Данная статья неоднократно публиковалась и тиражировалась. Но вопросы, затронутые в ней, задают вновь и вновь. Абзацы, касающиеся составления протокола, распечатайте и бросьте в бардачок.
Отправляясь на автомобиле в путь, нужно быть готовым к остановке инспектором, в том числе психологически. Необходимо воспитать в себе определенный настрой.
Для этого в первую очередь определитесь с вашей целью в этой встрече. Чего вы от нее ждете? Если вы хотите стать звездой ютуба, качая права и снимая все на видео, то линия поведения одна. Если ваша цель быстрее попасть из точки А в точку Б, то линия совершенно другая. Если за любое нарушение вы готовы откупаться, давая взятку, – третья.
Для начала запомните, что инспектор – такой же человек, как и вы. У него тоже есть семья, дети, родители. Он просто выполняет свою работу. Точно так же, как и в любом другом коллективе среди инспекторов большинство – обычные нормальные люди. Но и как в любом другом коллективе найдутся люди в любой момент готовые поскандалить.
Инспекторам на дороге банально скучно. Опыт общения у них огромный. Пока водитель только выходит из автомобиля, инспектор по его поведению, жестам, походке, выражению лица заранее определяет, кто будет совать взятку, кто будет плакаться, кто – угрожать. Если вы сумеете выйти за рамки стереотипа, и разговор с инспектором пойдет по вашему сценарию, то вполне возможно абсолютно законно получить «замечание». И вам наука – впредь не нарушать, и инспектору меньше проблем – не возиться с бумагами.
«Замечание» объявляется в связи с малозначительностью правонарушения. Если правонарушение никаких последствий не повлекло, то инспектор по Закону имеет право «объявить замечание» и отпустить с миром. Замечание не объявляется только за правонарушения, связанные с состоянием опьянения.
«Предупреждение» – одно из наказаний, при котором выносится постановление точно так же, как при штрафе или лишении прав.
Инспекторы их путают, а я использую путаницу, взяв ее за основу разговора с инспектором. Некое подобие «домашней заготовки» на случай нарушения. Ведь от нарушений никто не застрахован.
Когда меня останавливают, и правонарушение действительно имеет место, то я прямо так и спрашиваю:
– Может, ограничимся замечанием?
– Замечание за это правонарушение не предусмотрено.
– Это предупреждение не предусмотрено. А замечание, согласно Постановлению Пленума Верховного Суда, не объявляется только за правонарушения, связанные с «пьянкой».
– А вы кто?
С октября 2006 года, когда этот алгоритм был придуман, меня останавливали за правонарушение пять раз. И этот вопрос задавался всегда. Инспекторы не любят ходить в суды. Инспекторы могут получить нахлобучку от начальства, если их постановления успешно обжалуются. Поэтому их всегда настораживает, если перед ними гражданин, разбирающийся в законодательстве.
– Я простой водитель, который самым нелепым образом лопухнулся. Признаю и сожалею. А замечание – это в связи с малозначительностью. Даже протокол не составляется.
Инспектору сообщена моя цель и законный способ отпустить меня с миром. Вы можете придумать свой сценарий, до и после этого диалога. Главное, чтобы он был нестандартным. Теперь надо дать ему время подумать, и вести разговор к окончанию. Например:
– Да я не злостный. Последний раз мне выписывали штраф в мае 2010. Превысил скорость на 21 км/ч – 300 руб. Обжаловал в суде по погрешности прибора. Штраф снизили до 100 руб.
В трех случаях из пяти водительское удостоверение мне возвращали с пожеланием впредь не нарушать, что, в принципе, и стараюсь делать. В одном случае протокол был составлен, но на рассмотрение так и не был передан. Таким образом, алгоритм сработал с вероятностью 80%.
Если дело дошло до протокола, то ваша задача - абсолютно точно и правильно соблюсти формальности.
Во-первых, пока инспектор заполняет протокол, возьмите себя в руки, проиграйте ситуацию еще раз и четко представьте, что вы хотите записать в протокол в графу «Объяснения».
Во-вторых, когда вам передают протокол на подпись, уточните, можете ли вы сразу забрать копию. Если нет, то попросите инспектора дописать все, что он считает нужным. Объясните, что, если вы его вернете инспектору вместе с копией после подписания, он туда может сделать любые дописки, которые в итоге будут заверены вашей подписью. А это несправедливо.
В-третьих, не расписывайтесь за разъяснение вам ваших прав. Инспектор буркнет, что ваши права написаны на обороте. «Читать свои права самостоятельно» и «разъяснять права» – два абсолютно разных понятия. Ответьте, что, если вы поставите подпись, то до вас доведены все ваши права, в том числе святое право – врать. А раз вы не расписались, то вы не знали, что можно врать, а потому говорили и писали только правду, и вам это пригодится при рассмотрении дела.
В-четвертых. Не пишите ничего под диктовку инспектора. В принципе вопрос: «А что тут писать?» – задать нужно. Когда он вам будет подсказывать, он будет считать, что именно его подсказки вы и запишите. То есть с его стороны попыток вырвать протокол или поторопить вас не будет. И вы спокойно запишите свои объяснения.
Запомните: «Чистосердечное признание – прямой путь в тюрьму», – О.Гринберг. Если инспектор говорит: «Напишите, что спешили на поезд», – то это прямое признание вины. Опоздание на поезд (самолет, к теще на блины и т. д.) – не повод нарушать ПДД.
Ваши объяснения, записанные в протокол, имеют огромный вес при рассмотрении дела.
В-пятых, запишите, что вам требуется юридическая помощь защитника. Если водителю грозит штраф, но водитель не согласен с нарушением, то инспектор обязан составить протокол. Инспекторы имеют указание выносить постановления о штрафах сразу после составления такого протокола. Формально такое постановление отвечает требованиям закона, но начальник освобождается от участия в рассмотрении. Если вам не была предоставлена юридическая помощь, а постановление вынесено, то вероятность его отмены близка к 100%.
Если на разборе возникнет вопрос: «А где ваш адвокат?» – можете ответить, что юридическую помощь вы уже получили, а приглашать адвоката на рассмотрение для вас – непозволительная роскошь.
И, в-шестых, подпишите протокол в двух местах. В одном месте как лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, в другом – за получение копии протокола. Оторвите копию протокола и положите себе в карман.
Со старых времен бытует мнение, что в случае несогласия с протоколом его подписывать не нужно. Это заблуждение. Не поставив подпись, водитель в первую очередь демонстрирует свое невежество.
Если вам не повезло, и вы нарвались на инспектора-скандалиста, то в случае конфликта он обязан вызвать на место своего начальника.
Если конфликт назревает, а инспектор вызывать начальника и не думает, то не надейтесь дозвониться по телефону, указанному на автомобиле ДПС, или по телефону 02 и пожаловаться на инспектора. По первому телефону банально не берут трубку. В лучшем случае вы услышите монолог автоответчика. Полтора года назад после ДТП с пострадавшим, свидетелем которого мне довелось быть, с трех сотовых телефонов пытались дозвониться в течение 12 минут по телефону 02. Занято! Телефон дежурного по городу и области должен быть у вас где-то записан.
Оптимальный алгоритм разговора с дежурным предложил Г. В. Бадьин (г.Екатеринбург). В начале разговора кратко, но точно описываем конфликтную ситуацию, а затем говорим: «Своим правом обжаловать нарушение моих конституционных прав я воспользуюсь, но сейчас я требую выполнения ст.1.6 КоАП и прошу Вас вмешаться и прекратить заведомо незаконные действия ваших сотрудников, явно нарушающих мои гражданские права и свободы, что попадает под диспозицию ст.286 УК о превышении должностных полномочий».
Юрий Панченко известен как автор книги «Водитель-инспектор. Разговор на равных» (издана совместно с интернет-сообществом «Юридическая грамотность автомобилистов») – книги, в которой в доступной форме объясняются нюансы правовых отношений сотрудников полиции и рядовых автомобилистов в наших реалиях. Юрий является также преподавателем автошколы, автоюристом и занимается выпуском иллюстративных материалов для объяснения правил дорожного движения.