Привычка ездить не по правилам, а по интуиции, удобна. Но лишь до первого ДТП. Иногда полезно перечитывать тонкую книжонку, регулирующую дорожное движение, но обычно нам лень и нет времени. Чтобы чуть облегчить вашу задачу, мы собрали воедино часто забываемые, но часто используемые пункты правил, о которых иные водители узнают лишь после очередной аварии.
Поворот на «стрелку»
Если вы поворачиваете на стрелку дополнительной секции направо, когда на основном светофоре горит запрещающий сигнал, вопреки интуиции необходимо пропускать всех остальных, даже если вы поворачиваете направо, а встречные – налево. В случае ДТП будет учтен п. 13.5 ПДД: «При движении в направлении стрелки, включенной в дополнительной секции одновременно с желтым или красным сигналом светофора, водитель обязан уступить дорогу транспортным средствам, движущимся с других направлений».
Помеха справа
Этот пункт все, безусловно, помнят и любят: «13.11. На перекрестке равнозначных дорог водитель безрельсового транспортного средства обязан уступить дорогу транспортным средствам, приближающимся справа». Проблемы обычно возникают на Т-образных перекрестках, когда вы едете по «сквозной» дороге, к которой справа примыкает равнозначный отросток. Интуитивно кажется, что примыкающая дорога непременно должна быть второстепенной, и чаще всего так оно и бывает. Но если нет знаков приоритета, и отросток не является выездом с прилегающих территорий, то пользоваться нужно правилом правой руки, хотя водители, имеющие формальное преимущество, нередко предпочитают перестраховываться. Кстати, принцип «помехи справа» действует и при одновременном перестроении с соседних полос в центральную. Вблизи жилых массивов «правило правой руки» может сыграть еще одну злую шутку: бывает, что пересечение вроде бы равнозначных дорог вообще не является перекрестком, а представляет собой выезд с прилегающей территории (жилой зоны, например). Вот тут уже однозначно должны уступать те, кто въезжает на основную дорогу с примыкания. Такой участок показан на фото ниже, хотя внешне пересечение напоминает обычный перекресток равнозначных дорог. Однако после ДТП на этом участке были подняты планы города, и выяснилось, что перпендикулярная дорога тупиковая и является дворовым проездом.
Иногда выезд с прилегающей территории легко различим, но бывает, что по визуальным признакам очень сложно понять, едешь ли по улице или находишься внутри жилой зоны (или на парковке). В спорных случаях пропускайте всех.
Перекресток с круговым движением
Вроде бы все просто: кольцо по новым стандартам – всегда главная дорога, примыкания к нему второстепенные.Но представим себе широкое многополосное кольцо. Первая (синяя) машина едет по внутренней «дорожке» кольца и планирует съехать с него. Вторая (зеленая) только что выехала на внешнюю «дорожку» и намерена обогнуть кольцо. Первая машина свято уверена в своем приоритете: она же на главной дороге, а потому не глядя съезжает с кольца, подрезая тех, кто въехал позже.
Однако машина на главной дороге теряет свой приоритет ровно в тот момент, когда «конкурент» со второстепенки выехал на кольцо. Едва он нырнул на перекресток и поехал по внешнему кругу, как уступать должен тот, кто меняет полосу или имеет помеху справа. То бишь машина, которая пытается покинуть кольцо от центра к периферии. Но отсутствие разметки и сложная, аляповатая конфигурация многих колец провоцируют напряженные ситуации.
Обращаем внимание, что после введения нового стандарта, согласно которому кольцо должно быть главной дорогой, некоторые бывшие круговые перекрестки превратили в обычные дороги, делающие зигзаг в районе перекрестка. Например, если кольцо как бы «располовинено» двумя главными дорогами необходимо пропускать встречный поток при развороте. О приоритете дорог на таких «экс-кольцах» можно узнать благодаря знаку «Направление главной дороги».
Скорость во дворах
Пункт 10.2 ПДД: «В населенных пунктах разрешается движение транспортных средств со скоростью не более 60 км/ч, а в жилых зонах и на дворовых территориях не более 20 км/ч». Жилые зоны обозначены не везде, а определения дворов в ПДД нет. Но интуитивно мы отличаем дворовые проезды от дорог, и на первых лимит скорости 20 км/час. Конечно, его никто не контролирует, однако соблюдать стоит хотя бы ради снижения риска наехать на ребенка или собаку. Во дворах пешеходы имеют преимущество и право ходить где угодно. Фактически, если вы едете по проезду, а с крыльца спустился пешеход, необходимо остановиться и пропустить его. Правда, ПДД обязывают двуногих не создавать необоснованных помех, но поскольку четкого толкования последнего понятие не существует, на практике пешеход во дворах будет прав всегда. «17.1. В жилой зоне, то есть на территории, въезды на которую и выезды с которой обозначены знаками 5.21 и 5.22, движение пешеходов разрешается как по тротуарам, так и по проезжей части. В жилой зоне пешеходы имеют преимущество, однако они не должны создавать необоснованные помехи для движения транспортных средств. […] Требования данного раздела распространяются также и на дворовые территории».
Остановка перед перекрестком
Многие негодуют, когда стоят на запрещающий сигнал светофора, а кто-то пытается пролезть перед ними на «поул», выехав на сам перекресток. Интуитивно кажется, что эти торопыги нарушают какой-то пункт правил. Не всегда. Читаем ПДД: «6.13. При запрещающем сигнале светофора […] водители должны остановиться перед стоп-линией (знаком 6.16), а при ее отсутствии – на перекрестке, перед пересекаемой проезжей частью (с учетом пункта 13.7 Правил), не создавая помех пешеходам […]» Заметьте, даже не перед границей перекрестка, которая определяется по краям скруглений, а перед воображаемой линией, которая обозначает край пересекаемой проезжей части: на фото ниже она показана красным пунктиром. Подчеркнем, что остановиться впритык можно, только если нет знака или разметки «Стоп-линия».
Конечно, выезжать прямо к поперечной дороге имеет смысл не всегда, поэтому многие из соображений безопасности и удобства останавливаются около светофора или перед переходом – зачастую это оправдано (тем более, стоп-линию может быть просто не видно, а штраф за ее пересечение на красный свет 800 рублей). Но в принципе, если знака или разметки «Стоп-линия» действительно нет, можно проехать до пересекаемой проезжей части с единственным ограничением: нельзя стоять на пешеходном переходе, даже если он обозначен не зеброй, а только знаками. Что касается регулируемых переходов, в отсутствии стоп-линии нужно останавливаться у светофора.
Езда по трамвайным путям
Пункт 9.6 ПДД: «Разрешается движение по трамвайным путям попутного направления, расположенными на одном уровне с проезжей частью, когда заняты все полосы данного направления, а также при объезде, повороте налево или развороте с учетом пункта 8.5 правил. При этом не должно создаваться помех трамваю. Выезжать на встречные трамвайные пути запрещается [...]». Некоторые забывают, но поворот налево или разворот тоже должен выполняться с трамвайных путей без создания помех трамваю. Однако есть важное ограничение: перед перекрестком не должно быть знаков «Направление движения по полосам» (5.15.1 или 5.15.2). Если же они есть, движение по трамвайным путям, равно как и выполнение с них маневров, запрещены. Помимо формального соблюдения правил, нужно учитывать и водительскую этику. Так, если поворот с трамвайных путей возможен, не ленитесь выезжать на них, чтобы не блокировать полосу за собой. При этом подъехавший трамвай лучше пропустить сразу: чаще всего он вам не конкурент (вам ведь все равно необходимо пропустить встречный поток). Движение по трамвайным путям нередко приводит к забрасыванию соседних машин камнями и щебнем, поэтому не гоняйте по ним без особой нужны. Многие расценивают это как личную обиду.
Кому принадлежит левая полоса?
Если вы едете по трассе или дороге, где лимит скорости не ниже 80 км/час, нужно держаться как можно правее. Заодно это считается правилом хорошего тона: левый ряд для быстрых. В городе занимать левый ряд запрещено на дорогах с тремя и более полосами в одном направлении, кроме случаев, когда остальные полосы заняты или вам нужно повернуть налево или развернуться. Если же в одном направлении только две полосы, можно ехать по любой.Интересно, что столь раздражающее нас «шахмачение» запрещено правилами, хотя и никогда не наказывается: «9.4 […]В населенных пунктах […] при интенсивном движении, когда все полосы движения заняты, менять полосу разрешается только для поворота налево или направо, разворота, остановки или объезда препятствия». Медленный грузовик препятствием не считается, и если вы оказались в полосе за ним, формально опередить его по соседней полосе не можете.
Обгон запрещен
Чаще всего водители лишаются прав за выезд на встречную полосу под знаком 3.20 или за пересечение сплошной осевой линии разметки. При этом обгон запрещен еще в ряде случаев безотносительно наличия знаков или разметки. «1.4. Обгон запрещен:
на регулируемых перекрестках, а также на нерегулируемых перекрестках при движении по дороге, не являющейся главной;
на пешеходных переходах при наличии на них пешеходов;
на железнодорожных переездах и ближе чем за 100 метров перед ними;
на мостах, путепроводах, эстакадах и под ними, а также в тоннелях;
в конце подъема, на опасных поворотах и на других участках с ограниченной видимостью».
Объезд по встречной полосе пробки за 100 метров перед ж/д переездом – это лишение прав. Обгон на неприметном мостике медленной фуры – аналогично. Знак «Опасный поворот» фактически равносилен знаку «Обгон запрещен», разве что с «оттянутой» зоной действия (на 150-300 метров за городом). Может быть, вы назовете еще какие-то часто забываемые пункты правил?
Фото: Фото автора, иллюстрации из книги Юрия Панченко «Наставление по общению с ДПС»