Если дьявол носит Prada, то водит он Nismo. Nissan Juke Nismo. Что за машина! На полном газу – заднеприводная игривость. Под сброс газа – тоже. Мы планировали поснимать его в городе, но мимоходом заглянули на ледовую площадку и залипли на добрый час. Все равно погода ни к черту!
У Nismo турбодвигатель мощностью 200 л.с. (на 10 больше обычного) и фирменный «ниссановский» полный привод с двумя муфтами – отдельно для левого колеса и отдельно для правого. Зачем? Расскажу.
Экспериментировать мы начали с включенной ESP, переведя полный привод в классический режим, а саму машину – в спортивный. Да, настроек у Juke – как в звездном шаттле. И оформление центральной консоли примерно такое же.
Даже с электронной уздой машина едет многообещающе. На быстрый вход в поворот отзывается недолгим скольжением передка, после чего смачно доворачивает, вызывая легкий, приятный даже для новичка занос. В таком режиме можно без особой боязни дубасить в поворотах, выискивая предел сцепления, потому что в пиковой ситуации Juke неназойливо дотормаживает и углубляется внутрь поворота.
Отключаю ESP – жара! Сбросив оковы, Juke словно теряет 300 килограммов и на провокацию газом отзывается плавным, пропорциональным заносом, ну, прямо карт-переросток. Нужно посильнее? Дави на газ, он охотно поедет боком, пересчитывая косточки ледяных надолбов.
А насколько салон продуман именно для таких режимов: цепкие замшевые сидения позволяют не напрягаться в поворотах, а руль – тоже замшевый – имеет красную метку в «нуле», что порой выручает при быстром вращении.
При этом все-таки Juke полноприводный, а потому заносы выходят мягкие, тягучие, адреналиновые, как у раллийной машины. Для полного счастья не хватает каких-нибудь экзотических шин с грунтозацепами, но даже на липучке по талому снегу Juke идет великолепно.
Впрочем, я поторопился с выводами. Чуть позже обнаружилось, что клавиша полного привода имеет еще одно положение, обозначенное 4WD-V. Что такое V? Vectoring!
Вот теперь уже точно никаких компромиссов: если до этого я мог давить газ почти до упора, и машина шла в занос чуть с ленцой, то теперь гигантский крутящий момент вышвыривает задок вперед, и Juke несется боком, как отхлестанная кавалерийская лошадь. В начальной фазе хлыстового заноса повадки больше заднеприводные, но где-то в средине маневра передние колеса восстанавливают баланс, и машина скользит, позволяя попутно корректировать угол скольжения. Теперь нужно не просто топтать газ, но дозировать его, чтобы избыточное скольжение не погасило всю скорость.
Этой дерзости он обязан упомянутым двум муфтам в приводе – левой и правой. Если у обычного кроссовера задние колеса включают и выключаются одновременно (одной муфтой), то Juke может закидывать больше момента на левое колесо или на правое в зависимости от задач – тот самый режим Torque Vectoring. Это позволяет добиться мгновенной реакции на газ в повороте и создает отчетливую иллюзию заднеприводного аппарата.
Но даже не это главное. С отключенной ESP в заносе чувствуешь себя удивительно спокойно, потому что при малейшей отмашке машина готова вернуться на рельсы траектории, словно ESP не отключена до конца. Думаю, на самом деле это работа полного привода, который мониторит действия водителя и если чувствует, что тот наигрался, перераспределяет тягу между задними колесами и душит скольжение. Juke жонглирует моментом настолько непринужденно, что позволяет постичь радости скольжения сходу.
Картину не смазывает даже вариатор. В спортивном режиме он с пионерской честностью заставляет мотор изнывать выше 4000 об/мин, а при резкой работе газом не сбивает настроение паузами. На самом деле, турбо-Juke с механикой резче на разгоне, острее, поэтому я бы непременно выбрал его, но вариатор хоть и сглаживает острые углы, не лишает машину предсказуемости – а это важнее.
Из-за этой вариаторной дипломатии 200-сильный Juke Nismo не поражает воображение на разгоне. 8,5 секунд до 100 км/час – не бог весть какой результат, но мы должны учитывать, что Juke Nismo – это полноприводный кроссовер, а потому весит относительно много – более 1400 кг. Впрочем, его потенциал чувствуется в потоке машин, от которого он уходит весьма непринужденно. Но Clio RS сделал бы это более дерзко, поэтому разгонная динамика – не главный козырь Nismo и вообще турбо-Juke.
Выезжая на дорогу, включаю обратно ESP и обычный режим полного привода, а через несколько километров выбираю еще и режим Eco. В спортивном Juke уж больно усидчив, и на малейшее нажатие газа откликается, как на выстрел стартового пистолета, а затем разочарованно бубнит на высоких оборотах, когда осаживаешь его из-за машин впереди. Вот Eco – другое дело: скорость набирается плавно, но если приспичило кого-то обогнать, двигатель без колебаний выйдет на стратегические частоты. Есть еще режим Normal для ищущих золотую середину.
Я проникаюсь к машине особым доверием, потому что при активированной электронике да с полным приводом Juke невозмутим хоть на льду, хоть на талом снеге. Его характер усиливают компактные и видимые с места водителя габариты, поэтому на Juke удобно юлить по городу и парковаться. В смысле маневрирования он и вовсе чемпион, и можно было бы придраться к зауженному обзору через стекло пятой двери, но ведь есть камера заднего вида. На самом деле, я ей почти не пользовался, потому что у Juke развитые наружные зеркала и короткий зад, позволяющий развернуться в один присест там, где на обычной машине придется поегозить.
Nismo идет жестче обычного Juke (возможно, за счет низкопрофильной резины), но сам характер автомобиля предполагает такие настройки, поэтому пенять на это – все равно что набивать боксерскую грушу сладкой ватой. Зато он едет «плоско», не кренится и дает неплохую для гражданской машины связь по рулю.
Помимо нескольких акцентов в дизайне, Juke Nismo имеет перенастроенную систему выхлопа, которая уже на холостых оборотах долдонит о грядущем приключении: пым-пым-пым-пым. По большому счету, я бы не стал переплачивать за все эти примочечки, хотя когда они есть, воспринимаются органично. В этом, наверное, и смысл версии Nismo – показать потенциал.
Она окончательно расставляет все точки над i в моем отношении к Juke, потому что придает семейству законченность. Словно дочитал главу книги, объясняющую предыдущие перипетии. Вот она, выжимка из «жучьего» характера. Вот он, хот-хетч для реальной жизни. В нем есть и ожидание чуда, и само чудо.
Почти все эти качества есть и у обычного Juke, просто в Nismo они показаны с той мерой контрастности, чтобы развеять последние сомнения. Отличный автомобиль для горожанина: маневренный, не скучный, провокационный и одновременно лояльный. Он едет лучше иных купе, при этом просвет в 180 мм и короткие свесы делают его относительно проходимым: мы попробовали заехать в самый разбитый на нашей памяти двор, и Juke Nismo преодолел все колдобины в лоб, не поморщившись. Не скажу, что он готов к серьезным экспедициям, но грунт, полевая дорога или весенний двор – его стихия.
Минусы Juke тоже известны. Самый большой из них – очень уж скромный багажник, особенно у полноприводной версии. Ведь с моноприводом Juke имеет полузависимую заднюю подвеску, а под полом – этакое корытце для предметов второй необходимости. Полноприводные версии такой привилегии лишены – больно уж развитая у них независимая подвеска.
Немного места и на втором ряду, все-таки это автомобиль B-класса. Сам за собой я сажусь с небольшим запасом по всем осям, но если впереди водитель системы «сорок пятого размера надевал он башмаки», места на втором ряду может не остаться. Заужен и дверной проем.
Как я вижу, при моем образе жизни возможностей Juke было бы достаточно: все равно 95% времени езжу максимум с одним пассажиром, а багажник и вовсе пустует – насос, аптечка да пятилитровка омывайки. Тем более, у Juke можно сложить задние сиденья.
К сожалению, крест на возникшей было мечте о Juke Nismo ставит цена: от 1,092 млн рублей. За эти деньги можно купить Mercedes-Benz A-класс, Renault Clio RS, Mini Cooper и массу куда менее претенциозных, но практичных машин – скажем, огромный на фоне Juke Mitsubishi Outlander. Впрочем, сам по себе 190-сильный Juke с передним приводом стоит гуманнее верссии Nismo – от 883 тысяч рублей, а базовые Juke – от 649 тысяч. Мы специально протестировали всю линейку Juke уже после знакомства с Nismo, и главный вывод такой: они все одной крови. Даже базовый Juke едет достаточно весело, собранно и проворно, поэтому если вас не смущает его откровенная теснота и дизайн, это одна из лучших машин для города.
А что до дизайна, которым Nissan расколол аудиторию на любителей и ненавистников… Машины с таким потенциалом и не должны теряться в толпе. Кто-то проектирует автомобили, чтобы закамуфлировать личность владельца, смешать его с толпой. Практика показывает, что это самый надежный рецепт, потому что таких людей большинство. Но Juke изначально поставил на нон-конформистов и не дал слабину нигде: ни в дизайне, ни в интерьере, ни в управляемости…
Было бы много денег, подарил бы такой жене и потихоньку ездил сам.
Видеоролик рассказывает о нашем знакомстве с Nissan Juke Nismo, которое мы дополнили тестом обычного 117-сильного Juke для тех, кто не слышал об этой экстравагантной модели.
Фото: Фото автора и Андрея ВИННИКОВА, видео и монтаж Андрея ВИННИКОВА