Не бояться отстаивать свою правоту на разборе в ГИБДД, в суде и даже после суда, призывают автовладельцев казанские юристы. По данным статистики, число дел об административных правонарушениях, рассматриваемых судами в последнее время, составляет 80% от всех остальных. Причем люди, прошедшие через них, отмечают очень низкий уровень соблюдения процессуальных норм. Не сопротивляясь прямому беззаконию, мы сами себе роем яму.
Если рассмотреть ситуацию поэтапно, то начинается все с того момента, когда вас остановил инспектор ДПС. В большинстве случаев инспекторы пренебрегают соблюдением всех норм закона и ограничиваются составлением протокола без понятых и свидетелей. Суды же принимают точку зрения инспектора, часто спорную. А очевидную невиновность водителя «не видят». Несмотря на это, водитель, защищающий себя правовыми методами, вызывает у суда уважение.
«Мы живем в цивилизованном мире, и поэтому должны пользоваться тем, что дает нам эта цивилизация, – говорит юрист компании «Автоюрист» Рамис Закиров. – Cовершенно нетрудно приобрести телефон с видеокамерой, или, даже при наличии средств, видеорегистрирующее устройство. Записывайте сразу с момента остановки, или даже раньше. Если видео не получается писать все время, пусть хотя бы будет звук, сейчас в судах такие записи – это прямое доказательство невыполнения инспектором всех положенных действий Нам часто приходится сталкиваться с такими фактами, когда понятые появляются в протоколе уже после того, как он составлен, и часто эти люди вообще не видят водителя, на которого этот протокол составляется. Когда начинаешь спрашивать таких «понятых», то оказывается, что они подписали документ в страхе перед сотрудником, «чтоб права не отобрал».
Вообще юристы часто сталкиваются с вопиющими фактами незнания и невыполнения законов. И советуют, что не бояться надо инспекторов или судей, а знать свои права! Не справляетесь сами – обратитесь к профессионалам сообщите в прессу, поднимайте эти вопросы везде, где можно. Тогда и количество прецедентов уменьшится. Скандалы никому не нужны.
Что же может помочь отстоять свои права (в прямом и переносном смысле)?
Самое первое: несогласие с протоколом в письменной форме, обстоятельства совершения ДТП, подкрепленные показаниями своих свидетелей, активное участие в судебном заседании.
В первую очередь автомобилисту на суде нужно заручиться поддержкой свидетелей. Ими могут быть любые прохожие или водители, все, кто видел ДТП. Лучше получить от них сразу на месте их контактные данные: адреса и телефоны.
Необходимо также заснять место остановки вашей машины, а также автомобиль инспекторов с читаемыми номерами.
Также эксперты советуют заполнять все до последней строки в протоколе, все пустоты надо вычеркнуть. В протокол должны быть занесены личные данные свидетелей и понятых. Если в момент совершения процессуальных действий вы не видели понятых, то впишите в протокол соответствующее заявление.
В крайнем случае, необходимо сообщать о противоправных действиях сотрудника по телефону доверия.
«У нас в Казани и Татарстане инспекторы для фиксации нарушений до сих пор применяют бланки неустановленного образца, – продолжает Закиров. – То, что в России ввели новый регламент и, соответственно, другую форму бланков, нас почему-то не касается. То же самое и с протоколом медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. С 1 сентября 2008 года они стали другими. Но не у нас. Тем не менее, в любом из этих документов есть графа «свидетели». Заполните ее обязательно. Гаишники, кстати, очень этого не любят и всячески противодействуют этому. Вот тут и поможет камера! Так же заполнить нужно и графу «объяснение»; если вам есть что сказать, то напишите «объяснение прикладывается на отдельном листе». После этого вы можете на обычном листе бумаги написать свое видение событий».
Как рассказали юристы, скрупулезно соблюдать все эти «совсем не мелочи», приходится потому, что в стране не работает статья 1.5 Административного кодекса «презумпция невиновности». То есть у нас не суд доказывает виновность, а человек доказывает свою невиновность. Именно поэтому, чтобы не стать жертвой равнодушной системы, учите свои права, не бойтесь их отстаивать.
Как пример грамотной защиты водителя в Горсуде можно привести вот такое дело.
На пригородной дороге водитель на автомобиле Mitsubishi совершил обгон с выездом на встречную полосу в зоне действия знака «Обгон запрещен». Инспекторы зафиксировали правонарушение и направили материал мировому судье.
Водитель защищался, отмечая, что в том месте, где он выехал на «встречку», была прерывистая линия разметки. Мировой судья его аргументы не принял и лишил прав на четыре месяца. Районный суд оставил это постановление в силе.
Тогда водитель обратился с надзорной жалобой в высшую инстанцию, где судья установил, что на схеме, составленной сотрудниками ГИБДД, видно: на дороге, где двигался автомобиль, имеется прерывистая линия разметки. Знак «Обгон запрещен» установлен там без указания зоны его действия. Доводы заявителя были приняты, и предыдущее постановление было отменено – водителю вернули удостоверение.
«По моему мнению, – говорит Рамис Закиров, – неадекват сотрудников внутренних дел происходит от чувства безнаказанности. Это чувство не приводит ни к чему хорошему. Так вот и надо лишить их этого ощущения. В конце концов, есть служба собственной безопасности, прокуратура. Если водители перестанут закрывать на «ошибки» инспекторов глаза, то и порядка и закона на дорогах станет больше».