С легким волнением ты прикидываешь: интересно, а на этот склон залезет? А из той вон лужи выгребет? А с гребня сиганет? Но проходит минут двадцать, и карьер вдруг становится тесным.
Этот багги-джип «Урал-Моторс» залезает, выгребает и прыгает отовсюду, а потом требует добавки. На этой трассе, где во время презентаций пафосно тарахтят и пыжатся «Тауреги» и «Ленд Роверы», его просто нечем удивить! Он ищет настоящего бездорожья, чтобы был повод хотя бы включить полный привод, а то ведь я рассекал, не удосужившись даже задействовать передок. А зачем? Двигатель сзади, основная часть массы – тоже, шины зубастые, так что двумя колесами он гребет так, как большинству распухших от средств комфорта внедорожников и не снилось.
Впервые в жизни я ехал за рулем автомобиля, оценивая препятствия по-пешеходному. Если здесь пройдет человек, значит, проедет и багги. В автомобилях ты все время додумываешь, делаешь скидку на их массу, просвет, пороги, бампера… Но сейчас я могу просто ехать поперек буераков, не боясь что-нибудь оторвать, потому что рвать тут почти нечего.
Но как же, черт возьми, душно! И не только мне – вон и стрелка температурного датчика ползет к критическим 115 градусам, и я не знаю, особенность ли это конкретной машины или багги не рассчитаны на длительную езду с серьезной нагрузкой.
Жару в салоне можно победить, если отстегнуть состоящий из трех частей тент, заодно улучшив обзорность, потому что через боковые окна из плотного полиэтилена и так-то видно не очень, а уж когда они залипли грязью, угол обзора стал совсем военный – только вперед.
Но с отстегнутым тентом ждет другая проблема: внедорожные шины так лихо мечут грязь, что стоит заехать в маломальскую лужу, рискуешь получить плевок прямо в рожу – тут уж как повезет. Поэтому перед штурмом топи мы не только надеваем тент, но и проклеиваем его нижний периметр скотчем. Это помогает, но лишь отчасти: сверху ничего не летит, но сквозь пол сочится вода, и через минуту уровень уже такой, что можно разводить мальков.
Сразу скажу, что по автомобильным меркам мини-джип UralMotors, мягко говоря, не слишком комфортен. Начинается все с посадки, которая требует особенной ловкости для версии «Дискавери Спорт», лишенной дверей (ее я попробовал в шоу-руме). А «Дискавери Классик», что был на тесте, двери имеет, но если ты установил тент да еще проклеил его скотчем, залезать все равно непросто. Забавно, что двери не имеют внутренних ручек – только наружные.
Внутри тесновато: при моем росте 1,8 м колени торчат вверх, хотя в рулевую колонку не упираются – это плюс. Но вот по ширине запаса почти нет, так что крупным людям вряд ли будет удобно. На ходу автомобиль трясется и козлит, а двигатель грохочет за спиной, и субъективно «Дискавери» напоминает раллийную машину. Красивое на вид сиденье не имеет профиля, поэтому нижнюю часть спины держит плохо. Вывернуть руль на стоящей машине тяжело, а на ходу приходится крепко держать его в руках: тут все по-серьезному.
Но давайте сделаем скидку, что это не полноценный автомобиль, а внедорожный багги, а если уж совсем строго – квадроцикл или мотовездеход. И я думаю, по меркам своего сегмента UralMotors неплох: по крайней мере, сидишь в обычной позе и держишься за руль, да и расположение руля, педалей и рычага коробки передач близко к привычному. Правда, проникшая в салон грязь сделала педаль сцепления нереально скользкой, но приспособиться можно. Мини-джип требует перекалибровать свои водительские навыки, однако для автомобилиста сделать это на порядок проще, чем привыкнуть, например, к квадроциклу со всеми его нюансами – необходимостью переносить массу, наваливаться на руль перед поворотом и т.д.
И уж когда доходит дело до экстрима, на эргономику вообще перестаешь обращать внимание, ведь эта машина не для релакса, а наоборот: каждый километр – как банка «Ред Булла».
Конструкция аппарата, кстати, весьма грамотна. В основе – пространственная стальная рама, к которой крепятся независимые двухрычажные подвески. Жесткость амортизаторов и клиренс регулируются, как у спортивной машины. Тормоза на всех колесах дисковые, а оба межколесных дифференциала блокируются – среди гражданских внедорожников таким может похвастаться разве что «Гелендваген». Днище практически гладкое, просвет – 30 сантиметров, база короткая, свесов почти нет, что и создает тот эффект «пешехода», когда едешь, словно пешком идешь. И застреваний он не боится – на крайний случай есть лебедка, мощные буксировочные проушины, а главное – малая масса. Два крепких мужика без труда поднимут передок этой машины.
Двигатель от Cheri QQ мощностью 53 л.с. вместе с пятиступенчатой коробкой передач установлен сзади и довольно высоко – пробить картер можно, наверное, лишь сбросив машину с пятиэтажки. Воздухозаборник находится в задней верхней части машины, поэтому штурм водоемов с разбегу – плевое дело. Бензобак объемом 25 литров расположился спереди.
Первая передача – очень кроткая, имитирующая понижайку, поэтому в обычных условиях можно без труда стартовать со второй.
Короче говоря, этот автомобильчик во многом повторяет конструкцию серьезных внедорожных багги вроде тех, что участвуют в «Дакаре» и трофи-рейдах. Несмотря на шильдик UralMotors он разработан в Китае, а в Миассе происходит лишь сборка машинокомплектов.
Конечно, интересно было бы оценить надежность конструкции, ведь для серьезных покатушек или участия в соревнованиях нужно быть уверенным в технике. Визуально UralMotors кажется вполне аккуратным, а вот крепость рамы, надежность сварных швов и протяжку соединений можно проверить лишь длительным тестом. С другой стороны, как минимум его конструкция ремонопригодна. Жаль, основные узлы, вроде двигателя и трансмиссии, ничем не закрыты от грязи.
Еще одним белым пятном является фактическое отсутствие багажного отделения: пространство впереди занято бачками для технических жидкостей, а грузовая решетка над мотором позволяет разве что примотать рюкзак средних размеров. В салоне имеется микроскопический бардачок (скорее, даже очечник), в котором, правда, естьUBS выход для магнитолы! А что – на такой машине хочется гонять под энергичную музыку.
К сожалению, джипчик «Урал-Моторс» недешев и стоит около 500 тысяч рублей, то есть как полноценный автомобиль. Соответственно, миасский завод позиционирует его, как автомобильчик для отдыха богатых людей. Когда проходит первый шок от прайс-листа, цена уже не кажется завышенной: хороший квадроцикл может стоить 650-800 тысяч.
Правда, большинство сторонних наблюдателей видят в нем пляжный автомобильчик, что-то вроде гольф-карта, на котором можно прокатиться по лужайке вокруг дома, пока жарится барбекю. При этом гольф-карт можно было сделать куда более примитивным и доступным, заменив автомобильный мотор электродвигателем, а сложное шасси – плоской рамой с простейшими подвесками. Но UralMotors – это именно внедорожник, покорение лужайки на котором быстро наскучит, и который требует определенных организационных усилий для полноценного использования. Нужно найти интересные места, доставить туда машину, взять запасную одежду, топливо, запчасти… В общем, целевой аудиторией являются те же люди, что покупают квадроциклы и снегоходы.
Что касается доставки до места, то мини-джип может ездить по дорогам общего пользования, потому что по документам является квадроциклом, однако не скажу, что это очень приятное занятие. Тесно, душно, шумно и главное – страшно. Прилетит в лоб кто-нибудь крупнее стрекозы и адьез.
Ставить на учет аппарат нужно в «Гостехнадзоре», получать права – там же. Ездить на нем без соответствующей категории не советую: ГИБДД проявляет к машине особое внимание, и шансов проскочить мимо поста не так уж много – проверили на себе.
Зато ездить на нем до жути увлекательно. Если обычные машины все время загоняют тебя в рамки, то мини-джип раздвигает их. Я ездил-то на нем всего ничего, но сразу обрел уверенность, которая объясняется просто – в отличие от обычной машины, здесь есть колоссальный запас на ошибку. Традиционные страхи пробить подвеску, оторвать выхлопную трубу или снести бампер для этого аппарата просто неактуальны. С отчаянием разорившегося брокера ты сигаешь с круч и прыгаешь с трамплинов, а джипу все нипочем: чем жестче его используешь, тем больше он тебе нравится.
Он позволяет наметить сложную, недостижимую цель – какой-нибудь овраг или топь – затем подумать, как лучше справится с задачей, выбрать необходимые средства и проверить свое мастерство на практике. Многочисленные внедорожные примочки, вроде лебедки и блокировок дифференциала, превращают его в достаточно профессиональный инструмент, который по меркам обычных водителей имеет потенциал «на вырост».
Но все-таки для полноценных покатушек нужен трейлер для доставки машины к месту и полная экипировка, включая шлем. Соответственно, без лишнего миллиона в кармане оценить его на 100% не удастся.
И конечно, первый вопрос, который возникает почти у любого стороннего наблюдателя: а чем он лучше УАЗика?
Я долго думал над ответом, перебирая разные варианты, мол, UralMotors легче, юрче... Но потом понял, что для целевой аудитории – состоятельных любителей экстрима – мини-джип просто оригинальнее: приедете вы на вечеринку к хозяину такого вот аппарат, и непременно напроситесь потестировать, не так ли?
Конкуренты мини-джипу UralMotors Discovery
Технические характеристики Ural Motors Discovery.
Фото: Фото автора