«О, ссccc…» Непечатное слово застревает в горле под действием чудовищной силы инерции. Ощущение, как будто на голову накинули полотенце и что есть силы потащили назад. Несколько секунд я сопротивляюсь, потом свинцовый затылок падает на подголовник. Porsche Cayenne Turbo изрыгает свои 500 л. с. через восемь ступеней «автомата», и скорость набирается скандально быстро – пока говоришь пару слов на камеру, на спидометре маячит статья 12.9, ч. 4 КоАПа.
Для стороннего наблюдателя это выглядит попыткой суицида, но сидя внутри, мы готовы поклясться, что ничего запретного не делаем. В этом чудовищная подлость таких машин – они делают скорость легкодоступной, как коробок спичек, забытый папой на табуретке, и что еще хуже – они делают скорость неощутимой. Ни самолетного гула, ни турбулентной вибрации. Ты видишь огонь, но не чувствуешь жара. Ты забываешь животный страх, который заглушают восторг и любопытство.
В общем, такие машины нужно запретить. У меня не хватает фантазии представить человека, который не залепит педаль газа в коврик в первый же день, и не нарушит все мыслимые лимиты скорости, в половине случаев – нечаянно. Ездить на Cayenne Turbo медленно – это как увидеть на пляже обнаженную нимфу и спросить у нее, как пройти в библиотеку. И пойти в библиотеку.
Пока мы мялись по пробкам, я страдал. Собственно, в обычном режиме Cayenne ожидаемо комфортен: тихий, мягкий, деликатный. Руль неострый, педали задемпфированы, обзорность хорошая, система навигации калякает по-русски. Катись, расслабляйся, слушай музыку. Но ведь это обман. 60, даже 90 км/час на нем сродни езде на второй передаче в обычной машине. С нарастающим нетерпением ты ждешь, когда поток рассеется и тогда... «О, ссссс!!!»
Эта абсурдная динамика обретает некий смысл при обгонах, которые происходят быстрее, чем произносишь слово «обгон». Ты просто щелкаешь попутные машины на скроллинге – клик, клик, клик. Но это расхолаживает, и все чаще и чаще ты стараешься втиснуться в самые невероятные промежутки, укрепляя в окружающих мнение о своих суицидальных наклонностях.
Проверять управляемость Cayenne Turbo на обычных дорогах было бы не просто попыткой суицида – актом террора, поэтому мы заехали на большую парковку, и тут произошло странное. Намечаешь дугу, вваливаешься в нее и улетаешь с виртуальной трассы – машина распрямляет траекторию, отчаянно хрустя тормозами. Отчасти дело в той же неосязаемой скорости, ощущение которой окончательно исчезает на широченной полосе асфальта. Вот были бы ориентиры, скорость воспринималась бы адекватнее, тогда и траектории были бы ровнее.
Но есть проблема и посерьезнее. Я совершенно не ощущаю себя в спорткаре. Простите меня, доктор Порше, но мне скучно. В предельных режимах Cayenne слишком неконкретен, даже меланхоличен, и именно это, а не атипичный для Porsche тип кузова, вызывает наибольшее разочарование. Поймите меня правильно, по меркам кроссовера с управляемостью у него порядок, но я-то до последнего верил, что в словосочетании «кроссовер Porsche» ключевое слово – второе. Ан нет. Да знаю, знаю, он построен на платформе Touareg, он создавался для другой аудитории, он самый-самый... И все-таки веет от него холодком безразличия к водителю, а это – не по-поршевски.
На ум пришли слова одного владельца Cayenne: «Хорошая машина, но заявленной спортивности я в ней не чувствую». Готов подписаться: Cayenne Turbo быстр на все 500 коней, но не создает того чувства слияния с машиной, как классические 911-ые и «Кайманы». Он стремительный, но не спортивный. Он сильный, но не ловкий.
Хотя в этом его смысл. Он рассчитан на обычных, даже заурядных водителей с большими амбициями. Они не будут искать приключений в поворотах, им важно осознавать, что они купили автомобиль невероятно быстрый, престижный, проходимый, практичный, всепогодный, безопасный и далее, далее... Они живут по принципу «все и сразу», и машину покупают так же.
Нарочитая легкость управления «Кайена», за которой умело скрывается темперамент пушечного ядра – из этой же оперы. Настоящий спорткар не может быть таким «незаметным», а Cayenne Turbo как будто гордится тем, что в городской толчее управляется легче Volkswagen Golf, простите за сравнение. Я могу представить, как за руль автомобиля с суперкаровской мощностью и суперкаровской ценой в 7,4 миллиона рублей сядет вчерашняя выпускница автошколы и без проблем совершит первую самостоятельную поездку по городу.
Но все это лишь усиливает мои подозрения. Подарит какой-нибудь олигарх такую машину дочери или жене, а мораль не прочтет. И та даже не заподозрит, сколько раскаленных килоджоулей запасает автомобиль при малейшем тычке педали газа, и когда-нибудь эти килоджоули рассеятся о столб. Динамика Cayenne Turbo находится за гранью добра и зла. В России просто нет мест, где можно использовать его хотя бы наполовину, и необходимость такой машины – вопрос из разряда «А не разрешить ли нам свободный оборот огнестрельного оружия?»
А что насчет внедорожности? По всему получается, что новый Cayenne превратился в большой паркетник, лишившись постоянного полного привода, понижающих передач, блокировок дифференциалов. Наверняка это лишает его возможности искупаться в топи или миновать курумник, но владельцы Porsche Cayenne, скорее всего, и не знали, что он был способен на это. Да и слова «курумник» не знали.
А новый «Кайен», несмотря на опаркечивание, совсем не беспомощный. Центральная муфта блокируется достаточно жестко, первая передача очень короткая, система стабилизации имитирует межколесные блокировки, а пневмоподвеска может увеличивать клиренс до 270 мм – это гораздо больше, чем, к примеру, у Mitsubishi Pajero или Toyota Land Cruiser 200 в стандарте. К этому можно добавить 700 Н*м крутящего момента, которые выдает турбомотор, и несколько электронных «гаджетов», позволяющих останавливать автомобиль на подъеме или спускаться с головокружительных круч на крадущейся скорости. Поэтому на умеренном офф-роуде Cayenne чувствует себя весьма уверенно, и по ощущениям он все-таки ближе к внедорожникам, чем большим паркетникам, вроде Audi Q7.
Но вот я заезжаю на горку и по неосторожности цепляюсь порогом за вязкую грязь. «Ай-ай-ай... Какая жалость...» Досада на все 7,4 млн рублей портит настроение, а ведь на каком-нибудь «Дефендере» или «Паджеро» подобное происшествие не вышло бы за рамки нормальной эксплуатации.
Нет, это нелогичная машина. Рационалист возьмет дизельный Cayenne, а то и вовсе Touareg, и с точки зрения комфорта, имиджа и практичности не потеряет ничего. И даже динамики ему хватит. Наверное, Cayenne Turbo адресован сорвиголове, который в детстве пугал соседей мопедом «Верховина», в юности отжигал на горных лыжах, а к зрелости разбогател и хочет ощутить преступную легкость, с которой Cayenne Turbo принимается за третью сотню километров в час…
Покупателям таких автомобилей кажется, что за свои безумные деньги они наконец нашли машину, лишенную компромиссов. Но я не разделяю этот взгляд, потому что Cayenne Turbo весь соткан из компромиссов. В него упаковали такое количество хороших качеств, что им стало тесно. Это многоборец, который не станет чемпионом ни в одной дисциплине.
Ниже в таблице мы собрали возможные комбинации покупок, которые в сумме дают стоимость нашего «Кайена». Скажем, Audi Q5 плюс Porsche Cayman плюс Jeep Wrangler сулит не меньшую практичность, зато больший драйв и большую проходимость. Как обычно, универсальные инструменты проигрывают специализированным.
Хотя кто-то скажет – универсальные удобнее.
Что можно купить за стоимость тестового Porsche Cayenne Turbo (7,4 млн рублей)
Почему тестовый Porsche Cayenne Turbo стоит так дорого?
Базовая версия Cayenne Turbo обойдется в 6,685 млн рублей, однако есть масса способов увеличить этот ценник еще на миллион-другой. К примеру, достаточно добавить двухцветный салон (Espresso/Cognac), пакет Sport Design, биксеноновые фары, камеру заднего вида, фаркоп, релинги, люк с электроприводом, 21-дюймовые колеса, полноразмерную запаску (!), и стоимость составит 7,454 млн.
Технические характеристики Porsche Cayenne Turbo
* с пневматической подвеской (входит в базовую комплектацию)
Фото: Фото автора, Андрея ВИННИКОВА, видео и монтаж Андрея ВИННИКОВА