13 декабря на московском Тверском бульваре открылся павильон, в котором выставлены опытные образцы «Ё-мобилей». Наконец публика увидела это будущее российского автопрома живьём, а не в сомнительных роликах. На стендах представлены три модели: ё-микровэн, ё-кроссовер и ё-фургон, отдельно выставили макет мотора и платформы, общей для всех трех авто. Пока презентация проходит в закрытом режиме, но со 2 по 12 января двери шоу-рума откроются для всех желающих.
Итак, три «Ё-мобиля» разных классов, доступны для живого общения. По словам журналиста «Газеты.ру» Михаила Лобачева, который присутствовал на презентации, представителей СМИ было не меньше, чем на открытии шоу-рума Marussia. Впрочем, это и неудивительно при таком разожженном интересе к невероятному автомобилю, покрытому несколькими слоями тайн. А ведь на первом этапе, когда в Интернете появились черно-белые эскизы будущих «Ё-мобилей», никто не верил, что эти непонятные формы воплотятся в реальность. Сейчас это модели вполне традиционной внешности, над которой поработали российские и белорусские дизайнеры. От первоначального футуристического облика отказались, как утверждают разработчики, в пользу технически совершенного содержимого.
«Задача презентации «Ё-мобиля» – разрушить сразу несколько стереотипов, – заявил глава группы «Онэксим» Михаил Прохоров. – Во-первых, что в России не могут делать хорошие машины. Второй-новый автомобиль с нуля можно создать только на государственные средства». Учитывая публичный скепсис по поводу вместительности новинок, Михаил Прохоров лично посидел в каждой из них – мол, даже он с его двухметровым ростом запросто размещается в салоне.
Сразу отметим, что выставочные экземпляры – не более чем пластиковые макеты. В течение 180 дней над ними трудились мастера столичных кузовных ателье. Из чего в конечном итоге будет изготовлен кузов, производители не раскрывают и ограничиваются обобщенными «композитными материалами и полимерами».
«Все крышки и двери в прототипах свободно открываются и закрываются, уплотнители пригнаны добросовестно, но некоторые накладки от прикосновения «дышат». Каждая из моделей оборудована климат-контролем, двумя подушками безопасности и системой стабилизации. Передняя панель визуально кажется слишком плоской, не как в серийных машинах, – делится впечатлениями Михаил Лобачев. – В центре панели дисплей, на котором высвечиваются показатели спидометра либо карта навигации (систем ГЛОНАСС и GPS). Чуть ниже сенсорный экран, на котором завязано управление функциями машины. Конструкторы задались целью избавиться в салоне от большинства кнопок и тумблеров, оставив только главный селектор. Однако выбрать нужную песню в трек-листе или попасть в меню навигации удается, порой, не с первого раза».
Впрочем, как и завести сам ё-мобиль: глава «Яровита» Андрей Бирюков смог «раскачать» мотор лишь с третьей попытки. А сделать это можно дистанционно с помощью мобильного телефона, которому тоже присвоено название в духе бренда – «ё-фон». Такой аппарат будет идти в комплекте с ё-машиной.
Главный конструктор «Ё-проекта» (так теперь называется проект «Городской автомобиль») Андрей Гинзбург кратко охарактеризовал технические тонкости. По его словам, все модели полноприводные, хотя по желанию клиента можно ограничиться только передним приводом. Далее он пояснил, что на макетах стоят роторно-поршневые моторы немецкой компании Weber, которая специализируется на двигателях для экстремальной техники. От него работает генератор, энергия накапливается в суперконденсаторах, а в движение машина приводится электромотором. По словам главы «Яровита», российский «Ё» будет отличаться от всех гибридов в мире, поскольку ему не понадобится даже подзарядка от электросети – и все благодаря мощным накопителям энергии.
Сейчас ведется доработка роторно-лопастного мотора, который в перспективе заменит нынешний агрегат и будет мощнее него. Пока заявленный запас сил – 60 «лошадей» для всех трех моделей. В качестве топлива может использоваться как 92-ой бензин, так и природный газ. В будущем альтернатива может исчезнуть – в рамках «ё-философии» (смотрите видео) планируется использовать только экологичный газ.
Конструкция подвески оказалась вполне традиционной: на задней оси установлена скручивающаяся балка, спереди – стойки McPherson, и никаких новшеств сюда вносить не требуется. Что касается комплектующих, то закупаться они будут преимущественно у иностранных производителей.
В одном из интервью «Единому российскому порталу» Михаил Прохоров рассказал, как появлялись новые конструкторские идеи и как просто «Ё-мобили» будут поддаваться ремонту: «Машинка состоит из 400 легко заменяемых блоков. Этакий конструктор «Лего»: что-то приходит в негодность – заменяйте без ущерба другим системам. Это очень выгодно, поскольку облегчается восприимчивость к любым инновациям. Вообще, многие решения набирали везде, где только можно. Мы на своем сайте даем технические задания и получаем огромное количество предложений. 80% из них, конечно, безумные, но 20% – реально интересные. Например, человек принёс провод, который его отец в 70-х годах сделал для оборонки, но он там не прижился. У него какое-то особое сечение, поэтому он в 4 раза легче обычного, а пропускает ту же силу тока. Потому вес нашего двигателя вместе с энергоустановкой всего 65 кг. Соответствующие по мощности самые современные западные двигатели весят 250-300 кг. Очевидное преимущество».
«Ё-мобили» планируется запустить в серийное производство в 2012 году и продавать по 10 тысяч единиц в год. Намечен выход и на зарубежные рынки. По оценке самого Прохорова, инвестиции в проект (150 млн евро) окупятся через три-пять лет. Опрос на тему «Ё-мобиля», размещенный на нашем сайте, подтвердил это: только 9,5% считают проект вполне реальным, более 29% опрошенных уверены – это профанация, а 33% вообще ничего не знают о проекте «Ё». Однако многие до сих пор не верят в успешность бренда «Ё», даже после презентации.
«В единичном экземпляре можно сделать все, что угодно, но я не верю в этот проект, так как его экономика не просчитана. Пока даже нет реального двигателя, а тот, что показали – не настоящий, – заявляет BFM.ru заместитель главного редактора журнала «За рулем» Игорь Моржаретто. – Да и сам внешний вид... Такой выбор цветового решения имеет право на существование, ведь мода возвращается. Но в дизайне автомобиля прочитывается слишком много надерганных справа и слева цитат, а общей идеи нет. Эти автомобили не будут продаваться ни в 2012 году, ни позже. Это чисто политический проект и красивый стеб».
Но такое мрачное будущее «Ё-мобилей» рисуется не в каждой голове, хотя и оптимистический настрой не исключает целого списка «но»: «Когда за дело берутся большие люди с большими деньгами, хочется верить, что проект не загнется на полпути, – говорит редактор тюменского автосайта 72avto.ru Игорь Филатов. – В конце концов, пиар вокруг «Ё-мобиля» настолько раздут, что теперь для Михаила Прохорова запустить серийное производство машины – это дело чести. Если касаться технических характеристик автомобиля, то бесспорно, будущее за гибридными автомобилями, что уже не один год успешно доказывает Toyota выпуском «Приуса». Дизайн скорее всего претерпит серьезные изменения. Редкий выставочный концепт выпускают в жизнь в первоначальном виде. Словом, автомобиль при заявленной цене в 350-450 тысяч рублей с условием качественной сборки и высокой безопасности, найдет своего покупателя. Например, среди молодежи. А, учитывая серьезное удорожание бензина, городские пробки и отсутствие парковок, 3,5-литровый расход топлива и компактный размер привлекут к «Ё-мобилю» внимание старшего поколения. Конечно, можно добавить во все это и ложку дегтя, например, не все ясно с процессом реализации готовых автомобилей, техническим обслуживанием. Будет ли создана собственную сеть дилерских центров и СТО или заключено соглашение, насколько это повлияет на конечную стоимость машины и так далее. Остается дождаться первых серийных автомобилей, которые и снимут все «если».
Фото: Фото производителей