Сегодня сигнализация в качестве охранного комплекса автомобиля является, пожалуй, самой главной опцией в списке дополнительного оборудования. Ее основная задача – защитить автомобиль и его «содержимое» от посягательств со стороны злоумышленников, так сказать, предотвратить кражу или угон автомобиля. Однако прогресс, как известно, не стоит на месте, и современные автосигнализации, помимо защиты от воров, научились выполнять ряд дополнительных сервисных функций, значительно упрощающих жизнь автовладельца. О том, как выбрать автосигнализацию и на какие моменты обратить внимание, наши советы.
Разновидностей автомобильных охранных систем довольно много, но все они могут быть условно поделены на два типа. Первый – это системы, подающие звуковой и световой сигналы. Они достаточно дешевые, а их задача сводится лишь к активации бортовой сирены и подаче световых сигналов в случае нападения. Отсюда главный недостаток этого типа сигнализаций – отсутствие интеллекта, проще говоря, угонщику не составит труда ее деактивировать. Второй тип противоугонных систем – это системы, предупреждающие о проникновении в автомобиль по радио: сигналы поступают на специальный брелок-пейджер или по спутниковой связи (обратная связь). Ее большим достоинством является то, что она довольно сложна для разблокирования, и то, что она оповестит о покушении, даже если автомобиль находится за пределами прямой видимости.
Сейчас многие автопроизводители комплектуют свои автомобили штатной заводской сигнализацией, стремясь максимально обеспечить будущего автовладельца всем необходимым оборудованием. Однако использование штатной охранной системы не всегда оправдано, поскольку обычно такого рода сигнализации являются представителями низшего и среднего класса, да и к тому же не учитывают индивидуальные потребности автовладельца.
Что касается стоимости охранных систем, то здесь все индивидуально. Она может варьироваться от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч рублей в зависимости от степени защиты автомобиля и пожеланий самого автовладельца. На деле же специалисты практикуют правило: стоимость затрат на сигнализацию должна составлять от семи до десяти процентов рыночной цены автомобиля. Нет смысла на недорогой автомобиль ставить продвинутый охранный комплекс и, наоборот, покупая дорогой автомобиль, необходимо максимально защитить его от действий воров, чтобы, так сказать, легче спалось.
На рынке существует большое количество всем известных охранных систем начального уровня. Это Mongoose, Pantera, Alligator и прочие. Но это все сигнализации раннего поколения, то есть не отвечающие современным требованиям по охране автомобиля. Кроме того, эти сигнализации хорошо известны угонщикам, для которых вскрыть такую систему не представляет никакой проблемы. К тому же нужно знать, что у каждой машины есть своего рода время угона. То есть если, скажем, «Жигули» не удается угнать за три-пять минут, то машину просто бросают, переключаясь на более легкую добычу. Поэтому основной функцией качественной охранной системы является не стопроцентная защита, а увеличение времени, требуемого на угон, и, следовательно, увеличение количества шансов, что вашу машину просто оставят в покое.
При выборе охранной системы следует определиться, от чего необходимо защищать машину. Здесь следует учитывать и стоимость машины, и ее «популярность» среди угонщиков. Кроме этого, надо знать, кто покупает машину: мужчина, девушка, женщина с ребенком. Все эти факторы должны учитываться при выборе той или иной системы. Повторим, любая машина стоит своего времени, поэтому не имеет смысла на подержанную машину устанавливать спутниковый охранный комплекс. Да, это очень хорошая охранная система, но человек, оснащенный всем необходимым для угона машины, защищенной такой системой, просто не будет ее угонять. Поэтому на такую машину имеет смысл поставить более дешевый комплекс, состоящий из электронной и механической части, то есть из противоугонной системы и, например, блокиратора КПП.
Любая сигнализация имеет базовый набор функций. Она реагирует на открывание двери, капота или багажника, на разбивание стекла. Многие сигнализации реагируют на проникновение в салон. То есть если угонщик выдавил стекло, а сигнализация не сработала, тогда при попытке попасть в салон она сообщит об угоне. При этом сигнализация блокирует двигатель, не давая возможности завести машину. Кроме этого, любая сигнализация еще имеет набор сервисных функций. Самое простое – это открывание-закрывание дверей с помощью брелока. Многие сигнализации сейчас имеют функцию автозапирания. То есть если вы случайно сняли систему с охраны и не открываете дверь, то через минуту машина сама встанет на охрану. Предусмотрена возможность открывать не все двери машины сразу, а поочередно. Это сделано для того, чтобы при открытии дверей угонщик не мог проникнуть в салон через, скажем, пассажирскую дверь.
Если вы отдаете машину в сервис и боитесь, что там сделают дубликат ключа, можете предусмотреть сигнализацию с сервисным ключом, которым можно отключить ее, и тогда можно отдавать машину на сервис без брелока от системы. Для защиты от считывания злоумышленником кода вашей сигнализации предусмотрены специальные метки, которые при приближении к машине сами снимают ее с охраны. Действуют они на расстоянии около 70 сантиметров, что практически исключает возможность считывания кода. Это удобно еще и в том случае, если у вас украли ключи или банально вытащили из машины. Злоумышленник завладевает ключами, но через некоторое время машина проверяет наличие метки в салоне и, не находя ее, блокирует двигатель. Такая защита особенно актуальна для девушек, которые вряд ли смогут оказать серьезное сопротивление угонщику. То есть качественные охранные системы служат не только для того, чтобы машина ночью оповещала о своем угоне, но для защиты машины от совершенно разных способов кражи.
Менять охранную систему на новую – занятие неблагодарное. Во-первых, это очень сложно, а во-вторых, придется тратить деньги на то, чтобы сначала снять старую, а затем установить новую сигнализацию. Поэтому лучше предусмотреть систему с возможностью расширения. Это как купить компьютер с возможностью апгрейда. Таким образом, можно расширить возможности системы без серьезных финансовых вливаний, например, установить дополнительный пейджер с функцией обратной связи или усилить контур охраны, установив дополнительные датчики тревоги (датчик движения, объема, наклона и т. д.). Более того, современные технологии позволяют автовладельцу управлять сигнализацией посредством SMS, используя при этом обычный сотовый телефон.
Комплектация любой автомобильной сигнализации отражена в ее описании по эксплуатации. Но этот список, как правило, еще не все, что нужно для работы штатного комплекта охранной системы. В большинстве сигнализаций нет сирен, и ни одна из систем не комплектуется электроприводами замков дверей. Есть системы с одним брелоком управления и без датчика удара, но это приемлемо только для систем экономкласса. Только дорогие сигнализации комплектуются удаленными реле блокировки и силовыми реле.
В целом, система противоугонной сигнализации в ее базовом варианте состоит из:
базового блока (процессор);
датчика удара;
брелока дистанционного управления;
служебной кнопки с проводом;
комплекта проводов и набора для монтажа (шурупы, разъемы, стяжки и т. п.).
В зависимости от класса сигнализации различные производители комплектуют свои сигнализации дополнительными устройствами, как то сирена, GPS/GSM-модуль с передающим устройством, электроприводы замков, концевые выключатели и т. п. При выборе автосигнализации имеет смысл подбирать комплектацию под определенный автомобиль и под определенный тип установки. Например, почти все современные автомобили оснащаются электроприводами замков еще на заводе, а сирены в комплекте дешевых сигнализаций, как правило, стандартного звучания и неавтономные.
Сигнализации можно настраивать по степени чувствительности. При установке сигнализации рекомендуется настраивать некие средние параметры. Но машина может стоять около железной дороги, а может – в глухом лесу. Поэтому в зависимости от внешних условий в каждом конкретном случае можно задать определенные настройки степени чувствительности сигнализации, хотя уже имеются системы, которые владелец машины может отрегулировать сам с помощью брелока.
Кстати, автомобильная сигнализация, по статистике, признана самым надоедливым изобретением. Система, призванная охранять автомобиль, издавая громкие звуки, на самом деле лишь раздражает и утомляет.
Как уже говорилось, помимо автосигнализации, можно предусмотреть и другие средства защиты от угона. Прежде всего, это блокираторы рулевой колонки, рычага КПП и капота. В случае с рулем и рычагом КПП это не должна быть обычная «кочерга», которую можно или саму перекусить, или перекусить руль и снять ее. Это должны быть надежные механизмы, которые устанавливаются под рычаг или внутрь рулевой колонки. Специалисты также рекомендуют устанавливать блокировку капота, чтобы угонщик не смог добраться до двигателя и электроники. Блокиратор капота не видно, поэтому угонщик не может предположить наличие такого устройства. И если у него нет с собой механических приспособлений для взламывания капота, то он просто бросит машину и не сможет ее угнать.
И не забудьте «подстраховаться». Во-первых, страховка повышает уровень безопасности автомобиля, а во-вторых, как следствие избавляет автовладельца от избыточной нервозности. Если машину все-таки угонят, то со страховым полисом на руках есть возможность компенсировать хоть какую-то часть ущерба. Кроме того, можно застраховать машину не только от угона, но и от ущерба, то есть если злоумышленник разбил стекло, но не смог угнать автомобиль, страховая компания оплатит стоимость восстановительного ремонта.
Вообще, воры и угонщики тоже не дураки. Сотрудники УВД выделяют пять основных схем работы воровских бригад:
1. прокол заднего правого колеса: меняя его на запаску, водитель не закрывает двери на замок, при этом левая часть машины находится вне поля видимости. Преступник, присев, подходит к машине гусиным шагом и в тот момент, когда хозяин авто снимает колесо с оси, осторожно открывает дверь и похищает борсетку, дипломат или другие вещи, лежащие в салоне. Не брезгуют даже панелями от магнитол;
2. подлив масла под автомобиль и на радиаторную решетку. Этот способ работает на тех автомобилях, где открытый капот закрывает лобовое стекло: под переднюю часть машины наливают «отработку» и сообщают водителю, что у него масло вытекает. Тот, пытаясь разобраться в «поломке», открывает капот и погружается в осмотр содержимого двигательного отсека. В этот момент и происходит кража из салона. Причем один из воров «забалтывает» водителя, «стараясь помочь устранить неполадку»;
3. отвлечение внимания или использование любого способа удаления автовладельца из машины на некоторое время: одинокого водителя отвлекают просьбой показать на карте маршрут, просят подтолкнуть другой автомобиль, в том числе используют «беспомощных блондинок», которым «нужна техническая помощь»;
4. подбор ключей: двери некоторых отечественных авто можно открыть отверткой или металлической пластиной. У профессионального вора имеется набор отмычек, при помощи которых он может быстро открыть дверь, похитить вещи и скрыться. Звуковая сигнализация здесь не помогает, так как пока хозяин среагирует и прибежит, преступник успевает скрыться;
5. дерзкий способ: хулиган проверяет наличие у авто сигнализации, пиная по колесу. Если через минуту автовладелец не реагирует, он разбивает стекло битой или другим твердым предметом и похищает ценные вещи.
Подведем итоги. К выбору автосигнализации следует подходить не менее ответственно, чем к выбору автомобиля. Ведь система защиты от угона уже стала чем-то большим, чем простая сирена, которая будит весь дом посреди ночи от случайного шороха. При выборе сигнализации в первую очередь следует учитывать ее технические параметры, такие как тип микропроцессора, степень защиты радиоканала, ее энергозависимость и т. п. Однако немаловажное значение при выборе современной сигнализации стоит уделить и эргономике, и набору сервисных функций, которые она способна обеспечивать.