Первый вопрос, который задают покупатели и перекупщики подержанных автомобилей – год выпуска. Второй вопрос – пробег. Стоимость автомобиля непосредственно зависит от этих двух цифр. И если с первым все понятно: год можно изменить, разве что подделав документы, то вот показания спидометра, то есть, одометра, конечно, можно и «скрутить». Что перекупщики в большинстве своем с успехом и делают. Но пусть не обольщаются любители «срубить левое бабло»: кроме показаний счетчика, существует еще много признаков, указывающих на возраст машины.
Честно говоря, даже реальные цифры пробега не отображают истинного состояния автомобиля. Некоторые дотошные автолюбители старой закалки настолько грамотно и качественно ухаживают за своим авто, что его состояние остается на уровне «очень хорошо» даже после пробега в миллион километров. Другие «любители» катаются на «пацаномобилях». Их машины уже через полгода эксплуатации можно «пристреливать». Есть еще таксисты, меняющие авто ежегодно, есть сельские жители, у которых машины работают в тяжелейших условиях, есть, в конце концов, просто «чайники». То есть, при учете всех этих условий пробег начинает выступать как некий относительный параметр.
«При оценке состояния автомобиля стоит начать с кузова, самой дорогой части машины, – поясняет автоэксперт Михаил Романов. – Неровные зазоры между деталями, несовпадения плоскостей кузовных деталей, следы краски в неожиданных местах – это все признаки ремонта, а значит и аварии. И если ремонт проведен качественно, то никаких изменений в геометрии кузова, ослабления его несущей способности произойти не должно. Другое дело, что очень часто такой ремонт делается чисто косметическим, чтобы скрыть факт деформации кузова. Килограммы шпаклевки, некачественная сварка деталей, покраска без грунтовки все это обязательно приведет к быстрому разрушению, коррозии, проседанию кузова».
Как рассказал эксперт, отдельные «умельцы» используют для маскировки дефектов кузова картон, бумагу и даже пластилин. Поэтому опытные мастера сразу при осмотре берут с собой шило, которым проверяют на жесткость различные скрытые от взгляда места кузова. Это и внутренние углы багажника, которые очень трудно «вывести» после смятия от удара, края порогов и крыльев, где коррозия могла «проесть» сквозные дыры, места сопряжения плоскостей. Например, возле фар или габаритных фонарей. Родной металл шило не пропустит, а вот толстый слой шпаклевки или крашенная бумага позволит острому кончику продавить слой краски.
На петли и болты дверей, капота и крышки багажника тоже надо обратить внимание. Если на них есть царапины, значит, их уже снимали. А для чего еще, кроме замены или покраски? Есть еще и специальная аппаратура, которая позволяет оценить возраст автомобиля по степени коррозии. Считается, что ржавчина в среднем «съедает» до 0,1 мм неоцинкованного металла в год. Зимняя эксплуатация с ночным стоянием в теплом гараже может увеличить скорость коррозии в несколько раз: повышенная температура и отсутствие вентиляции, слой грязи с солью, провоцируют и ускоряют коррозию. На отечественных машинах, кстати, ржавчина образуется обычно на второй год. А в местах ремонта – и того раньше.
Следующий секрет – остекление. В маркировке стекол почти всегда указана дата изготовления, которую можно сравнить с годом выпуска автомобиля. Год изготовления стекла указывается одной цифрой слева от вертикальной линии под логотипом производителя. Если стекла «неродные», значит, их меняли. Соответственно, или был удар по стеклу или деформация кузова. Лобовое стекло здесь особо не показатель: оно страдает и от летящих камней, потому его меняют чаще.
Заглянем под капот: первое, что теряет двигатель при длительной эксплуатации – это компрессия. Для отечественных автомобилей падение компрессии на 1-1,5 кгс/см2 соответствует примерно 80-100 тыс. км пробега. Сизый дым из выхлопной трубы – маслосъемные колпачки «пробежали», не менее 80 тысяч километров. Масло в воздушном фильтре и дым из шланга вентиляции картера говорят о 100 тысячах километров пробега. Точно такой же пробег можно «диагностировать», если измерить содержание СО в выхлопе, при отключении и включении вентиляции картера. При небольшом пробеге оно не меняется. Шум подшипников водяного насоса и генератора – тоже показатель солидного пробега. Хотя на наших машинах они могут шуметь и просто так.
Что касается шума из коробки передач, то если он есть, значит и пробег не менее 80 тысяч км. А уж если и передачи включаются нечетко, синхронизаторы запаздывают (хруст), то цифра эта подтверждается. Вообще, ходовая, детали которой нетрудно заменить, диагностируется только гипотетически. Слишком новая – значит недавно меняли. Кстати, рулевые наконечники изнашиваются за 30-40 тысяч километров, а весь механизм надо менять после 100-120 тысяч.
Тормозные диски – еще один повод задуматься. Передние на отечественных авто меняют после 70-80 тысяч километров пробега. Задние колодки изнашиваются за 60-80 тысяч км. И если ручник при полном подъеме не держит, то износ колодок налицо.
И еще один момент – накладки на педали. Они стираются пропорционально пробегу. Сначала сцепление на 50 тысячах километров наполовину изнашивается, потом на педали тормоза. К 80 тысячам на педали сцепления резина изнашивается до металла. Так что, обращайте внимание!
Замечания и дополнения приветствуются.