Идиот. Заболтавшись с коллегой, останавливаюсь перед перекрестком с главной дорогой так, что нос Octavia RS слегка высовывается на пересекаемую проезжую часть. Слева накатывает фура. Дай, думаю, сдам назад: включаю заднюю, отпускаю сцепление и «Октавия» дергается ровнёхонько под фуру. Разошлись по сантиметрам. А все потому, что задняя передача включается, почти как первая, влево вперед, а поскольку ходы рычага короткие, с непривычки легко ошибиться. Надо же было выбрать для проверки этакое место...
Ну да ладно, когда перестала с перепугу ныть спина, мы с коллегой из Нижнего озаботились, что за звук преследует нас на каждом разгоне? Глухой, утробный рык, похожий на хлопанье оппозитных моторов, который по мере раскрутки двигателя сменяет грозовые обертоны на радостный звон. Он настолько убедителен, что мы заподозрили подвох: уж не аудиосистема ли генерирует эти смачные басы, чтобы компенсировать экологическую немоту мотора – так иногда делают производители спорткаров? И да, и нет: звук воссоздается не аудиосистемой, а специальным устройством под передней панелью, которое имитирует низкочастотный рык спортивного выхлопа, причем особенно громко в режиме Sport. Хотя, признаться, меня Skoda облапошила: я до последнего верил в отсутствие «силикона». Звучание вполне натурально и так верно обещает хлеба и зрелищ, что я хотел заблуждаться. Мы живем в век электронных протезов и синтезированных продуктов, и искусственный звук RS – не самый страшный из грехов.
Разгон до «сотни» – менее семи секунд. Да бог с ним, с «количеством» разгона, важнее его качество. Упрямая тяга двухлитрового турбомотора доступна с самых низов и не теряет оптимизма до тахометрических высот. Едешь по чешскому «автобану», где разрешены 130 км/час, забываешься и через пять секунд – 160 км/час. И это – на третьей передаче из шести. При столь эластичном моторе для бодрой езды достаточно нечетных передач: первой, третьей, пятой. Остальные три – это так, для гурманов.
И здорово, что Skoda оставила для RS-ки механическую коробку передач: да, робот DSG настолько расторопен и умен, что для рекордных заездов лучше выбрать его. Но если мы говорим об удовольствии от вождения, о слиянии с машиной – механика лучше. Сцепление схватывает в правильный момент, а короткоходный, деликатно тугой и точный рычаг коробки не дает покоя дурным рукам: щелкаешь передачи, скорее, ради тактильного ощущения хорошо смазанной щеколды. Кстати, конкретно эта особенность – не прерогатива RS-ки: у обычных Octavia шестиступенчатая механика оставила не менее приятное впечатление.
Единственный эргономический минус – строптивый подлокотник. В Octavia можно опустить кресло очень низко, но тогда при включении четных передач подлокотник нахально лезет под руку.
Во время недавнего теста я пожурил «Октавию» за двойственность руля около нулевого положения: микрокоррекции курса порой требуют больших углов поворота, чем ожидаешь (возможно, это было связано с шинами). Octavia RS точнее и демонстрирует практически эталонное чувство руля, который реагирует без промедлений, при этом прогрессивен и правильно «весит» – легкий на парковках, он по-спортивному тяжелеет не только по мере роста скорости, но и пропорционально перегрузке в повороте. Octavia RS в последнем поколении получила так называемое прогрессивное управление: отклики руля «заострены» при повороте на угол до 120 градусов. Соответственно, им проще управляться в городе, а на трассе те самые микрокоррекции выполняются с большей точностью.
Наконец, само шасси кажется непробиваемым, и хотя день был морозный, а кое-где на дорогах появилась опасная наледь, довести Octavia RS до нервенной дрожи ESP удалось едва-едва. Спокойная решительность, с которой она прогибает под себя очередной поворот, вынуждает пассажира хвататься за подлокотник, потому что от насквозь семейной «Октавии» вряд ли ждешь этакого рок-н-ролла. Прошлая RS тоже была быстра, но не так свирепа, а теперь в ее характере добавилось что-то от точильного бруска, твердое, с намеками на бескомпромиссность. Даже опрометчиво быстрый вход в поворот Octavia переводит в шутку, и отчасти благодарить нужно имитацию активного дифференциала XDS: ESP подтормаживает разгруженной колесо и делает прививку от преждевременного сноса.
А еще у нее отменная информативность тормозов, что позволяет в каждом повороте оставлять себе отмеренный запас на ошибку.
Наверное, правильнее считать, что прошлую RS-ку заменила 180-сильная Octavia 1.8 TSI, и это касается не только идентичной динамики разгона, но отчасти и характера. А новая RS пошла дальше, и помимо количественного роста мускулатуры, появились нужные акценты. Теперь RS звучит как спортивный автомобиль и каждый поворот для нее – это приятный вызов. Вызов ее когтистому шасси и нервам пассажира.
Но вот вам обратная сторона медали: Octavia RS – это как кофе с двойной дозой кофеина. На ней можно ехать спокойно, но свою суть она скрывает нехотя. Даже на ровных чешских дорогах чувствуется параноидальный интерес к профилю асфальта, холерично бубнит мотор (особенно, если взбираешься в гору на высших передачах), сиденье не дает тебе расползтись в уютную кляксу. Ехать на ней расслабленно – что дремать в спортзале: можно, но глупо. Octavia RS слишком обостряет чувства, слишком вовлекает в процесс управления, чтобы превратиться в безразличного пожирателя километров.
Впрочем, не поймите превратно: на фоне большинства горячих хетчей, вроде Renault Megane R26, Opel Astra OPC или Mini Cooper S, новая Octavia RS спокойнее и не претендует на статус машины исключительно выходного дня – даже бубнение выхлопа можно отключить. Ее суровость легко игнорировать, а в остальном она поклоняется типичным идолам Skoda: хорошая оснащенность, просторные задние сиденья и огромный багажник-трансформер. Можно ли на ней ездить каждый день? Не вижу причин, почему нет.
Просто если вы ищете быстрый семейный авто и только – «Октавы» с движком 1.8 TSI и даже 1.4 TSI достаточно за глаза. И те спортивные радости, которые отличают версию RS, оценит лишь человек, инфицированный микробом стритрейсерства, пусть даже заболевание протекает в латентной форме.
Вы готовы время от времени выезжать на гоночную трассу? Готовы «рвать» со светофора снобов на премиум-авто? Вам нравится не просто добраться до озера, но сделать это в такой манере, чтобы едущие позади друзья сказали: «Вау, вот ты псих!» (через полчаса после того, как вы уже прибыли на место)? Вот тогда вы сольетесь с Octavia RS в полной гармонии, ибо крепко сбитое «фольксвагеновское» шасси MQB дышит здесь полной грудью.
Мои ощущения подтвердил один товарищ, живущий в Чехии: «Пару месяцев назад ехал в Германию на Skoda Octavia RS. Возвращался обратно на пятилетней Камри. Это земля и небо. В Skoda сидишь, как в офисном стуле, – вроде и удобно, но расслабиться не получается. После шестичасового путешествия в ней хотелось либо на прогулку с любимой собакой по лесу, либо со стаканом виски в джакузи. Не моё однозначно. Другое дело «Камрюха» – как дома на любимом диване. Мягко, плавно, комфортно. Очень понравилась. Жалко, что не минивэн».
Но лично я поддерживаю Skoda в их порыве усугубить RS-ку еще сильнее: в конце концов, модельный ряд Octavia бескраен. Полдюжины двигателей, два типа кузовов, возможность установить полный привод... И пусть вершина модельного ряда будет не просто линейной интерполяцией обычных Skoda, а качественно другим автомобилем, который субъективно гораздо более спортивен, чем можно предположить по минимальным отличиям во внешности.
Другое дело, что Octavia RS вряд будет дешевле Golf GTI, а он тянет на 1,3 млн рублей. В Британии, к примеру, Octavia RS на 3000 фунтов доступнее GTI, но в России два бренда стоят примерно одинаково, так что если ценник и будет ниже, вряд ли намного. А потому описать ее целевую аудиторию сложно. Стритрейсерам дорого, пижонам скромно, богачам – не тот бренд... Зато если называть машину, которую я хочу выиграть в лотерею, то это Octavia RS.
Комбикорм
В будущем году Skoda начнет поставки в Россию универсалов Octavia Combi нового поколения. По ездовым качествам «Комби» мало отличается от лифтбэка, зато есть, что посмотреть внутри. Подробности – в нашем фотоотчете.
Полноприводные Octavia Combi 4WD получили систему с муфтой Haldex пятого поколения: она работает с большим преднатягом, чем прежде, и по заявлению разработчиков «схватывается» полностью быстрее. Поэтому «шкодовцы» называют полный привод постоянным, дистанцируя его от систем с электронно-управляемыми муфтами, которые популярны на кроссоверах. В любом случае, даже при езде по асфальту часть момента подается на задние колеса.
Универсайлинг
Смысл появления Octavia Combi был нам особенно понятен здесь, в Чехии, потому что чехи, как и многие европейцы вообще, помешаны на универсалах. Здесь они играют ту же роль, что у нас паркетники: практичные, иногда – престижные автомобили на все случаи жизни. Мы сделали небольшую фотоподборку универсалов в Чехии.
Чехия: Карловы Вары – Прага
Маршрут поездки пролегал в окрестностях Карловых Вар и города Плзень, финальной точкой была Прага.
Благодарим Skoda AUTO Россия и компанию «Легион Моторс» за помощь в подготовке материала.
Фото: Фото автора и компании Skoda