Власти начали непримиримую борьбу с курильщиками. Редакция журнала «ГАИ» оказалась гораздо толерантнее. По нашему мнению, автомобиль — это не только средство передвижения. Автомобиль, как правило, еще и место нашей свободы, где мы можем предаться порочным страстям по полной программе: послушать на полную громкость любимую музыку, поболтать с друзьями и подругами без лишних ушей, выкурить сигаретку, ну и все остальное… Поэтому и бороться мы решили не с курением, а с его последствиями. Технологию реанимации прожженной сигаретой обивки в одном из автомоечных комплексов города осваивала директор по продажам журнала «ГАИ» Ольга Медведева.
Перекур перед работой
Этот урок оказался самым необычным из всех, которые нам когда-либо давали. Во-первых, соучредитель автомоечного комплекса Семен Сысков, который лично руководил процессом, предоставил мне максимальную свободу действий. Во-вторых, на всех этапах обучения он давал исключительно положительные оценки, сопровождая мои действия словами «прекрасно», «превосходный результат», «мне нравится». А еще он позволил экспериментировать, убежденный, что любая технология дает только общую теорию, и каждый мастер вправе искать подходящие ему приемы работы. И пусть эксперимент оказался неудачным, на конечном результате это никак не отразилось. Забегая вперед, скажу, что такой педагогический подход показался мне идеальным: с первого раза мне удалось заделать прокур так, что от него не осталось и следа. Осталось только отличное настроение, в котором я пребывала до конца рабочего дня. Да и начинался этот урок необычно.
— Здравствуйте, курящие есть? Несите сигарету и зажигалку, — встретил нас Семен, поглаживая серый подголовник, который он заблаговременно заготовил для работы. — Перекурим перед работой, а заодно сделаем прожог в обивке, с которым и будем бороться. Довольно часто в автомобилях как раз и прожигают подголовники и сидения.
Подголовник был «рабочим материалом», снятым со старой машины, так что расправлялась я с ним безжалостно. Вообще-то в автомобилях используются негорючие материалы: они плохо воспламеняются, но хорошо плавятся. Смело стряхнув пепел, я сделала в подголовнике приличную и довольно глубокую дыру.
Для нашего города (думаю, и для России) технология реанимации прожогов — услуга относительно новая, хотя на Западе она существует уже давно. Может поэтому специальный набор для этой операции, включающий цветную стриженную микрофибру, карандаши, ножницы, пинцет, шпатель, утюжок, пульверизатор, жидкий и порошковый клей, приходится покупать за рубежом. Отечественной автоиндустрии гордиться пока нечем: не наладили еще в стране производство таких художественных наборов для автомобилиста.
На часах было 11:05. Мы засекли время, чтобы знать хронометраж процедуры, и приступили к работе.
Мои художества
Перво-наперво зачищаю шкуркой края дырки. Потом аккуратно подрезаю кромку маникюрными ножничками.
— Не торопимся. Машина — вещь дорогая, поэтому нужно делать все качественно и с ювелирной точностью, — напутствует Семен.
После этого приподнимаю края ткани пинцетом, чтобы засунуть под них заплатку. Материал для нее тоже беру из «волшебного чемоданчика». Вырезаю небольшой квадрат и с помощью пинцета засовываю под края обивки, чтобы закрыть дыру.
— Ничего сложного в латании дыр нет, — наблюдает за работой Семен. — Тут кто угодно справится, любой прокур, в принципе, можно заделать самому, были бы ручки и желание. На этом работа ювелира и швеи заканчивается, приступаем к работе колориста.
Достаю из чемодана баночки со стриженой микрофиброй, чтобы подобрать в цвет материала подголовника. Их тут десятки оттенков и цветов, но готового нет. Поэтому начинаю подбирать нужный. За основу беру близкий к основному серый и пинцетом накладываю ворсинки в стеклянную баночку. Добавляю к нему немного темно-серого, потом еще черного. Закрываю баночку и с помощью пульверизатора перемешиваю. Цвет получился близкий, но чего-то в нем не хватает.
— В родной ткани есть немножко синевы, если добавим чуток серого с синеватым оттенком, будет в самый раз, — ненавязчиво подсказывает Семен, но сам к баночкам не притрагивается. Сегодня мне предоставлена полная самостоятельность.
Все это напоминает работу мастера по подбору автоэмали — когда-то я уже осваивала эту профессию. Кстати, в автомоечном комплексе этим как раз и занимаются профессиональные колористы. Только при компьютерном подборе краски используются специально разработанные формулы цвета, краска добавляется по граммам, а здесь приходится смешивать все на глазок.
Но глаз меня, кажется, не подвел. Пересыпаю смесь на пластиковый подносик, все также на глаз добавляю жидкий клей в пропорции 70 к 30, перемешиваю до однородной массы и выкладываю смесь на заплатку. И только тут становится понятно, что я допустила две ошибки. Во-первых, после добавления клея смесь стала светлее, чем основная ткань обивки. А еще я сэкономила — у меня не осталось материала для второго слоя, который готовится из смеси стриженного ворса и порошкового клея.
Повторение — мать учения
— Значит, придется еще раз заняться колористикой и сделать еще одну порцию. Не страшно, повторение — мать учения. Пока по технологии первый слой будет 15 минут сохнуть, мы как раз все сделаем.
Опять начинаю смешивать ворсинки. С учетом ошибок, добавляю побольше темного цвета. Конечно, я не профессиональный колорист, который в момент находит нужное сочетание. Но вскоре очередная порция готова. Ее нужно в той же пропорции тщательно перемешать с порошковым клеем. Тут есть свои тонкости. Если переборщишь с клеем, поверхность начнет лосниться, если не доложишь — не будет хорошо держаться.
Ворсинки с порошком смешиваются плохо, и мы с Семеном решаем отойти от технологии и поэкспериментировать: я засыпаю все в баночку и перемешиваю пульверизатором. Но эксперимент не удался: выясняется, что порошковый клей оседает на стекле. Поэтому добавляю еще немного клея, перемешиваю шпателем и ровным слоем выкладываю на место прокура. Берусь за разогретый до 170 градусов утюжок, которым нужно «загладить» поверхность, но Семен останавливает. Оказывается, поверх второго слоя нужно еще напылить чистую смесь микрофибры без клея.
Наконец, через специальную ткань проглаживаю место прокура. Тут тоже есть свои секреты — сколько раз и по сколько секунд надо держать утюжок, но пусть это останется моей маленькой тайной.
Когда все было готово, я уже позвала оценить качество работы главного критика — нашего фотографа, выпускника художественной школы и архитектурного института. Но тут выяснилось, что под утюжком смесь уплотнилась и осела. Поэтому пришлось повторить еще раз и эту процедуру. Готово. В цвет я попала идеально. Но место прокура немного лоснится.
— Клея переложила?
— Нет, все нормально. Под определенным углом лоснение уже и сейчас не заметно. Но по технологии все должно три часа сохнуть, после чего обработаем это место защитным спреем, пройдемся по нему сухой щеточкой и никакого следа не останется. Превосходный результат.
На часах было 12:05. На всю процедуру по реанимации подголовника, который теперь выглядел как новенький, вместе с исправлением ошибок ушел ровно час. Быстро и эффективно.
Материал подготовлен журналом «ГАИ».