Что за маркетологический трюк? Нам обещали, цитирую, «бюджетный седан "Пежо"», а мы видим автомобиль с прайсом от 549 тысяч рублей. Разве это бюджетно?
Спокойно, Ипполит, спокойно... Обещали не сотрудники Peugeot, а коллеги-журналисты, тогда как на самом деле Peugeot 408 позиционируется не как «лоу-кост» автомобиль, а просто как доступный.
Но внутренний скептик снова недоволен: какой же он доступный, если версия с кондиционером стоит от 577 тысяч, добавляем магнитолу – уже 590? Впрочем, это чуть дешевле, чем нынешние гольф-классники, но дело не только в этом.
Судя по габаритам, 408-й можно отнести к D-сегменту: по размерам он превосходит Peugeot 407 и соразмерные ему автомобили вроде Toyota Avensis предыдущего поколения. Шутка ли – длина от носа до хвоста 4,7 метра, колесная база – 2,7 метра. А для D-сегмента ценник ниже 600 тысяч – вполне себе «лоу-кост».
Правда, сама Peugeot не рвется в D-сегмент и в числе конкурентов называет С-классников: Ford Focus, Chevrolet Cruze и иже с ними. Просто скромно добавляет: среди этих машин наш 408-й – самый крупный.
Ну хорошо, про габариты и не поспоришь – лимузин. Но эффективно ли они использованы?
Влезай, не убьет
Шасси 408-го во многом унифицировано с универсалом Peugeot 308 SW, от которого досталась и длинная колесная база – 2710 мм. Вытянутая платформа позволила сдвинуть назад кресла второго ряда, и сам за собой я сажусь с запасом перед коленями в два кулака. По данным Peugeot, для человека 50-го перцентиля запас места перед коленями составляет 158 мм!
Сейчас модно удлинять платформы, но бюджетные В-классники (например, Polo Sedan), грешат малой шириной салона: высокие люди сядут, а вот крупным будет тесно в плечах. У 408-го такой проблемы нет: он шире, чем Audi A4, поэтому трое взрослых мужчин помещаются на второй ряд без втягивания щек. Минусом является отсутствие центрального подлокотника, но, если часто возить троих, это плюс. Подкупают и развитая подушка заднего сиденья, поддерживающая колени, а из придирок – разве что ограниченное место для ступней, если передние сиденья установлены в нижнее положение.
Peugeot 408 выпускают на заводе PSA в Калуге в режиме полного цикла со сваркой и окраской кузовов. До конца 2012 года планируется выпустить 8000 машин, в следующем году – 50 000. Российское производство Peugeot 308 и Citroen C4 прекращено – данные модели будут импортировать из Франции.
Подкупает и наличие приятных мелочей: обширные карманы в дверях, индивидуальные плафоны освещения, а еще – четыре воздуховода для задних пассажиров, причем напольные «патрубки» специально удлинили, чтобы добивали до ног седоков. Всего у машины 15 дефлекторов системы вентиляции, что обещает равномерный прогрев или охлаждение салона.
Багажник тоже удался – ажно 560 литров, причем честных: механизм крышки сделан по более сложной рычажной схеме, поэтому не съедает литраж отсека. Напомним, что есть альтернативная схема с вдвижными петлями, которые не позволяют грузить багажник до «потолка».
Жаль, проем маловат: он меньше, чем у хетчей гольф-класса и тем более чем у лифтбэка Skoda Octavia. У нее 560 литров багажника набиваются играючи, а у «пыжа» для загрузки крупногабарита иной раз придется опрокидывать сиденья и пихать через задние двери.
Сиденья складываются, но пол получается неровный, со взъемом, да и «лаз» из багажника в салон заужен переборкой. Так что Skoda Octavia при равном объеме багажника переигрывает 408-й вчистую. Ну так она и дороже.
Зато у «пыжа» под полом – полноразмерная запаска, причем в версиях с литыми колесами она поставляется на соответствующем диске.
В любом случае с точки зрения абсолютной вместимости багажника 408 – один из лидеров класса, поэтому и ориентирован прежде всего на людей практичных. Наиболее близкими по этому параметру машинами являются Skoda Octavia (560 л), Renault Fluence (530 л) и Volkswagen Jetta (510 л).
«Пыжиковый» салон
Салон заимствован у Peugeot 308 и выглядит достойно: никаких следов экономии. Хороший пластик, нарядные приборы, традиционный блок климат-контроля. Придрались мы к неудобной европейской оцифровке спидометра: есть 50 км/час, но нет 60 км/час. Зато похвалили новое расположение регуляторов подогрева сидений: раньше они прятались на боковинах сидений, теперь – на видном месте в центре салона.
Peugeot 408 имеет площадь остекления почти четыре квадратных метра, и салон действительно выглядит светлым. Еще бы зеркала заднего вида побольше, да парктроник на задний бампер. Последний доступен только в специальном пакете опций с навигацией и мультимедийной системой – неудобно.
С точки зрения эргономики машина также не «дешевит»: кресло регулируется по высоте, руль – по высоте и вылету (причем, в широких пределах), а ткань сидений в комплектации Allure понравилась фактурой, цепкостью и антибактериальным покрытием.
Из приятных мелочей – подогрев зоны покоя «дворников» и форсунок омывателя, устанавливаемые уже в базовой комплектации. А еще есть омыватели фар с грамотным алгоритмом. Про них стоит сказать отдельно: на французские Citroen C4 и Peugeot 308 ставились омыватели фар, но владельцы жаловалась на чрезмерный расход жидкости. После локализации в Калуге омыватели фар вообще исчезли по неясной причине. Теперь появились снова, но более экономичные: они срабатывают раз в 40 км или после каждых шести срабатываний омывателя стекла. На стоящей машины омыватели фар и стекла работают одновременно. При этом бачок для «омывайки» в российской версии увеличен до пяти литров.
Интересно, что, несмотря на родство с 308-м, внешне Peugeot 408 отличается достаточно сильно, и стилистка его напоминает скорее о бывшем флагмане марки, Peugeot 607. Но если на «торцевых» ракурсах машина выглядит солидно, то на виде сбоку сказываются более компактные пропорции, и ассоциации с 607-м исчезают.
Шустрик
Я был неправ. Я думал, что еду на автомобиле с одним из базовых атмосферников (1,6 л, 120 л. с.) и четырехступенчатым автоматом.
Поэтому первым впечатлением стал шок от разгонной динамики: «пыж» упруго и хлестко, повизгивая резиной, брал с места, и разгон не ослабевал вплоть до самых неприличных скоростей. Автомат без суеты перебирал передачи и споро реагировал на педаль газа.
Посмотрел свидетельство о регистрации, и все прояснилось. Тестовая машина была оснащена топовым турбомотором (150 л. с.) в паре с современным шестиступенчатым автоматом Aisin. За счет выгодной моментной характеристики наддувный двигатель кажется даже мощнее заявленных 150 л. с., а «автомат» благодаря шести ступеням всегда держит его в тонусе. Причем, если нажимать газ порезче, коробка дольше зависает на низших передачах, выкручивая мотор до красной зоны. Для совсем уж горячих водителей есть режим Sport, в котором характер машины становится даже провокационным: все время хочется ездить в диарейном стиле. Ну разве что при торможении коробка отказывается щелкать передачи «вниз», как робот PowerShift у Ford, но компенсирует это достаточным быстродействием после нажатия на газ.
Компоненты Peugeot 408, произведенные в России: наружные и силовые элементы кузова, бамперы, стекла, интерьерные обшивки, панели дверей, бензобак, шумоизоляция, задние фонари, брызговики, выпускная система, колеса и диски, электропроводка, передняя панель и центральная консоль, сиденья.
Этот силовой агрегат устанавливают даже на спорткар Peugeot RCZ, так что для 408-го его более чем достаточно. Проблема в цене: от 746 тысяч рублей. А значит, скорее всего, основной спрос придется на версии с атмосферными моторами, 110-сильным или 120-сильным. Первый – собственной разработки PSA, второй – совместное творчество с BMW. У него сложный механизм газораспределения, позволяющий мотору обходиться без дроссельной заслонки.
Этих моторов достаточно впритык даже для Citroen C4/Peugeot 308, а 408-й тяжелее примерно на 140 килограммов и крупнее, поэтому не стоит ждать от него прыти. Впрочем, сама концепция машины не предполагает чересчур активную езду, а для перемещения семьи 110-120 л. с. должно быть достаточно. Эх, еще бы механическую коробку посовременнее, а то нынешняя «пятиступка» не отличается четкостью работы.
Более мощный атмосферник можно оснастить четырехступенчатым автоматом с индексом AT8: он построен на основе проблемной коробки AL4, знакомой владельцам прежних Peugeot 307/308, но, по заявлениям компании, надежен: у него новый гидротрасформатор ZF и гидроблок – якобы проблемы были в них. В любом случае динамикой такой «Пыж» не блещет и до 100 км/час разгоняется за 13,8 секунды.
Есть у Peugeot и джокер: 112-сильный дизель, который даже попал в Книгу рекордов Гиннеса. Peugeot 308 HDi во время 25-дневного путешествия по Австралии (14 580 км) показал расход 3,13 л/100 км. На одном 60-литровом баке автомобиль проезжал не менее 1900 км, и это позволило марке зафиксировать официальный рекорд.
Паспортная экономичность дизельного 408, конечно, похуже, но 6,2 л/100 км в городском цикле позволяют ему проезжать около 1000 км на заправке. Как только появится тестовый 408 с дизелем – обязательно проверим сию смелую заявку.
Однако дизель можно купить не только ради экономии, но и ради эластичности. Крутящий момент в 254 Н*м доступен уже с 1750 об/мин, и динамика разгона до 100 км/час на две секунды бодрее, чем с бензиновыми атмосферниками. Причем цена дизельного 408-го стартует от 637 тысяч рублей, что делает его самым доступным гольф-классником с дизелем.
Адаптация для России: увеличенный до 175-178 мм просвет, металлическая защита картера, подогрев форсунок омывателя и «дворников» в зоне покоя, усиленная подвеска, усиленные генератор и аккумулятор, омыватель фар, пятилитровый бачок омывателя, полноразмерная запаска, модифицированные воздуховоды к задним пассажирам, усиленная шумоизоляция.
Specially for Russia
Одна из причин уверенности Peugeot в успехе 408-го – его адаптация для России. В наибольшей степени она коснулась ходовой части: у него пружины с дополнительным витком, новые амортизаторы и более жесткие стабилизаторы поперечной устойчивости.
Просвет возрос до 178 мм в загруженном состоянии, а под картером двигателя – стальная защита (базовая комплектация). Поэтому по разбитым дворам и по грунтовке на 408-м можно ехать почти так же уверенно, как на ином кроссовере.
Изменения пошли на пользу и делу комфорта. Не секрет, что по-европейски настроенные C4 и 308 «стреляли» задней подвеской в ответ на лихой проезд крупных неровностей вроде железнодорожных рельсов. 408-й избавился от этой особенности, чему, вероятно, помогло и наличие противовеса-багажника.
Подвеска понравилась ощущением правильной упругости: на кочках она не дробит, на волнах не раскачивается. Да и в поворотах Peugeot ведет себя весьма стабильно, чему помогает тяжелый, налитой руль. Правда, французы как будто перестарались: в парковочных режимах «баранка» получилась чересчур тугой, если сравнивать ее с другими гольф-классниками (Focus, Golf, C4).
Но все-таки главная добродетель 408-го – нечувствительность к плохим дорогам. На умеренно-ровных покрытиях подвеска кажется нежесткой, но как-только рельеф дороги заостряется, 408-й демонстрирует неплохой запас прочности: ни лязгов, ни пробоев.
Причем настройки подвески с младшими моторами чуть мягче, и в целом это правильная стратегия – россияне оценят.
А еще французы с гордостью сообщают о тщательной шумоизоляции всего и вся: например, мы наткнулись на войлочный звукопоглощающий мат под задним сиденьем, когда пытались откинуть его подушку (как выяснилось, напрасно). В результате двигатель слышно лишь в режиме газ в пол, аэродинамика негромко посвистывает после 110 км/час, но главное – Peugeot 408 почти не гудит колесами, а ведь в куда более дорогом Peugeot 4008 их гул кажется назойливым.
По управляемости – никаких откровений, зато все надежно и предсказуемо. Чтобы довести машину на асфальте до срабатывания ESP, нужно еще постараться, ибо в целом 408-й не располагает к сколь-нибудь резким маневрам. Если же перебрал со скоростью, он скользит передними колесами аморфно, но предсказуемо.
Цена вопроса
По стоимости базовые версии Peugeot 408 находятся на нижней границе гольф-сегмента: дешевле разве что более компактная Nissan Tiida, остальные конкуренты переваливают за 600 тысяч рублей. Даже за Ford Focus в близкой комплектации придется отдать на 30 тысяч больше, а близкая к 408-му по практичности Octavia стоит уже заметно дороже.
Дизельный 408-й на 60 тысяч дороже бензинового, однако даже в этом случае цены находятся на среднестатистическом уровне для сегмента.
Весьма конкурентоспособен и 408-й с автоматической коробкой передач: он стоит от 644 тысяч рублей, причем кондиционер и даже система стабилизации – уже в базе. Хуже оснащенный Ford Focus обойдется в 656 тысяч рублей. Правда, Peugeot в любом случае тяжело тягаться с Nissan Tiida, автоматическая версия которой стоит от 595 тысяч рублей.
В случае с наиболее мощной версией Peugeot 408 (150 л. с.) ценового преимущества над конкурентами уже нет: близко оснащенный Ford Focus примерно на 20 тысяч дешевле.
Peugeot обещает стабильные поставки автомобиля в любых комплектациях, включая дешевые, чтобы исключить появление очередей.
Сравнение Peugeot 408 с конкурентами (седаны C-класса)
Peugeot 301
Что касается по-настоящему бюджетных моделей, с начала следующего года Peugeot начнет продажи модели 301, чуть более крупной, чем Hyundai Solaris (длина – 4,44 м). Можно предположить, что средние комплектации автомобиля будут стоить в диапазоне 500-600 тысяч рублей. Пока известно лишь, что модель будет оснащаться 1,2-литровым мотором (71 л. с.), 1,6-литровым (115 л. с.) или 92-сильным дизелем.
Фото: Фото автора, видео и монтаж Андрея ВИННИКОВА