Разговоры о том, что пользоваться телефоном за рулем автомобиля опасно и наказуемо, постепенно перешли в разряд привычных. То есть водители стали пользоваться телефоном гораздо аккуратнее: если видят на обочине сотрудников ДПС, то коротко бросив в трубку: «Сейчас, погоди, гаишники», держат ее в руке. А после того как «опасность миновала», спокойно продолжают разговор. Те же, кто говорит много и часто, но не хочет «палиться», приобретают hands free – проводное или беспроводное устройство, позволяющее при разговоре по телефону держать руки свободными. Казалось бы, вопрос исчерпан и решен. Однако не торопитесь делать выводы.
Безопасности не бывает слишком много, поэтому тему телефонных разговоров за рулем продолжают изучать. Очередные исследования, проведенные в этой области как нашими специалистами, так и психологами в США, вновь показали, что опасность представляет собой не только телефон возле уха, но и просто разговор по телефону, пусть и при помощи специальных приспособлений типа hands free. Удивительно, но в ходе эксперимента с использованием Bluetooth-гарнитур выяснилось, что у «любителей поболтать по мобильнику» существенно замедляется время реакции, фактически она сходна с реакцией водителя, находящегося в алкогольном опьянении.
И еще одну деталь уточнили: даже самые разговорчивые пассажиры гораздо меньше отвлекают водителя от управления, чем телефон, к тому же они могут указать на замеченную опасность либо вовремя замолчать в зависимости от обстановки на дороге. Наиболее наглядным результатом экспериментов стал эпизод, когда водитель, говоривший по мобильному через гарнитуру во время движения, проехал мимо въезда на нужное шоссе, тогда как второй водитель, несмотря на общение с пассажирами и благодаря своему и их вниманию, поворот не пропустил.
«Я очень не люблю, когда мне звонят, а я за рулем, даже наличие гарнитуры не спасает, – признается менеджер магазина мобильных телефонов и аксессуаров «Луч» Владимир Кольцов. – Даже то, что я пользуюсь гарнитурой, не особо спасает от невнимательности, приходится отвлекаться. Поэтому стараюсь не брать трубку. Кстати, сейчас все больше водителей приобретают устройства hands free или систему громкой связи в машину. Я не знаю, насколько будет разница в показателях рассеянности при разговоре «в трубу» и при использовании гарнитуры, но считаю, что это все-таки лучше, чем мобильник возле уха».
В отделе пропаганды БДД рассказали про эксперимент, который провели их коллеги для подтверждения гипотезы о вреде разговоров за рулем. Для подтверждения был выбран прямой участок дороги длиной около 500 м. Задание для участников эксперимента было несложным – проехать «змейку» с постоянной скоростью: в первый раз – без телефона, второй – с сотовым и третий – с устройством hands free. Вопросы в ходе беседы по сотовому водителям задавали несложные – решили проверить знание таблицы умножения. Для чистоты эксперимента в качестве испытуемых были приглашены разные категории участников дорожного движения: новичок, три месяца назад окончивший автошколу, опытный водитель и профессиональный гонщик.
Как и следовало ожидать, лучшие результаты участники показали на первом этапе (без телефона): разброс скорости составил 3-5 км/ч. Разброс скорости на этапе с телефоном у профессионального водителя оказался примерно 10 км/ч, тогда как у остальных доходил до 29 км/ч.
Также участники эксперимента отметили, что чувствительность микрофона гарнитуры такова, что усиливает любые шумы и заставляет вслушиваться в слова собеседника. А это сильно отвлекает от дороги.
Вывод напрашивается сам собой: пользоваться телефоном при управлении автомобилем – опасно. Hands free задачу водителя облегчает, но ненамного: мозг не успевает справиться с двумя потоками информации, внимание разделяется, и зачастую это не идет на пользу автолюбителю. Новичкам лучше вовсе отказаться от телефонных разговоров за рулем, а всем остальным водителям при использовании гарнитуры лучше ограничиться кратким обменом информацией. Если возникла необходимость в длительном разговоре, лучше съехать на обочину и остановиться.
«Я вообще резко отрицательно отношусь к разговорам за рулем, – заявляет руководитель школы высшего водительского мастерства Олег Шатов. – И не важно, что человек делает кроме того, что ведет машину, – любой раздражитель его отвлекает от управления. Тем более разговор, музыка или новости. В любом случае, мозг начинает делить внимание, направлять усилия для решения других задач – на понимание и поддержание собеседника, например. В результате концентрация снижается и реакции сильно запаздывают. Уже после телефонного разговора мозг приходит в норму в течение 12-20 минут, которые он тратит на обдумывание прошедшего разговора. Даже музыка в салоне, какой бы она ни была – унылой или бодрящей – замедляет реакцию водителя на 20-30 процентов».
Кстати, по мнению австралийских ученых, не меньшую угрозу для автомобилиста представляют и GPS-навигаторы и автомагнитолы. Страховщики опросили 2500 водителей и выяснили, что при использовании спутникового навигатора во время вождения отвлекаются около 17% мужчин и 12% женщин. У 42% респондентов внимание рассеивает работающий в машине СD-проигрыватель, так как сложно удержаться от соблазна поменять настройки навигатора или начать переключать песни на магнитоле.
Конечно, закон не запрещает ни музыку, ни общение в машине, отвлекаться или нет – личное дело каждого. Тем не менее будьте благоразумны и не подвергайте свою жизнь дополнительной опасности из-за пустяков. Удачи на дорогах.