Попасть в яму сейчас легко. Несмотря на бодрые рапорты городских дорожных служб о героической ликвидации последствий собственной же некачественной работы по укладке асфальта, проезд по улицам нередко сопряжен с аттракционами в духе Стивена Спилберга. Стоит на мгновение потерять концентрацию, как колесо ловит здоровенную яму. Гнутая полуось, разрыв шин, погнутый обод, пробитая подвеска, оторванный бампер – это только цветочки. Уворачиваясь от дорожных воронок, водители нередко цепляют друг друга, и тогда вообще наступает «северный пушной зверек» – пробка, объезд по тротуарам, гудки клаксонов и мат, адресованный дорожникам.
«Казанские дороги – это настоящие трассы для камикадзе, – говорит автолюбительница Мария Воронина. – Когда выезжаешь по какому-либо малоизвестному маршруту, то есть не дом – работа – дом, то не знаешь, чем все это обернется. Мало того, что все дороги в ямах природного характера, так еще огромное количество вырытых дорожными рабочими так называемых «карт». Нужно успевать одновременно уворачиваться от ям, машин, пешеходов. Дворы – это отдельная тема для разговора. Перед каждой лужей хочется вылезти из машины и потыкать на предмет глубины, потому что есть вероятность нырнуть туда вниз головой и не вынырнуть. Про огромное количество новых заборов так же разговор отдельный. Бесконечные пробки, ужасные дороги. При этом куча камер на предмет нарушения ПДД. Интересно, неужели при таком огромном количестве собираемых штрафов невозможно накопить деньги на асфальтовое покрытие дорог, причем качественное, а не то, которое через полгода приходит в абсолютно негодное состояние?»
А что делать, если «попал»? Конечно, чаще всего водители, чтобы не терять времени, решают вопросы сами – ставят запаску взамен пробитого колеса, терпят разболтанную ходовую, но специалисты советуют – не оставляйте все как есть, обращайтесь в страховую, в суд. Понятно, что ДТП из-за несоответствующего состояния дорог – самое сложное для возмещения ущерба. Но «стрясти» деньги с дорожников или администрации района – дело принципа.
Давайте посмотрим, какие повреждения дороги незаконны и находятся на совести дорожных и коммунальных служб. Нормативы для ям и колдобин определены в ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы». Так вот согласно этому удивительному документу предельные размеры отдельных просадок, выбоин и дыр не должны превышать по длине 15 см, ширине – 60 см и глубине – 5 см, что сроки ликвидации этих повреждений составляют от 5 до 10 суток ( в зависимости от интенсивности движения по дороге). Зимой сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов составляют 4-6 часов. Там ясно написано, что рельсы, то есть отклонение верха головки рельса трамвайных или железнодорожных путей, расположенных в пределах проезжей части, а также люков колодцев относительно покрытия не должны быть более 2,0 см, что проблемы с рельсами должны быть разрешены в течение 2 суток, а с люками колодцев – в течение 1 суток, что разрушенные крышки колодцев должны быть заменены в течение 3 часов.
Кстати о колодцах. Замечено, что весной с них резко исчезают крышки. Никто ничего вразумительного сказать по этому поводу не может, кивая на воровство и пункты приема черного металла. Но неафишируемые источники «шепнули» нам, что люки убирают намеренно, дабы облегчить сток талых вод с дорожного полотна. Ну как не наказать таких умников?
Таким образом, если вы попали в неприятную ситуацию из-за того, что на дороге присутствовали ямы, размеры которых превышали указанные выше, открытые люки, если рельсы и люки выступали над проезжей частью более чем на 2 см, если спустя 6 часов после окончания снегопада на дороге присутствует снежная каша, если после ночных заморозков спустя 6 часов дорога более пригодна для передвижения конькобежцев, чем автомобилей, во всех вышеприведенных (и некоторых иных) случаях вы имеете возможность попытаться возместить полученный вами ущерб.
Согласно п. 1.3 ПДД РФ, «дорожно-транспортное происшествие – событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб». Из этого следует, что в рассматриваемом случае присутствуют все составляющие ДТП: имеет место движение автомобиля и материальный ущерб, полученный в результате этого движения. Поэтому действия водителя в данном случае, в принципе, не отличаются от его действий при других видах ДТП.
Если автомобиль застрахован по каско, то процедура совершенно стандартна и проста – фиксируете с помощью гаишников ДТП, получаете справку и заявляете в страховую.
«Что касается страховки, то повреждение автомобиля в открытом люке или яме на дороге – стандартный страховой случай, – поясняет генеральный директор ООО «ЧерновЪ и Партнеры» Александр Чернов. – Поэтому, если у вас есть каско, пишете заявление в страховую компанию и получаете выплату там, а страховая компания будет самостоятельно взыскивать с виновника выплаченную автовладельцу сумму. Виновником обычно является лицо, отвечающее за ремонт и обслуживание данного участка дороги. Дорога может быть федерального, республиканского или даже муниципального значения, соответственно, и виновники будут разные. У нас была подобная судебная практика по падению автомобилей в открытые люки, в ямы на дороге. Часто подобные дела заканчиваются мировым соглашением, но пару раз мы взыскивали ущерб с владельцев люков и по решению суда».
Если нет, то все равно взыскать деньги можно и нужно.
Для начала (если нет пострадавших, которым надо оказать помощь в первую очередь) следует озаботиться о доказательной базе. Свидетелями могут стать водители автомобилей, едущих следом. Именно они обычно могут дать самую полную информацию о скорости вашего движения и предпринятых вами действиях. Но не сбрасывайте со счетов пешеходов, киоскеров, лотошников: не исключено, что именно они смотрели в это момент прямо на вас и видели, как вы залетели в яму или открытый люк колодца. Если же непосредственных очевидцев вашего инцидента установить не удалось, необходимо зафиксировать свидетелей, которые подтвердят последствия ДТП. То есть достаточно будет их показаний, что вы стояли возле ямы (открытого люка) с пробитым колесом, разбитым картером либо иным повреждением. Срочно вызывайте на место ДТП друзей, приятелей или родственников с фото- и видеоаппаратурой, чтобы во всех подробностях зафиксировать ситуацию. В конце концов попросите свидетелей снять происшествие на мобильный телефон, если свой без камеры. Наличие фотографий существенно повысит ваши шансы в последующих разборках с дорожными службами. Желательно заснять место ДТП с четырех направлений с разных дистанций. С дальних (50-100 м) расстояний снимают для того, чтобы привязать место ДТП к каким-либо стационарным объектам (дома, километровые столбы, коммунальные объекты). Средние планы нужны для получения представления об общей картине ДТП (следы торможения, возможность обнаружения опасности и т.п.). Крупными планами можно заснять полученные повреждения, состояние дорожного покрытия, само препятствие, из-за которого случилось ДТП и т.п. Перед фотографированием не забудьте выставить знак аварийной остановки.
Конечно, ненадлежащее состояние дороги еще не является гарантией возмещения ущерба. Вас наверняка попытаются обвинить в том, что вы неверно выбрали скорость движения, поздно обнаружили опасность на дороге и поздно начали тормозить, а значит, в ДТП виноваты вы сами и никто вам денег не должен. Поэтому все собираемые вами на месте доказательства должны подтверждать тот факт, что препятствие появилось перед вами внезапно и вы не имели технической возможности предотвратить наезд на него.
Согласно п. 10.1 ПДД РФ «водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля над движением транспортного средства для выполнения требований правил.
При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства». В нарушение именно этого пункта правил вас и будут упрекать все, начиная от ГИБДД и заканчивая дорожными службами. Поэтому вы должны быть готовы доказать, что опасность для движения (яма на дороге, открытый люк и т.п.) возникли на дороге внезапно. Вы предприняли экстренное торможение для снижения скорости, но предотвратить наезд на препятствие не смогли. И фотографии должны помочь вам в доказательстве этого.
Идеальный случай подобной ситуации, когда повреждение дорожного покрытия (ямы) или открытый люк (например, ливневой канализации) находятся в луже и скрыты водой. В этом случае водитель никак не мог предвидеть опасность и, двигаясь даже с маленькой скоростью, вполне может пробить колесо или получить более серьезные повреждения подвески.
Известен случай, когда крышка канализационного люка повернулась на 90 градусов и в направлении движения была фактически не видна (попробуйте различить предмет толщиной около 5 см). Водитель решил пропустить открытый люк между колес, в последний момент заметил повернутую крышку, начал тормозить, но в итоге автомобиль получил серьезные повреждения, а водитель – травмы.
В темное время суток ямы и открытые люки видны существенно хуже, поэтому и в этих случаях у водителя обычно не возникает проблем с доказательствами выполнения требований п. 10.1 ПДД РФ. Внезапно препятствие может возникнуть перед водителем, когда он едет за другим транспортным средством, особенно крупногабаритным. Например, троллейбус может пропустить открытый люк между колес, а у водителя легковушки сделать это не получится. Снежные скользкие колеи могут послужить причиной выбрасывания вас на сторону встречного движения, даже если вы будете двигаться максимально осторожно.
Следующий шаг – регистрация ДТП в ГИБДД. Звонить туда нужно сразу, буквально не выходя из машины. Потому что пока они соберутся и приедут, времени пройдет достаточно. Вполне возможно, что выехать к вам они откажутся, а скажут, чтобы вы составили схему и добирались в ГИБДД самостоятельно. Обязательно спросите (и запишите), с кем вы разговаривали. Потому как нередки ситуации, когда водителя, прибывшего в ГИБДД, встречают градом упреков и требованием вернуться на место происшествия. Если автомобиль не на ходу, то прибытие в ГИБДД вообще становится проблематичным. В этом случае вы можете настаивать на выезде ГИБДД на место, а при их отказе начинайте звонить во всевозможные инстанции: от дежурного УВД города, до прокуратуры.
В любом случае, покинуть место ДТП вы можете лишь после того, как составите схему. На схеме очень желательно указать размеры, дорожное повреждение привязать к неподвижным предметам (домам и т.п.). Саму схему следует подписать у понятых, в качестве которых попросите выступить прохожих или водителей.
Очень велика вероятность того, что при оформлении материалов в ГИБДД сотрудники будут заставлять вас включать в свои объяснения фразу, что вы невнимательно следили за дорогой и потому попали в яму, что вы двигались с повышенной скоростью и т.п. Не поддавайтесь на эти уговоры. Наоборот, из объяснений должно следовать, что препятствие возникло перед вами внезапно, что вы предприняли все возможные меры, чтобы избежать наезда, но не имели технической возможности для этого. Не забудьте обязательно указать в своих объяснениях свидетелей ДТП.
Не исключено, что сотрудники ГИБДД в справке о ДТП укажут, что вы не выполнили требования п. 10.1 ПДД, неверно выбрали скорость и т.п. Бороться с этим сложно, но можно по данному факту написать жалобу руководителю ГИБДД, в которой указать необоснованность подобных обвинений и привести доказательства, подтверждающие вашу невиновность.
После того как ДТП будет оформлено, можно начинать процесс возмещения ущерба. Как советуют юристы сайта www.zakonnadoroge.ru, прежде всего следует установить владельца данного участка дороги либо канализационного люка. Для этого обратитесь в районную ГИБДД к инспектору по организации дорожного движения. Он должен помочь установить владельца разбитого участка дороги, незакрытого колодца. Бывает, что даже с помощью ГИБДД истинного владельца установить не удается. Тогда ответчиком можно считать администрацию района или города. Например, известны случаи, когда в качестве ответчиков указывали 7 организаций, в том числе администрацию района.
Следующим шагом, как в обычном ДТП, должна быть оценка ущерба, причиненного вашему автомобилю. Следует выбрать любую из оценочных фирм (их сейчас довольно много, обговорить с ними время и место осмотра поврежденного автомобиля), и пригласить на этот осмотр всех лиц, которых вы намерены пригласить в качестве ответчиков. Можно разослать им телеграммы с уведомлением о вручении. А можно отвезти приглашения лично и под расписку сдать в канцелярию (или секретарю) нужной организации. Главное, чтобы при необходимости вы смогли подтвердить факт вручения приглашения. Текст приглашения поможет составить оценщик, но, в принципе, он не сложен.
Например, вот такой: «10 апреля 2011 года в ООО «Эксперт» по адресу: ул. Ленина, 3, состоится осмотр экспертами и составление калькуляции для исчисления ущерба и определения стоимости ремонта моей автомашины, пострадавшей от ДТП, произошедшего на пр. Победы 2 апреля 2011 года. Прошу прислать на место осмотра представителя с доверенностью».
Если ущерб заключается в пробитых шинах и изувеченных колесных дисках и эти повреждения зафиксированы в справке ГИБДД, то, в принципе, можно обойтись и без оценщика, предъявив впоследствии чеки из магазина за приобретенные диски и резину. Но лучше действовать в строгом соблюдении закона.
В акте осмотра нужно указать явившихся представителей и попросить их зафиксировать свое присутствие подписями. В случае необходимости они могут выразить свое несогласие, указав, что то или иное повреждение не могло быть получено в данном ДТП. Неявившихся также нужно указать, пояснив, что они были приглашены, но не пришли.
После того как эксперт рассчитает сумму ущерба, можно приступить к досудебному урегулированию конфликта, а можно сразу подать исковое заявление в суд. Первая стадия обычно имеет смысл, если сумма ущерба невелика и если известен ответчик – в этом случае нередко удается получить искомую сумму, не доводя дело до суда. Суть досудебного урегулирования заключается в предъявлении претензии, в которой нужно описать суть ДТП и предложить добровольно возместить вам ущерб.
Если ответчик в добровольном порядке откажется возмещать ущерб, то придется решать дело через суд. Иск подается по месту нахождения ответчика. Если ответчиков несколько, то можно подать по месту нахождения любого из ответчиков. Перед подачей иска следует уплатить государственную пошлину. Текст иска не сильно отличается от текста претензии, а сформулировать исковое заявление вам помогут в любой юридической конторе, которые занимаются подобными случаями.
Юристы компании «Автоюрист» сообщили, что процедуры взыскания ущерба вполне стандартны и укладываются в обычные сроки, отведенные законом под процессуальные действия. То есть месяц-два.