Так и не решается, остается в подвешенном состоянии вопрос о том, «кто на дороге главный». Каждый участник движения тянет одеяло на себя. Автомобилисты костерят велосипедистов и байкеров, те жалуются на водителей. Кроме того, при возникновении ДТП с участием владельцев двухколесного транспорта часто возникает ситуация, что велосипедист считается виновным в любом случае. До сих пор остается открытым вопрос о регистрации велосипедов и выдаче им специальных номерных знаков. Об этом говорят, проводят совещания и брифинги, а воз и ныне там.
В прошлом году исследовательским центром портала SuperJob.ru среди 1800 респондентов из всех округов РФ был проведен любопытный опрос: нужны ли права велосипедисту? По данным портала, 13% россиян считают, что следует обязать получать права и на вождение велосипеда. По их словам, «велосипедисты совсем обнаглели, в городе происходит все больше аварий по их вине». 25% опрошенных убеждены, что ни на один из названных видов транспорта (велосипеды, мопеды и скутеры) права получать не нужно. «Серьезной опасности для других участников движения они не представляют, а убиться можно и на самокате, – считают россияне. – Все эти нововведения нужны лишь для того, чтобы получать больше взяток». Вместо внесения поправок в закон они предлагают построить велодорожки, «создать условия для безопасного передвижения этих транспортных средств», «запретить им движение по магистралям и улицам с интенсивным движением». Те же, кто имеют водительские права, соглашаются с инициативой законотворцев несколько чаще остальных. Например, обязать получать права на вождение скутеров предлагает 61% респондентов, имеющих водительские права. Среди не имеющих водительских прав участников опроса таких 57%.
«Существующими правилами все действия велосипедиста на дороге оговорены, – говорит начальник юридического отдела ВОА Татьяна Кулагина. – Если, например, велосипедист задел автомобиль, объезжая его слева, или в открывающуюся дверь врезался, или даже попал под колеса следующей в попутном направлении машины, то виноват в этом случае будет сам велосипедист. По правилам, он не может удаляться от края тротуара далее чем на метр. Я понимаю, что не всегда можно протиснуться между автомобилем и бордюром, но таковы правила. Кстати, выезжать на тротуар тоже запрещено. Именно поэтому в большинстве случаев ДТП с участием велосипедистов суд признает виновными их. Добавлю свое наблюдение: мне кажется, что в последнее время родители стали менее заботливыми, менее внимательными к своим детям – их все больше становится на улицах, на дороге. Так как правилам дорожного движения их никто практически не учит, они и становятся чаще всего жертвами ДТП. Кстати, раньше на велосипеды выдавали свидетельства о регистрации и специальные номерные знаки. Сейчас такой практики нет, и мне кажется, что просто государство закрывает глаза на эту проблему. Думаю, что введение удостоверения велосипедиста и номерных знаков побудит всех участников движения к большей ответственности».
Теперь рассмотрим самые распространенные ДТП
Наиболее опасное ДТП с участием велосипедиста – лобовое столкновение со встречной машиной, поворачивающей на перекрестке налево. Это приводит к тяжелым последствиям, хотя и не является самым распространенным. Представьте себе: на обычном четырехстороннем перекрестке байкер двигается прямо. В этот момент встречная машина решает повернуть налево. По правилам дорожного движения машина должна пропустить поток транспорта, движущийся прямо, включая байкера (мы говорим об общем случае, когда нет дорожных знаков, предусматривающих другое). Однако соблазн сэкономить время заставляет «водителей-шумахеров» попытаться проскочить раньше, что и приводит к ДТП.
Картинка с натуры: на перекрестке слева у разделительной полосы стоит машина со включенным левым поворотом и пропускает поток, в котором вы движетесь. Внезапно она, увидев перерыв в вашем потоке, стартует и старается делать это с максимальным ускорением, чтобы проскочить в образовавшийся интервал. Несмотря на то, что вам приходится резко тормозить, тормозной путь все равно довольно велик. Следует отметить, что чаще всего и машина предпринимает попытку уклониться от столкновения, тормозя и отворачивая еще левее. В результате ваш велосипед вместе с вами влетает машине в борт.
Как не попасть в такую аварию?
Первое: проезжая перекресток, надо наблюдать за встречными машинами, которые готовятся к повороту. Второе: обязательно надо смотреть за встречными, когда вы двигаетесь на перекрестке в одиночку, а не в потоке машин. Третье: если вы видите, что встречная машина стартует вам наперерез, то ваше спасение не торможение – а торможение плюс маневр вправо. Четвертое: в темное время суток водитель может плохо видеть байкера. Велосипедисты почти поголовно используют задние фонарики – мигалки, задние катафоты, на велосипедной одежде много светоотражающих полос именно сзади. В то время как спереди байкер часто ничем не выделяется: ни фонариком, ни катафотом, ни светоотражающими полосами. Если вы много ездите по городу в сумерках – надо заботиться не только о задних фонариках, но и передних, а при выборе одежды обращать внимание на то, чтобы полосы были со всех сторон. Пятое: если у вас хорошее зрение, попробуйте посмотреть не на машину, а на самого водителя. Посмотрите ему в глаза – если зрительный контакт есть, значит, и он вас видит, и вероятность того, что даст газу ниже. Шестое: если вы почувствовали себя неуверенно, если вы подозреваете, что водитель спереди может сделать какую-то глупость – не забывайте золотое правило: «Дай Дорогу Дураку». Лучше притормозить заранее, чем потом устраивать разборки.
Столкновение велосипедиста и машины, поворачивающей направо
Об этом рассказывают практически все, кто ездит по городу. Происходит оно так. На перекрестке или на пересечении с выездом из дворов, бензоколонок и тому подобного машина поворачивает вправо, не пропуская байкера, движущегося прямо. При таком виде ДТП, как правило, не машина врезается в байкера, а байкер врезается в бок автомобиля, который подставляет ему машина. Во всех подобных ситуациях неправ водитель.
Что можно сделать, чтобы не попасть в такую аварию?
Подъезжая к перекрестку, у которого стоят машины, рекомендуется занять место в правом ряду перед первой машиной не менее чем в метре от обочины. В этом случае водитель однозначно трактует ваши действия, понимая, что вам – прямо. Далее, сразу после сигнала светофора, можно плавно перестраиваться в крайнюю правую позицию. Аналогична динамика движения байкера и в случае, когда светофор зеленый и машины двигаются потоком. Им тоже надо дать понять, куда именно вы едете. Если есть сплошной поток поворачивающих направо машин, то в этом случае не забудьте показать рукой сигнал левого поворота. Пусть вы только перестраиваетесь, и всего-то на метр, но машина сзади поймет, что вы делаете, и не будет пытаться вас обогнать. Оторвавшись от обочины на метр-полтора, вы заметно повышаете свою безопасность на перекрестке.
Что делать, если все-таки ДТП неизбежно, и машина начала вас объезжать спереди?
Постарайтесь врезаться в нее под максимально острым углом. Для этого необходимо отворачивать вправо – впрочем, это вы сделаете вполне инстинктивно. Чем острее угол, тем выше ваши шансы не упасть. Кроме маневра вправо, постарайтесь на последней стадии торможения отпустить передний тормоз, продолжая тормозить задним, и как бы оттолкнуться от машины левой рукой.
Мнения сторон
«И все же я не понимаю, почему в любом случае при столкновении водители винят в этом только меня, – возмущается любитель велосипедных покатушек Артем Халиков. – Вот буквально сегодня какой-то псих сломал об меня зеркало, обматерил и умчался дальше. И это еще хорошо, потому что если бы мы стали вызывать ГИБДД, то мне пришлось бы платить ему за это зеркало, хотя я и не виноват в принципе. Ехал я справа, а этот водила обгонял поток. Причем справа, по полосе движения, предназначенной для автобусов. Я уже не один раз общался с инспекторами, они говорят одно и то же: «Раз у тебя нет прав и регистрационного знака, то ты не имеешь права выезжать на дорогу общего пользования. А раз ты на этой дороге столкнулся с автомобилем, значит, ты и есть злостный виновник ДТП». Просто и ясно. Но ведь знаков нет ни у кого! И где их получать, тоже неизвестно».
Пока ответа на эти вопросы в ГАИ не знают: «Вопрос рассматривается, и, в частности, обсуждаются механизмы регистрации и порядок получения прав, однако когда закончится этот процесс, никто сказать вам не сможет», – прокомментировал ситуацию представитель ГИБДД.
Напомним, что министр внутренних дел Рашид Нургалиев отметил, что система регистрации велосипедов может оказаться крайне полезной для безопасности дорожного движения. «В европейских странах вы можете взять велосипед напрокат. Многие из них, я видел, имеют идентификационные номера, так что они, наверное, тоже помещены в полицейские базы данных. Поэтому, может, и нам придется», – говорил глава МВД.
Начальник ГИБДД России Виктор Кирьянов тоже подтвердил тот факт, что в 2009 году планируется ввести права для водителей мопедов и скутеров, ГИБДД будет принимать экзамены и выдавать водительские удостоверения для управления этими видами транспорта, а пока идет процедура согласования в Министерстве образования.
«С таким же успехом можно предложить повесить регистрационные знаки на каждого пешехода. Пешеход тоже является участником дорожного движения. Даже с законодательной точки зрения ввести такие поправки достаточно сложно. Необходимо менять кучу законов, начиная от ПДД и заканчивая некоторыми статьями КоАП», – считает лидер общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков.
Понятно только то, что сроков этого нововведения пока никто не знает, и скорее всего, в ближайшем обозримом будущем ничего нового мы не услышим. Но расслабляться не стоит, все-таки, согласно закону, велосипед и скутер – транспортное средство. А без регистрации и номерного знака – на дорогу ни шагу, или автоматически становишься нарушителем. Чем и воспользуется на разборе ДТП любой судья или представитель страховой компании.
Напомним
Велосипедисту движение по тротуару запрещено. Допускается движение по обочине, если это не создает помех пешеходам.
Велосипеды должны двигаться только в крайне правой полосе в один ряд, возможно – правее. Кстати, правило, про движение велосипедистов в метре от обочины уже несколько лет отменено.
При одинаковых скоростях тормозной путь более легкого велосипеда даже больше, чем у автомобиля, особенно на мокрой дороге. Велосипед как паровоз! Мгновенно остановить невозможно!
Для велосипедиста, вполне очевидно, куда более важно не допускать ДТП, чем водителю авто – тому светит ремонт, может быть, разборки, если сбитый серьезно пострадал, а вот велосипедисту почти нереально обойтись без травм, особенно при столкновении на скорости.
Почти 20% всех ДТП с автомобилистами и велосипедистами происходят, когда автомобиль поворачивает направо, не пропуская двигающегося вдоль обочины велосипедиста. Причин возникновения таких ДТП две: либо водитель не замечает движущегося велосипедиста, либо подсознательно считает, что велосипедист, как пешеход, может остановиться мгновенно.
9% ДТП происходят, когда водитель или пассажир в стоящей машине резко открывает дверь, и велосипедист не может ее объехать. Это очень серьезное ДТП. Известны случаи, закончившиеся летально для велосипедиста. Важно знать, что водитель автомобиля, согласно ПДД, обязан убедиться в том, что есть возможность открыть дверь безопасно. Только кто это делает?
8% ДТП с велосипедистами случается, когда происходит столкновение велосипедиста, едущего по главной дороге, с автомобилем, едущим по второстепенной. Эти аварии часто имеют серьезные последствия.
7% ДТП происходят, когда встречный автомобиль пытается повернуть налево, не пропуская двигающегося прямо велосипедиста.
6% ДТП происходят, когда автомобилист въезжает в велосипедиста сзади. В этих ДТП виновником может быть как автомобилист, так и велосипедист (например, если он внезапно вильнул, чтобы объехать открытый люк или другое препятствие).
3% ДТП происходят при попытке обогнать велосипедиста справа. Отметим, что обгон справа запрещен.
Удачи на дорогах!
Фото: Фото с сайта Tumblr.com