Наш караван наверняка вызвал подозрения. Два раза мы приближались к государственной границе, переночевали в прямой видимости от Казахстана, а наутро отправились на режимный объект – расформированную базу баллистических ракет. Ну кто поедет по такому маршруту? Наркокортеж? Один раз мы действительно привлекли внимание пограничников, которые изъяли паспорта у двух участников...
Перезагрузка
Итак, у нас есть четыре компактных кроссовера – Nissan Qashqai, Skoda Yeti, Peugeot 4008 и Ssang Yong Actyon с двухлитровыми моторами (1,8 TSI в случае Yeti), полным приводом и автоматическими трансмиссиями. Все стоят примерно одинаково, порядка 1 млн рублей. Вопрос в следующем: насколько они пригодны к автопутешествиям дикарями, с ночевкой в чистом поле, да еще в местности, где практически нет чистых водоемов?
Особую опаску вызывал багаж 13 путешественников: палатки, мангалы, запас провианта (как оказалось, избыточный), спальники, угли, литров сорок воды, брезент и так далее. Многие были уверены, что придется занимать поклажей салон, но обошлось: весь провиант и снаряжение умялись в багажники, и кое-где остались даже зазорчики. Неплохое начало.
Сравнение багажников
Самый большой багажник у Ssang Yong Actyon, его же мы похвалили за удобную ручку закрывания пятой двери. Но если нужно положить много вещей без наваливания их друг на друга, лучше всего подходит Qashqai – у него горизонтальные размеры погрузочной площадки максимальные. Правда, велика и погрузочная высота. У Skoda Yeti багажник скромный, и в дальней поездке именно это обстоятельство может ограничить аппетиты путешественников.
Можно ли спать в кроссоверах? Если не складывать передние сиденья, разве что детям или очень уставшим взрослым. Самое длинное спальное место при складывания задних сидений получается у «Актиона», но его протяженность всего 148 см. Один из участников переночевал в корейском паркетнике с относительным комфортом, выдвинув переднее кресло и откинув назад его спинку: получилось спальное место длиной порядка 2,5 метров.
Остановившись в поле, мы пожалели, что ни у одного из автомобилей нет откидного заднего борта, как у Renault Koleos, Peugeot 3008 или Mitsubishi Outlander XL. В обычной жизни такое решение не всегда удобно, а вот на стоянке можно организовать стол или барную стойку.
Вечером, сидя возле мангала и созерцая бескрайнее поле ржи, мы переваривали шашлыки и впечатления от дневного марша.
Что важно на дальнобое? Динамика ускорений на обгонах. И фаворита – два. Во-первых, Ssang Yong Actyon – единственный из участников пробега с 2-литровым турбодизелем мощностью увесистые 175 л. с. Старт с места и переключение вниз шестиступенчатый автомат «Йонга» выполняет с паузой, но если привыкнуть к этой особенности, разгон очень настырный. И это при том, что «Актион» на 200-300 кг тяжелее остальных.
Не менее уверенно везет Yeti, чей бензиновый турбомотор (152 л. с.) хоть и уступает дизелю «Йонга» в мощности, но за счет низового наддува и «бесшовной» работы шестиступенчатого робота DSG обеспечивает еще лучшую прыть (плюс, «Йети» гораздо легче).
А вот Peugeot 4008 озадачил субъективно-вялой динамикой, словно ускорения даются через силу. Дело не в 2-литровом моторе (150 л. с.), которого для такой машины должно быть достаточно, скорее, в работе вариатора. В режиме педаль в пол он загоняет стрелку тахометра к подножьям красной зоны, двигатель шумит, но темп ускорения оказывается ниже ожиданий. Попробовали ехать в виртуально-ручном режиме вариатора: не помогло. Один из участников теста был уверен, что у машины мотор объемом 1600 кубиков.
Qashqai тоже был с 2-литровым мотором (141 л. с.) и вариатором и хотя по динамике уступал «Йети» и «Актиону», работа вариатора показалась более логичной, отзывчивой, чем у «пыжа». Прижал педаль газа – обороты нарастают, зафиксировал ногу – падают. Никаких пауз, никаких люфтов.
А еще Qashqai порадовал виброкомфортом. Дороги в степях пустынные, но покрытие морщится мелкой волной, которая совершенно неощутима в «Кашике». Он прекрасно отфильтровывает рябь асфальта и не страдает раскачкой, хотя некоторые водители отметили жесткую работу задней подвески при проезде крупных неровностей. Дополнительный балл Qashqai получает за неплохую шумоизоляцию и в целом воспринимается одним из самых комфортных автомобилей в квартете.
Мягкая подвеска Peugeot 4008 также избавляет седоков от изучения профиля дороги, но иногда подвержена раскачке. Гул от колес и двигателя сильнее, чем в Qashqai.
Skoda Yeti по-фольксвагеновски собран и на неровной дороге все время подрагивает, реагируя на стыки асфальта, зато на крупных выбоинах становится вдруг деликатным и податливым, пролетая сколы асфальта полным ходом. На волнах «Йети» самый стабильный: ни намека на раскачку. Кроме того, чех отличается хорошей шумоизоляцией, так что по ездовому комфорту они с «Кашкаем» лидеры.
Ssang Yong Actyon – полная противоположность Peugeot 4008. Подвеска повторяет профиль дороги с такой тщательностью, словно ей за это платят. «Тут стык… А тут яма… Точка-тире… Тире-точка…» Зато у него отличная шумоизоляция, и эффект субъективного скрадывания скорости в «Актионе» чувствуется сильнее всего.
Одной из проблем близ границ Казахстана стал поиск хороших АЗС. И больше всего голова болела за дизельный «Йонг» и Yeti с мотором TSI: их моторы наиболее чувствительны к качеству горючки.
День сурка
В степях полно байбаков, проще говоря, степных сурков. Не думал, что они бывают такими огромными – издалека можно принять за детей. Словно низкорослые монахи, они следили за нами с любопытствующей тревогой. Голова сурка – как у собаки, а зад – почти медвежий. Но характер у них боязливый: каждый твой шаг озвучивают паническим вскриком, напоминающим птичий. Подойдешь ближе – байбак припадет к земле и скажется дохлым, а если не сработало – сползет в норку.
Норы у них сложные, многоходовые, с гнездовыми камерами и даже отдельным туалетом, поэтому главный вход обрамлен огромной кучей светлого грунта – это место называется сурчиной, с которой байбак обозревает владения. К моменту, когда я подошел к краю сурчины, от грызуна остались только усы, торчащие из глубины черного тоннеля.
Путешествовать хорошо большой компанией, посему особое внимание мы уделили второму ряду сидений. За Qashqai закрепилась репутация автомобиля с тесными задними сиденьями, и действительно, он уступал и «Актиону», и даже «Йети». Но он не тесный: сам за собой при росте 180 см я сажусь так, что перед коленями остается запас сантиметров в пять.
Другое дело, что у «Кашкая» самый неудобный дверной проем, особенно для людей в большой обуви. Подлокотник на двери – самый куцый, спинки сидений установлены вертикально... В общем, второй ряд «Кашкая» не столько тесный, сколько не самый «юзабельный».
То ли дело Actyon. Широкий дверной проем оценят пожилые люди, а рослые похвалят его за продольную вместимость. Спинки задних сидений регулируются по углу наклона и в заваленном состоянии обеспечивают наилучшие условия для сна во время поездки. Еще бы спрофилировать плоские сиденья под спину – было бы совсем хорошо.
Skoda Yeti даром что самая компактная, места на втором ряду ненамного меньше, чем в «Актионе», разве что спинки сидений нельзя запрокинуть так сильно. Но только здесь есть персональные воздуховоды с регулировкой угла и интенсивности обдува, а сиденья регулируются и по углу наклона спинки, и по вылету. При этом задние сиденья «Шкоды» можно легко демонтировать, превратив машину в этакий фургон.
Peugeot 4008 по вместительности – примерно как Qashqai, но дверной проем обеспечивает более удобную посадку. Правда, на дверях нет карманов для мелких походных принадлежностей вроде бутылок с водой. Зато у Peugeot и Ssang Yong есть вместительный центральный бокс, куда входит фотоаппарат-зеркалка. В бокс «Ниссана» она тоже входит, но только если нет флешки, которая парадоксальным образом перегораживает проем. В Skoda возить фотоаппарат приходится на заднем сиденье.
Пора обратно за руль. Самое скромное оформление салона – у Ssang Yong. Это касается и дизайна, и обилия жесткого пластика. Но с точки зрения функциональности Ssang Yong – это вполне современный автомобиль, что особенно чувствуется на фоне Renault Duster, который мы тестировали накануне. Четкие приборы, идеальное расположение и логика рукояток «климата». Правда, Actyon лишен каких-либо модных фенек: нет ни полноцветного экрана, ни камеры заднего вида, ни даже парктроников: вот почему бампер тестовой машины был расколот еще до поездки. А еще у него самые широкие передние стойки, мажущие дворники и заедающий замок ремня безопасности.
Peugeot 4008 – самый модный в квартете, и за это полюбился многим. «Если выбирать автомобиль именно для города, то это Peugeot 4008», – сказал после теста Петя Малетин, попавший под французское обаяние...
Но французское ли? Ведь 4008 – это, по сути, перелицованный Mitsubishi ASX. И все-таки Peugeot удалось добавить автомобилю шарма, что видно по смелым чертам его лица. Салон заимствован у донора, но оригинальный «пежовский» руль, отделанный кожей и щетинящийся множеством кнопок, создает ощущение заполненности и некого шика. Даже задние сиденья здесь отделаны перфорированной кожей. В общем, у модников нет иного выбора, кроме Peugeot 4008.
Nissan Qashqai – это мистер функциональность: все на своих местах. Придраться можно к управлению потоками воздуха, доверенному шеренге кнопок, но это уж вопрос привычки. При включении задней передачи на монитор выводится не только изображение с камеры заднего вида, но и проекция кругового обзора. Правда, в отличие от моделей Infiniti, на которых подобная система появилась раньше, в случае с Nissan изображение менее четкое и разборчивое. А еще во всех комплектациях «Кашкая» от 1,131 млн рублей приятным бонусом идет панорамная крыша. Не сказать, что в ней есть какой-то практический смысл, а на солнце так и вовсе припекает, но детская аудитория от это фишки в полном восторге. Кожаная отделка Nissan понравилась бархатистой фактурой, но на жаре, как ни крути, кожаный салон раздражает: липнут локти, припотевает спина. Брррр...
Yeti – автомобиль, чуждый внешнего лоска. Но у него самые удобные кресла, самые широкие диапазоны регулировок, самая четкая работа всех кнопок и «барашков». В некотором смысле Skoda минималистична: допустим, потолочные ручки не имеют микролифтов, а кнопки стеклоподъемников вынесены с подлокотников на сами двери – почему-то многие морщатся при виде такого решения. Пластик жестковат, но отличается хорошей подгонкой и приятной текстурой. Проблема Skoda в том, что в отличие от Peugeot 4008 и даже Qashqai, она не может пустить пыль в глаза, что усугубляется своеобразным дизайном. Поэтому и заочное отношение к Yeti у многих было прохладным.
Но это напрасно: Skoda – лучший автомобиль в квартете по управляемости. Какое чувство руля! Какое зажигательное подруливание задней оси на «ушах» виадука! Трудно найти другой автомобиль, чья скромная внешность так умело маскирует повадки легковой «зажигалки». На Skoda все время хочется обрулить какую-нибудь выбоину, чтобы еще раз восхититься самоуверенной точностью рулевого управления. Редактор службы новостей Павел Бряков проникся «Йети» с первых минут: «Машина держит тебя на адреналине, позволяя чувствовать все нюансы своего поведения, словно какой-то спортивный автомобиль. И ускорения очень ровные и напористые. Это мой фаворит». Кстати, норовистые повадки Yeti делали его самым сложным при движении на большой скорости: он не так умело скрывает истинную быстроту, как, например, Ssang Yong. Одной из трех водителей-женщин Yeti понравился всем, кроме реакции на педаль газа: по ее словам, пауза перед первым импульсом длится слишком долго (особенность робота DSG), а сама педаль слишком задемпфирована.
Активным водителям понравится и Qashqai: рулевое управление плотное, непосредственное, и выписывать кривые на нем – удовольствие. Peugeot близок к нему по настройкам, хотя усилие на руле не такое натуральное. Ssang Yong озадачил необходимостью держать «баранку» чуть левее нуля даже на прямых, и реакцией на колеи и ухабы, на которых руль пульсирует в руках. Зато Ssang Yong здорово скрадывает ощущение скорости, особенно, когда едешь пассажиром.
Зона отчуждения
Ракетная база в поселке Локомотивный Карталинского района когда-то была известна всему миру – здесь базировалась 59-ая дивизия ракетных войск. 46 баллистических ракет были наведены на юг Соединенных Штатов, за что группировку называли техасско-далласской. Для американцев существование дивизии было настоящей занозой в одном южном месте.
В начале нулевых годов по договору о разоружении базу расформировали: ракеты взлетной массой 211 тонн вывезли и уничтожили (одну запустили в космос), вооружение забрали, а всю инфраструктуру и «мелкую» военную технику, по словам местных, оставили на откуп мародерам. Те пилили на куски гермодвери и огромные крышки шахт массой по 140 тонн каждая, вывозили цветные металлы и рельсы. Когда «железный век» закончился, наступил каменный: остатки зданий пустили на балки и кирпичи.
В таком виде мы застали базу, проникнув на ее территорию через банальную дырку в заборе. Смотреть оказалось особенно не на что: рукотворные руины, заброшенные ангары и повсеместные следы присутствия «утилизаторов» советского наследия. Вот сложены в рядок бетонные блоки, а чуть дальше – кирпичи на палетах. В середине экскурсии пришел парламентер в черной бандане и попросил тихо и без шума удалиться, «пока хуже не стало».
Один из плюсов кроссоверов – повышенная проходимость. Помогает? Конечно. Мы форсировали неглубокий брод, а для ночевки заехали поглубже в поле по едва заметной колее в траве. Лучше всего к легкому офф-роаду приспособлены, пожалуй, Nissan Qashqai и Peugeot 4008 – у них и просветы на пару сантиметров больше, и днища защищены.
И все-таки переоценивать внедорожность наших кроссоверов не будем. Вне зачета в поездке участвовал Ford Fusion, который первым одолел реку вброд и везде проехал на равных с кроссоверами. Конечно, в дождь или снег баланс сил мог бы измениться, но в целом полноприводники на шоссейных шинах если и позволяют заехать дальше легковушек, то совсем непропорционально обещаниям рекламы.
Скорее, они добавляют уверенности, хотя порой это срабатывает против них: так, единственным автомобилем, засевшим во время поездки, был... Nissan Qashqai. Там, где водитель Fusion сдал бы назад и объехал кочку, Qashqai ринулся в бой, а через секунду прилег на пороги – пришлось толкать «врукопашную».
Расстановки сил
Если резюмировать, то при схожести характеристик и цен все четыре машины ориентированы на разную аудиторию.
Нон-конформист Ssang Yong – самый вместительный, оснащается современным турбодизелем и шестиступенчатым автоматом. В нем нет утонченности, свойственной продуктам именитых брендов, нет гламурного LED-блеска: это просто кроссовер без оригинальностей, честный, как Володя Шарапов. И понравится он тем, кто мечтал именно о большой полноприводной машине, а не средстве самовыражения за миллион.
Peugeot 4008 – зазеркалье Ssang Yong, стильный, яркий, городской. Водитель-гурман раскритикует настройки вариатора и рулевого управления, а просто водитель ничего не заметит, зато оценит мягкую подвеску, высокую посадку, ощущение дорогой машины. Это автомобиль-пижон, и владелец ему нужен соответствующий.
А вот Skoda Yeti – белая овечка с волчьим характером. С виду неприметная тихоня, девочка-отличница, но стоит ей надеть трико и выйти на беговую дорожку... Именно Yeti отличается той проработкой деталей и темпераментом, которые позволяют концерну Volkswagen оставаться популярной маркой, продавая машины дороже конкурентов. Главный минус Yeti с точки зрения автопутешествий – слишком уж маленький багажник.
Nissan Qashqai, быть может, самый сбалансированный автомобиль в квартете, и неспроста именно он – самый популярный. У него всего в меру, и в таком подходе чувствуется жесткая маркетология: Nissan удивительно точно попадает в потребности аудитории, и главная претензия к нему – неудобная посадка на второй ряд. Но у «Ниссана» есть маркетологический ответ – удлиненная версия Qashqai +2.
Сравнение цен полноприводных версий с автоматами
Сравнение цен базовых версий автомобилей
Лучше кроссовера
В прошлом году мы организовали межклассовый тест автомобилей разных сегментов, но близкой цены – чуть более 1 млн рублей. Было три кроссовера: Peugeot 4007, Skoda Yeti и Toyota RAV4, компактвэн VW Touran, пикап Mitsubishi L200, и два седана – Citroen C5 и Nissan Teana.
Под конец тура многие из нас пришли к выводу, что для дальних поездок больше подходят не кроссоверы, а седаны: у них больше багажники и, главное, они гораздо комфортнее. Когда пересаживаешься с Citroen C5 на Skoda Yeti, кажется, что попал в машину ниже классом, хотя среди однокашников Yeti выглядит фаворитом.
Разумеется, если предстоят частые ночевки в платочных лагерях, у кроссоверов появляется преимущество, а пикап Mitsubishi L200 и вовсе заберется в серьезную глушь – это полноценный внедорожник. При этом L200 дискомфортен в длительных вояжах, хотя эту особенность можно рассматривать как часть приключения.
Некоторые седаны готовы даже к легкому бездорожью: так, Nissan Teana можно заказать в версии с полным приводом, аналогичным тому, что ставят на X-Trail, и приличным дорожным просветом (165 мм). А Citroen C5 с регулируемой подвеской может подниматься на высоту порядка 200 мм, правда, в этом случае скорость ограничена 10 км/час, а ход становится очень жестким.
Фото: Фото автора, видео и монтаж Андрея ВИННИКОВА