Rapid не проблема. Другое дело, что если наградить этот мотор 6-ступенчатым «автоматом», флегма разгона станет еще заметнее, так что «автоматический» Rapid – это, скорее всего, машина для степенной езды. Хотя «сотню» она делает за вполне среднестатистические 12 секунд.
Внешне Rapid похож на Octavia и не так уж сильно уступает ей по размерам салона. Может возникнуть резонный вопрос, зачем переплачивать 100 тысяч рублей за старшую модель? Если подходить чисто прагматически, то в самом деле незачем. Но если настроиться на критический лад, по мелочи набегает. Например, Rapid шумнее: слышно колеса, на разгонах утробно поет мотор, после 100 км/час появляются аэродинамические свисты в районе зеркал. Впрочем, по меркам своего бюджетного класса, он держится молодцом: включив магнитолу, перестаешь обращать внимание на звуки.
Интерьер отделан не самыми изысканными материалами: на панели – твердый пластик, на дверях – вставки из кожзама. Но концерн Volkswagen экономит весьма умело, и визуально салон хорош, дизайн выдержан в едином ключе, а панель приборов такая же ясноглазая, как у Octavia.
Более того, даже в недорогой машине удалось воссоздать эргономику без намека на ущербность: количество и диапазоны регулировок, оформление центральной консоли, профиль сиденья – даже не знаю, к чему тут придраться.
В чем Rapid вундеркинд – это практичность. Длинная база (2.6 метра) сделала его удивительно просторным на втором ряду: сам за собой сажусь с приличным запасом, разве что потолок и проем двери низковат – приходится кланяться при посадке-высадке. Нет регулируемых дефлекторов, подлокотник – за небольшую доплату, зато есть крючки для одежды, карманы на передних сиденьях и плафон освещения.
Simply Clever – слоган Skoda. Он материализуется в простых и удобных мелочах, многие из которых хочется сделать серийными на всех машинах. Например систему крючков и сеточек для фиксации багажа, емкость для мусора в двери, держатель для жилета безопасности под передним сиденьем, скребок для льда на внутренней стороне лючка бензобака. Ведь в самом деле просто.
А багажник так и вовсе всем на зависть. Объем 530 литров достигнут без дискриминации по признаку запаски: она полноразмерная, в подпольной нише, рядом с которой поместительный карман, способный вместить небольшой насос.
Кузов лифтбэк – это широченный проем и отсутствием навязчивых петель, которые съедают часть больших багажников Nissan Almera, Chevrolet Cobalt или KIA Rio. Наконец, есть крючки для крепления сеток, фиксирующих груз. Единственное, чего не хватает для полного счастья – это возможности сложить спинки сидений в ровный пол – ступенька получается довольно отчетливой.
Я включил режим максимальной придирчивости: есть ли у лифтбэка минусы? Коль скоро мы говорим о семейном авто, багажник должны открывать и закрывать дети, а с тяжелой и высокой пятой дверью Rapid они смогут обращаться лет этак после 12 (впрочем, у хетчбэков ситуация примерно такая же). Сам багажник весьма длинный, что является плюсом при перевозке чего-то крупного, но минусом в повседневной жизни: закатится в дальнюю часть помидор из продуктового пакета, а задний бампер, допустим, грязный. Достать его и не испачкаться – весьма сложно, проверил. Правда, можно заморочиться и откинуть спинку заднего сиденья.
Для тех, кто не возит крупных грузов регулярно, есть версия Rapid Spaceback: полу-хетч, полу-универсал ожидается в России ближе к осени.
В Европе продажи Rapid стартовали в 2012 году, а в России тем временем калужский завод VW готовили к производству – Rapid вытеснил на конвейере Fabia. Уровень локализации Rapid сразу составил 60% – столько же у Polo Sedan. В обеих моделях используется прокатный лист Череповецкого металлургического комбината, а кузовные панели штампуются в Калуге на совместном предприятии с испанским Gestamp. Конструкцию Rapid адаптировали для России: у него свои настройки подвески, увеличенный просвет, более мощный аккумулятор.
Вообще, Rapid – это чистой воды автомобиль для прагматиков. Он прагматичнее даже Octavia – в той есть некие излишества, ощущение дорогого автомобиля, сдержанная роскошь, а Rapid – он из пролетариев. Неброский, но умелый. Без китча, но с огромным салоном. Инженеры вложились именно в те области, которые важны людям дела, и сэкономили на тех вещах, которые трудовому человеку не застят глаза. Подумаешь, потолочные ручки без микролифтов – зато ручка закрывания багажника удобная. Подумаешь, задние тормоза барабанные – зато настройка средней педали убедительная. Ему сложно предъявить объективные претензии – наверное, это лучший в классе автомобиль-трудоголик. Большая часть претензий сведется к простой мысли, что кому-то лично нужен авто более мощный или более престижный, если же исходить из пресловутого соотношения цены/качества – Rapid поспорит с лучшими авто не только бюджетного сегмента, но и полноценными С-классниками.
Собирать Skoda Rapid в Калуге начали еще осенью 2013 года, но первые машины предназначались для испытаний. Образцы отправились в Германию и Чехию, где их качество сравнивали с Rapid, изготовленными в Млада Болеславе. Позже 22 калужских Rapid накатали полмиллиона тестовых километров близ Калуги под присмотром инженеров концерна VAG.
В плюсы ему мы поставил простую конструкцию (атмосферный мотор, полузависимая подвеска) и отличные результаты, которые соплатформенный Polo Sedan показал в краш-тесте и ресурсных испытаниях «Авторевю». Не беремся утверждать на 100%, но есть ощущение, что Rapid окажется отличной машиной с точки зрения стоимости эксплуатации, в том числе с учетом потери цены на вторичном рынке.
Rapid развивает успех Polo Sedan. Чех современнее и «дороже» по дизайну, более просторный, с огромным багажником. Он адресован клиенту, которому Polo Sedan тесноват и скуп, Nissan Almera или Chevrolet Cobalt кажутся слишком уж бюджетными, а полноценный гольф-класс (Corolla, Astra, Focus) – переоцененным. Rapid – это золотая середина между миром откровенно бюджетных авто и старшими классами.
Комплектации Skoda Rapid
Базовая Skoda Rapid стоит 479 тысяч рублей, однако такая машина устроит разве что самых скромных: двигатель 1.2 (75 л.с.) и практически пустая комплектация – ABS да водительская подушка безопасности. Клиенты, ограниченные такой суммой и нуждающиеся в большой машине, скорее выберут Lada Largus или грядущий Renault Logan.
Основной спрос, скорее всего, придется на Rapid 1.6 – от 529 тысяч рублей. Базовую комплектацию Active можно дополнить разнообразными удобствами, правда, доплачивать придется за все: кондиционер (+27 900), магнитола (+7000-10 000), пассажирская и боковые подушки безопасности (+17 000), подогрев передних сидений (+8000). В базе нет складной спинки задних сидений (+3600), защиты двигателя (+5000), омывателя фар (+5000), противотуманок (+7400). Зато комплектация формируется достаточно гибко, что позволяет сэкономить, отказавшись от ненужных вам опций.
Более сбалансирована вторая комплектация Active (599 000 рублей), которая включает весь джентльменский набор опций: кондиционер, магнитолу, подогрев сидений и т.д. Можно апгрейдить ее до необходимого уровня: в списке опций появляются ESP (+7000), климат-контроль (+13 000), ксеноновые фары (+23 600), штатная противоугонка (+6100), навигация с сенсорным экраном (+28 000).
Доплата за 6-ступенчатый автомат для двигателя 1.6 MPI – ровно 50 000 рублей.
Rapid 1.4 TSI предлагается сразу с роботом 7DSG и в комплектации Ambition, а цена начинается от 684 000 рублей.
Цены Skoda Rapid 2014
Сравнение с конкурентами
В целом Rapid дороже большинства бюджетных автомобилей, хотя разница с соплатформенным Polo Sedan или питерским KIA Rio незначительная.
Rapid бьет конкурентов, прежде всего, практичностью, управляемостью и характерному для продукции VW вниманию к мелочам. Между тем уровень ездового комфорта и динамика с двигателем 1.6 MPI – на среднестатистическом для класса уровне.
По объему багажника с Rapid спорит Chevrolet Cobalt, у которого литраж еще больше, но по удобству погрузки и перевозки крупногабарита единственным соперником для Rapid является Lada Largus (хотя в остальном тольяттинский универсал Rapid не конкурент – у него своя аудитория).
Сравнение Skoda Rapid с конкурентами (двигатель 1.6, МКПП, кондиционер)
Технические характеристики
Благодарим компанию «Легион Моторс» за помощь в подготовке материала.
Фото: Фото автора и Skoda, видео и монтаж Андрея ВИННИКОВА