Стою перед открытым багажником в растерянности. Переиначивать поздно. Ехать страшно. Конечно, я сам виноват – мог бы проверить заранее. Но я попросту не подозревал подвоха в машине такого класса.
На часах семь вечера, выезжаем в три утра, а у Volvo V60 нет запаски, нет докатки, нет домкрата, нет балонника… И не потому, что забыли положить, а потому что не предусмотрено! Под полом багажника обнаруживается сиротливый ремкомплект и апофеоз шведского юмора – аварийный треугольник. Лучше бы положили револьвер с одним патроном.
Мы ехали за 650 километров от дома через Уральские горы в такую глушь, где шины размерностью 235/40 R18 не сыщешь в радиусе 250 км. А если порежем боковину где-нибудь на трассе? Да в дождь? Конечно, сидя за компьютером, легко придумывать варианты спасения, но мысль о проколе в пути бросала меня в холодный пот. Эвакуатор, даже если удастся его вызвать, сожрет весь бюджет поездки.
Я не могу понять логику Volvo. В конце концов, машина продается в России официально, и это не городская чахотка, а мощный универсал, всем своим видом зовущий в путь. В отчаянии я полез на сайт Volvo, который успокоил обещанием, что приложение Volvo on Call для смартфона позволит вызвать помощь нажатием кнопки. Охотно верю, что в случае серьезной аварии система здорово выручит, но заморочится ли Volvo доставить запаску клиенту, застрявшему в пять утра между Симом и Миньяром? И даже если так, замена колеса на месте в десять раз быстрее и бесконечное число раз дешевле...
Была шальная идея стрельнуть запаску нужно размерности у какого-нибудь доброго дилера, но тут выяснилось, что такое грандиозное колесо займет почти весь багажник, объем которого по паспорту на удивление невелик – всего 430 литров.
Кромешный водительский ад
Ну да ладно, это был негатив первого вечера. Вопреки страхам багажник оказался не так уж мал – у него развитая погрузочная площадь, для каждодневной поклажи места достаточно, а туристический скарб мы уместили, свернув шторку. Вот она, прелесть универсалов: когда приспичит, они способны на борт взять в два раза больше грузов, чем соразмерные седаны.
У вас может возникнуть вопрос, зачем я вообще взял на тест Volvo V60, и отвечу – здесь нет никакой рациональной подоплеки, просто любовь. Универсал понравился мне настолько, что, когда забрезжила перспектива дальней поездки всей семьей, я остановился на нем без колебаний.
V60, кстати, – одна из работ нынешнего шеф-дизайнера АВТОВАЗа Стива Маттина, и если в будущем уровень эстетического совершенства Lada будет примерно таким, я голосую за.
Машину я взял у фирмы по прокату автомобилей, и вообще нахожу аренду недооцененным способом решения автомобильных проблем. Банально, недельный прокат дешевле, чем разница в цене страховки моей нынешней машины и этого Volvo (я не говорю про разницу в их стоимости). А поскольку крупный и мощный автомобиль нужен примерно раз в год, прокат автомобилей получается даже рентабельным.
Мы выдвинулись в четыре утра, надеясь проскочить горные перевалы до пробуждения дальнобойщиков. Уж лучше бы не торопились! Первые часы стали кромешным водительским адом: ливень и тьма, нервный блеск дороги и зарница дальнего света встречки, засвечивающая горизонт. Ты играешь в жмурки, двигаясь на ощупь близорукого пучка света, который отделяет тебя от кромешной, полной неприятностей черноты. Лужи, притаившиеся в колеях, пробуждаются холодящим шипением, и нервные вибрации говорят о скорой кончине сцепных свойств. Подсознательно я сжимаю руль так крепко, что кисти рук начинают ныть, превратившись в заклинившие тиски.
Мы с «Вольво» прислушиваемся и принюхиваемся друг к другу, постепенно выходя на волну взаимного доверия. Широкие шины – это плохо: острее реакции в колеях, меньше иммунитет против аквапланирование. Длинная база и система стабилизации – это хорошо. Попав в очередную лужу, замечаю легкие рывки, которыми ESP противостоит этой чертовой погоде. Очень скоро мы узнаем, что погода эта спровоцирует эпидемию наводнений к югу от нашего маршрута.
За время поездки я много думал о колесах, и не только ввиду отсутствия запаски. Вот взять этот V60 – красивый автомобиль требует красивых дисков, не поспоришь. Но хоть я и запал на V60, с удовольствием променял бы 18-ые катки на что-то более приземленное, 16-дюймовое и, возможно, на стальном диске. А от шикарной легкосплавщины – сплошные тревоги. Подозреваю, что подвеска V60 достаточно комфорта, ибо она хорошо отфильтровывает мелочевку и отлично держит кузов на волнистой мускулатуре дороги. Но характерные толчки на среднеразмерных неровностях очень знакомы по другим машинам на низкопрофильной резине, и толчки эти, вероятно, обусловлены неспособностью «спортивной» резины гасить энергию за счет податливости боковин. В результате, к концу первого дня пассажиры заднего ряда отметили некоторую тряскость автомобиля.
У прокатной компании был также 250-сильный седан Volvo, и я сознательно променял лишние 70 л.с. на более экзотичный кузов универсал. Но, когда мы умяли внутрь «Вольво» пять человек и весь багаж, автомобиль присел, наморщив задние арки на свои роскошные колеса. И тут возникла тревога, хватит ли мощей 1,6-литрового 180-сильного турбомотора, для быстрых и четких обгонов, ведь помимо ливня, темноты и полной загрузки, против нас работал горный рельеф с затяжными подъемами.
Мотор не разочаровал. Еще в городе порожняя машина впечатлила легкостью на разбеге, но и полная загрузка не заставила мотор скиснуть. За счет наддува он упорствует уже с низких оборотов, а робот Powershift меняет передачи с рвением, но без рвачества. При резком педалировании возникают традиционные для автоматических трансмиссий паузы, иногда подергивания, но не более чем на других машинах сегмента. В общем, Volvo V60 оказался надежным партнером во время обгонов, и несмотря на трудности предрассветных часов, к утру нам удалось довести среднюю скорость до неплохого показателя 88-90 км/час. Расход топлива при таком режиме составил 9,9 л/100 км, что выглядит солидной цифрой, но нужно сделать скидку на сравнительно агрессивную езду и лишние 350 кг.
Когда рассвело, погода улучшилась, стало возможным ослабить хватку руля и разглядеть салон. Мне нравится строгое оформление интерьера Volvo V60, создающего ассоциацию с аккуратным домиком на берегу северного озера, дизайнерской мебелью, вышкуренной финской сауной и другими атрибутами умиротворенной скандинавщины. Свежо, лаконично, без вычурности.
Четыре одинаковых «кругляша» плюс иконостас кнопок, напоминающий клавиатуру сотового телефона Nokia, требует некоторой привычки, но логика присутствует. Макет человечка, с помощью которого можно управлять распределение потоков – тоже хорошая идея, хотя климат Volvo в автоматическом режиме работал настолько ненавязчиво, что помощь «дроида» не понадобилась.
Но вот почему в комплектации с электроприводом сидений нет такой мелочи, как USB-разъем под флешку и заднего парктроника? И хоть я и не поклонник излишней кибернетизации машины, в пути остро не хватало датчика дождя.
Метросексуал
Скандинавское настроение есть и в ездовых повадках машины. Я знаю, что Volvo стремилась придать линейке S60/V60 спортивные нотки, всеми силами избавляясь от имиджа транспорта для пенсионеров и педантов, который сформировался у марки за годы выпуска машин самобытных, безопасных и жутко долговечных. Один товарищ накатал на Volvo P1800 (кстати, очень красивом) более 5 млн километров и похоже, завещает свое дело внукам.
Современный Volvo, вероятно, ближе к мейнстриму, чем когда-либо, и широченные низкопрофильные колеса тоже стоит отнести на счет попыток растормошить машину. Удалось ли?
Volvo не едет, как немецкие машины, он едет по-своему. BMW 3 более провокационен, Audi A4 кажется более невесомым, а в Volvo чувствуешь основательность старосветской вещи. Поначалу его повадки кажутся чуть тяжеловесными, лишенными немецкой дерзости, но, попав на шведскую волну, начинаешь ценить эту северную флегму, размеренность пульса. Его туговатый руль дает хорошее чувство курса, педали правильно «весят», реакции машины лишены острых углов и в то же время очень пропорциональны. Дополняет картину хорошая шумоизоляция, и на гладком асфальте, бывает, в машине наступает почти сюрреалистичная тишина. Есть в ней и порода, и стать, и эту умиротворяющую гармонию нарушают разве что те самые низкопрофильные шины, ведущие несмолкаемый счет неровностям.
Цель нашего путешествия – глухая деревня Куштиряк на границе Башкирии и Татарстана покорила всех своей дикой красотой и удивительным уровнем цивилизации: в домах есть Интернет, спутниковое телевидение, так что «глушь» вовсе не значит «дичь». Люди работают, село развивается, в каждом дворе – по автомобилю и трактору. Между тем до ближайшего крупного города – Уфы – 250 км. А воздух тут... А сметана... М-м-м...
У Volvo V60 не самый большой просвет, но даже уехав за сотни километров от федеральных трасс, мы не испытывали особых сложностей: хорошая асфальтовая дорога тянулась до самой деревни. Несколько раз съезжали на близлежащие грунтовки, но и здесь просвета хватило, и наибольшую опаску вызывала уже осточертевшая сохранность колес.
На фоне сельских пейзажей V60 смотрится чужеродно: слишком изысканный, слишком не тутошний. Универсал хоть и должен быть рабочей лошадкой, здесь баланс смещен в пользу эстетики, чувственности. Если на иных «вагонах» в самом деле охота повозить холодильник или мотоблок, то Volvo V60 похож на метросексуала, которому мышцы нужны отнюдь не для разгрузки вагонов. V60 не режет глаз на парковке возле театра или серьезного учреждения, а в деревеньке вызывает удивление и легкое непонимание.
Обратно мы выдвинулись на рассвета. Я так и не оценил концепцию ночных путешествий – муторно, опасно. Путь домой прошел в самые трафиковые часы, и вот парадокс – времени потратили ровно столько же, семь с половиной часов. Да, днем препятствий больше, но и обгонять легче, так что на круг риск ночной езды не оправдывает эфемерный выигрыш во времени.
Если бы не тревоги насчет колес, я бы поставил Volvo V60 высокую оценку. Он подкупает сбалансированностью качеств, северным хладнокровием, самобытностью, и хотя я не уверен, что создатели пытались придать ему именно такие черты, вовсе неплохо, что он сохранил нотки тех «Вольво», что полюбились нам еще в 90-х. Шведская симпатичность в практичной упаковке. Или наоборот.
Фото: Фото автора