«Пьяные» аварии в России случаются едва ли не каждый день. И даже после громких ДТП, вызвавших общественный резонанс, количество водителей с алкогольным амбре не уменьшается. Подтверждением тому служат результаты повсеместных «сплошных» проверок. В связи с этим депутаты Госдумы в первом чтении приняли законопроект о существенном ужесточении наказания за езду в нетрезвом виде. В свете замаячившего на горизонте драконовского законопроекта, стала особенно актуальна тема возвращения допустимого промилле – минимальной дозы алкоголя в крови водителя, которая не приведет к наказанию. Единомышленники депутата Вячеслава Лысакова, активно продвигающего данную поправку, говорят, что это не отмена «сухого закона», а лишь «страховка» для невиновных водителей, которые могут пострадать из-за неточности алкотестера или естественных особенностей своего организма.
Председатель отделения межрегиональной общественной организации автомобилистов «Свобода выбора» Алексей Бруй считает, что «абсолютного нуля» не существует. «Кого следует считать пьяным водителем? – говорит Алексей Бруй. – Ни один человек не сможет вычислить 0,1 или 0,2 промилле по внешним признакам. Таких признаков просто нет – человек трезв. Идеальных, «нулевых» измерений не бывает, их нечем измерить. Все приборы имеют определенные погрешности, при этом судебная практика показывает, что суды подходят к вопросам формально. В Москве статистика пьяных показывает, что 0,1-0,2 промилле показывает у 10% от всех пойманных за «нетрезвость» водителей. Получается, что 10% трезвых водителей наказали ни за что. А при учете сегодняшних поправок, получается что 10% невиновных пойдут под уголовную ответственность. Это нормально? Состояние опьянение должно быть четко прописано».
Главный врач клинической наркологической больницы Борис Изаровский предлагает установить в качестве порога опьянения 0,3 промилле алкоголя в крови. «Я за то, чтобы человек был защищен, – говорит Борис Изаровский. – Я не за то, чтобы пили – должна быть честность. Разрешенные 0,3 промилле – это нормально, плюс максимальная погрешность в 0,15 промилле, то есть если прибор покажет 0,4 промилле, то мы считаем человека трезвым».
Минимальный порог содержания алкоголя в крови был отменен в 2010 году. Тогда водитель считался трезвым, если уровень алкоголя в его крови не превышал 0,3 промилле. Данная норма была научно обоснована в НИИ наркологии. «При показаниях в 0,3 промилле признаки опьянения отсутствуют, – говорит правозащитник, представитель интернет-сообщества «Юридическая грамотность автомобилистов» и автор одноименной книги Юрий Панченко. – Существование нормы «нулевой промилле» сильно подставило врачей и сотрудников ГИБДД. Если при уровне меньше 0,3 промилле пишутся признаки состояния опьянения, то, скорее всего, и сотрудник ГИБДД, и врач просто напросто врут».
По словам Бориса Изаровского, в крови человека существует «эндогенный алкоголь», который вырабатывается в процессе жизнедеятельности. Незначительное количество алкоголя содержится и в кисломолочных продуктах, ржаном хлебе, бананах, а также медицинских препаратах. «У нас всех содержится этанол в организме, – говорит нарколог. – Но не может у здорового человека «зашкаливать» эндогенный алкоголь. В противном случае человек может быть болен, к примеру, диабетом. В нашей практике такие случаи не встречались».
Известно, что после отмены минимальной допустимой дозы алкоголя Россия встала на один уровень с Саудовской Аравией, ОАЭ, Оманом – государствами, где с распитием все строго. Кроме того, нулевые нормы приняты в Казахстане, Азербайджане и Узбекистане.
Во многих развитых странах законы позволяют и более внушительное содержание алкоголя в крови водителя, чем прежние российские нормы. Так, во Франции, Германии, Аргентине, Австралии, Австрии, Бельгии, Португалии, Испании, Швейцарии, Италии существует порог в 0,5 промилле. Порог в 0,2 промилле установлен законодательством Китая, Норвегии, Польши, Эстонии и Швеции.