В этот раз раздел «Автостоп» как нельзя лучше соответствует своему названию. Поскольку Уфа стоит на своеобразном перекрестке двух федеральных дорог, то на любой из них в любое время можно заметить отчаянно голосующих людей. Автостоп, или хитч-хайкинг, как его называют на Западе, давно уже превратился из средства передвижения в образ жизни.
Наш сегодняшний герой – Алексей Кузнецов, профессиональный хитч-хайкер, за несколько лет проехавший более 25 тысяч километров автостопом. За его плечами дороги России, ближнего и дальнего зарубежья и даже кусочек Африканского континента. Но обо всем по порядку.
– Что подтолкнуло вас к тому, чтобы в первый раз выйти на трассу?
– Началось с того, что некоторое время я жил в Москве и попал там на тусовку автостопщиков, или как они себя называли «самостоятельных путешественников» – от английского backpacker. Автостоп меня привлекал и раньше, и эта встреча стала своеобразным толчком. Решил попробовать и, как видите, путешествую автостопом уже несколько лет.
– Существует ли какая-то субкультура автостопщиков?
– Субкультуры как таковой нет, есть просто люди, которым это нравится. Их довольно много и в Москве, и в Уфе, и в других городах. Путешествуют люди все равно по одиночке или парами. Именно поэтому, кстати, у меня ни одной фотографии нет, где я на трассе стою.
– Где вы успели уже побывать?
– Изъездил практически всю европейскую часть России, в прошлом году была поездка по Европе, планировал доехать до Парижа, но пришлось немного задержаться в Скандинавии. Больше месяца катался по Египту. Ближе к весне планирую обширную поездку по Ближнему Востоку, хочу проехать автостопом через несколько стран и сделать из этого своеобразное реалити-шоу в Интернете.
– Не возникало проблем с языковым барьером?
– Знания английского везде было достаточно. Один раз только собеседник меня не понял, было это, кажется, в Дании. А так в тех же скандинавских странах английский – как второй язык, им владеют практически все
– Где проще ездить автостопом – в России или за рубежом?
– Везде одинаково. Что там, что здесь, люди подвозят разные: случалось ездить и на дорогих иномарках, и на фурах с дальнобойщиками. Мне было интересно самому почувствовать разницу между автостопом в России и за границей. Дороги в Европе, конечно, на порядок лучше, чем у нас. Забота об окружающей среде у них тоже на высоком уровне: вдоль всех дорог расставлены заграждения, чтобы дикие животные не выбегали на проезжую часть и не погибали под колесами.
– Бытует мнение, что автостоп – это опасно…
– Я считаю так: опасность нас может подстерегать где угодно, даже возле собственного дома. Путешествия автостопом ничем не опаснее любого другого способа передвижения, главное, соблюдать элементарные меры предосторожности.
– Какие, например?
– Ни в коем случае не ввязываться в конфликты, если возник спор, лучше попросить остановиться и выйти из машины. Не следует раздражать водителя разговорами и тем более пытаться лезть к нему в душу – захочет, сам все расскажет. И еще такой момент: нежелательно садиться в машину, если в ней находятся несколько человек. В случае чего с одним справиться еще можно, а вот с двумя или больше – уже вряд ли. Хотя за эти 25 тысяч километров, которые я проехал, у меня не было ни единого конфликта с водителями, наоборот, водители обычно довольно доброжелательно настроены.
– Какие средства самозащиты желательно брать с собой в поездку?
– Никаких. Лучшая защита – это язык, договориться можно всегда и со всеми. Никакого оружия – это может лишь добавить неприятностей вам. Пневматика или газовый баллончик не смогут усмирить противника, а только разозлят его.
– А какие-нибудь необычные случаи происходили с вами в поездках?
– Бывало всякое, в основном водители историями делятся. Особенно дальнобойщики любят байки рассказывать. На самом деле, интереснее всего так называемый синдром случайного попутчика: крайне маловероятно, что вы встретите еще когда-нибудь этого человека, а он вам рассказывает такие подробности из личной жизни, какие самым близким людям вряд ли доверил бы.
– Сколько времени нужно, чтобы добраться, скажем, до Москвы?
– Я добираюсь менее чем за сутки, даже быстрее поезда. Как ни странно, это приходит с опытом: я знаю, где надо встать, а где сойти, чтобы пересесть на следующую машину.
– Поделитесь секретом?
– Конечно. Лучше всего занять позицию сразу после КПМ. Во-первых, водитель будет видеть, что вы безбоязненно стоите возле поста милиции, а значит, вряд ли замышляете что-то плохое, во-вторых, территория КПМ, как правило, хорошо освещена, ну и, в-третьих, возле постов все водители снижают скорость. Вставать перед постом нежелательно: в этот момент у водителя все внимание сосредоточено на гаишниках.
– Но ведь КПМ в какой-нибудь глуши вряд ли найдешь…
– Лучше выйти из машины на полторы сотни километров раньше, чем потом остаться на каком-нибудь глухом повороте, где можно простоять всю ночь и не поймать попутной машины.
– Сколько денег желательно взять с собой в поездку?
– Ровно столько, сколько вы обычно тратите на себя. Привыкли тратить 100 рублей в день – берите 100, тратите 500 – значит 500. Конечно, бывает, что стопщик застрянет где-нибудь, но мир не без добрых людей, не пропадете.
– У автостопщиков есть какие-нибудь суеверия, талисманы?
– Не слыхал о таком. Сам я человек не суеверный, поэтому никаких ритуалов не провожу, и талисманов на легкую дорогу у меня тоже никаких нет.
– Что такое автостоп для вас?
– Я не ставлю акцента на само передвижение, это лишь способ самостоятельного путешествия. Автостоп – это не просто способ недорогого или бесплатного передвижения, для меня это в первую очередь средство познания мира, познания людей, изнанки жизни, которую не увидишь по телевизору. Мне интересно, чем люди живут на самом деле, и именно благодаря автостопу у меня есть возможность это увидеть своими глазами. Есть такой термин backpacker, он обозначает именно «самостоятельных путешественников», для которых добраться из пункта А в пункт Б – не самое главное. Я сам себе составляю маршруты, программу, и сам решаю, куда мне ехать, сколько там оставаться, что хочу посетить и так далее. Когда я ездил по Египту, например, пирамиды меня не очень впечатлили, зато мне захотелось подольше задержаться в Александрии, очень красивый город. А Каир совершенно не понравился, и я оттуда очень быстро уехал.
– Как родные относятся к вашим путешествиям?
– Поначалу, конечно, беспокоились, потом привыкли. Но и сейчас волнуются, когда я в очередной раз куда-нибудь уезжаю. Я всегда стараюсь звонить с трассы, рассказывать, как у меня дела. Кроме того, я постоянно пишу в блоге о своих поездках.
– Что вы посоветовали тем, кто только подумывает о том, чтобы заняться автостопом?
– Ну, попробовать-то в любом случае стоит. И тогда уже решить – твое это или не твое. Зависит от того, чего вы хотите. Если вам важнее дешевый способ передвижения – лучше просто купите билет на поезд. Но если вам важнее общение с людьми, открытие чего-то нового – тогда все получится.
Блог Алексея Кузнецова о самостоятельных путешествиях находится по адресу: http://onetraveller.ru/